Увидел свет русский перевод монографии Марлен Ларюэль "Арийский миф и имперская мечта в России XIX века" [1]. Отечественному читателю эта французская исследовательница знакома по своей внушительной книге о евразийстве 1920-30-х годов [2], и вот теперь становится доступным своеобразный пролог к ней. К сожалению, новая книга издана крайне неряшливо, кишит опечатками и неточностями, в том числе в фамилиях. Тем не менее, видно, что опытный переводчик, перешагнувший недавно свой 85-летний юбилей, сам был увлечён данной темой, дописав несколько собственных комментариев. Впрочем, приходится иметь дело с тем изданием, которое есть. А оно, несомненно, заслуживает характеристики в свете изучения истории общественной мысли и исторической науки России с начала XIX по начало XX века.
Ключевым методологическим положением Ларюэль является изучение интеллектуального пространства России в сравнении с Германией и Францией в XIX веке применительно к различным этапам в восприятии индоевропейской проблемы, прародины и праязыка индоевропейцев и конкретно славян, к интерпретации термина «арийский» или «ариец». Автор на протяжении всей книги стремится показать широчайший спектр российских толкований «арийства», все из которых, однако, строились на отталкивании и полемике с романо-германским пониманием этого слова. Европейцы исключали русских из «арийства» – отечественные учёные яростно отстаивали свою «арийскую» идентичность. Европейцы тяготели к расизму и антропологическим исследованиям – русские исследователи категорически отвергали любой намек на расовое понимание «арийства». Двойственность положения России между Европой и Азией вынуждала русских идеологов XIX века искать формулу, отвечавшую русскому, антизападному варианту «ориентализма», зачастую воспринимая себя то как представителей «незападной Европы» в противовес Западу, то как представителей «иранства» в противовес «кушитству» и Турану. Таковы выводы Ларюэль, основанные на изучении сотен произведений русских историков и публицистов (хотя, пожалуй, при дальнейших поисках можно было найти и единичные примеры, не укладывающиеся в эту схему).
Объёмная книга наполнена россыпью сотен имен, фамилий, названий произведений. Автору не вполне удалось их упорядочить: часто она снова и снова возвращается к одним и тем же именам и повторяет одинаковые тезисы. Тем не менее, особо большое внимание в монографии уделено всемирно-исторической концепции Алексея Хомякова, азиатским доктринам Эспера Ухтомского и – для начала XX века – Туркестанскому кружку любителей археологии. По-видимому, эти три примера Ларюэль считает наиболее показательными, группируя все остальные по принципу сравнения с ними. В этой логике выстроена уже вторая глава, посвященная сравнению различных мнений в России XIX века о родине варягов (Скандинавия, Литва, славянская Балтика, Приазовье, Причерноморье…) и о прародине славян (Скифия, Сарматия, Сибирь, Средняя Азия, Крым, Рим, Греция, Троя и т.д.) – мнений, одно другого чудеснее. Тем не менее, именно в острейшем соперничестве между ними постепенно кристаллизовалась подлинно научная славистика, с одной стороны, и серьезная русская историософия, с другой. Побочной ветвью этих потуг, между прочим, стала фантастическая украинская историография от Михаила Грушевского до Агафангела Крымского. Пытаясь обрести корни русской и славянской идентичности то в Бактриане, то на Черном море, то у италиков, а подчас записывая в славяне даже гуннов и тюркоязычных протоболгар и хазар, русские историки вроде Эверса, Морошкина, Венелина, Гедеонова, Забелина, Иловайского формировали тот «питательный бульон», в котором к началу XX века взрастет, отбросив фантазии, подлинно евразийское понимание идентичности России. А евразийство Ларюэль считает в определенном смысле энтелехией русской мысли, по направлению к которой двигались умы предшествующего столетия. «Когда б вы знали, из какого сора…»
Третья и четвертая глава посвящены «азийству» в русской мысли. В них Ларюэль системно рассматривает изменение восприятия Индии и санскрита от романтически мифологизированного к научному, становление русской научной иранистики и исследования алано-славянских параллелей в эпосе и культуре (Всеволод Миллер). Достается своя доля внимания также теософии Блаватской и Рериха, Владимиру и Всеволоду Соловьевым, Льву Толстому и не только. Наряду с русскими консерваторами в орбиту внимания Ларюэль попадают и те немногие народники и либералы, кто также разрабатывал «иранский» и «арийский» миф русскости, окрашивая их в «демократические» цвета утопии о равенстве и братстве народов Великой Степи (Сергей Южаков, Михаил Венюков). Разумеется, автор не могла пройти мимо тех, кого сейчас причислили бы к направлению folk-history, а то и попросту «фриков», иначе говоря – к космисту Николаю Фёдорову, мечтавшему отыскать тело арийского праотца на Памире, и основателю Томского университета Василию Флоринскому, фанатично искавшему славян в лице скифов, сарматов и саков Древней Сибири и Алтая.
Неудивительно, что вектор исследования после этого смещается в сторону идей о русской миссии по завоеванию Средней Азии и поиску под тюрко-монгольскими слоями Турана следов древней туранской, ираноязычной или «тохарской» культуры. Здесь в дело вступали уже не кабинетные мыслители, а управленцы, политики, практики: Николай Пржевальский, Агван Доржиев, Петр Бадмаев, Эспер Ухтомский и туркестанские археологи. Все вместе они сформировали отчетливо «евразийское», «восточническое» мировоззрение императора Николая II и определили азиатский вектор геополитики России рубежа XIX–XX веков со страстными мечтами и эзотерическими представлениями о Тибете, Маньчжурии, Памире и не только.
Таким образом, перед нами предстает обширное историческое полотно, насыщенное фактами и примерами. При должном уровне концептуализации, теоретического осмысления приведенных в рассмотренной книге случаев можно существенно расширить представление о том, как искала и обретала себя русская мысль XIX века, как пробивался наружу потаенный Русский Логос. Действуя в духе методики "Ноомахии" [3; 4; 5; 6], можно расширить перспективу и переоценить рассмотренные Ларюэль концепции, уточнив их место в развитии русского самосознания.
Как мы уже знаем по предыдущей книге Ларюэль о евразийстве, её невозможно заподозрить в какой-либо особой склонности к апологии российской геополитики. Но её нельзя упрекнуть и в предвзятости. Тем ценнее конечные выводы монографии Ларюэль об извилистом пути идеи «арийства» в России с 1810-х по 1917 годы. Эти выводы сводятся к тому, что понимание «арийскости» в России резко противоречило западному. Оно было лишено расизма и антисемитизма (хотя подчас вдавалось в «туранофобию»), зиждилось на неизменном культе Империи и ее великой миссии в Центральной Азии (которая чаще всего рассматривалась, наряду с Великой Степью, как прародина ариев или хотя бы славян). Несмотря на расхождения между русскими мыслителями, искавшими славян и варягов в совершенно разных местах, отдававших предпочтение то Ирану, то Индии, то Тибету, то германцам, то греко-римлянам, – они все были звеньями одной цепи, участниками одной дискуссии друг с другом длиной в век, регулярно ссылавшимися друг на друга.
Толчком к такому развитию «арийского мифа» в России (к началу XX века всё чаще принимавшего «скифскую» форму) Ларюэль уверенно считает постоянную угрозу со стороны западного дискурса, воспринимавшего Россию как Азию, дискредитировавшего ее и тем самым вынуждавшего Россию самоопределиться в собственном, ответном мифе по отношению к Азии. Так или иначе, за сто лет русская мысль прошла большой путь, повзрослела, из романтических и славянофильских пеленок доросла до более интегрального «ариофильства» (Н.П. Петерсон), «скифства» (А.А. Блок) или «азийства» (Э.Э. Ухтомский), до восприятия России как «срединного мира Азийско-Европейского материка» (В.И. Ламанский) и члена «Великого Восточного союза» (К.Н. Леонтьев). Для логического завершения этой тенденции оставалось сделать лишь один шаг. Он был сделан в 1920–1921 годах Николаем Трубецким и Петром Савицким и вывел русскую мысль на давно желаемый евразийский простор.
Литература
1. Ларюэль М. Арийский миф и имперская мечта в России XIX века. М.: Тотенбург, 2022.
2. Ларюэль М. Идеология русского евразийства, или Мысли о величии империи. М.: Наталис, 2004.
3. Дуган А.Г. Ноомахия: войны ума. Логос Турана: индоевропейская идеология вертикали. М.: Академический проект, 2017.
4. Дугин А.Г. Ноомахия: войны ума. Русский Логос I. Царство Земли. Структура русской идентичности. М.: Академический проект, 2019.
5. Дугин А.Г. Ноомахия: войны ума. Русский Логос II. Русский историал. Народ и государство в поисках субъекта. М.: Академический проект, 2019.
6. Дугин А.Г. Ноомахия: войны ума. Русский Логос III. Образы русской мысли. Солнечный царь, блик Софии и Русь подземная. М.: Академический проект, 2020.
Публикация: Katehon
-
Валентин
25 июля 2022 в 11:09Рутц
======= Максим Медоваров== Все вместе они сформировали отчетливо «евразийское», «восточническое» мировоззрение императора Николая II=====
Явно не "доформировали". Хотели сформировать одно, а получилось совсем другое. Хорошо известно, что издевался над японцами, называя их "макаками". В архивах всех министерств можно было найти официальные доклады с высочайшими надписями, в которых император называет японцев "макаками".
Хотя справедливости ради надо признать, что "желтолицыми макаками", он называл все дальневосточные народы.
Такое вот "восточническое" мировоззрение в действительности имел царь-батюшка. Поэтому не надо лепить из махрового европейца-англофила Николая II, "евразейца", которым он никогда не был.
-
Валентин
25 июля 2022 в 11:19Рутц
======= Максим Медоваров== К сожалению, новая книга издана крайне неряшливо, кишит опечатками и неточностями, в том числе в фамилиях======
Если так, то зачем вы такую отвратительно переведенную книгу, "кишащую опечатками" и "неточностями" тем не менее настоятельно рекомендуете прочесть?
Непонятно.
-
Валентин
25 июля 2022 в 12:09Рутц
======= Максим Медоваров== Для логического завершения этой тенденции оставалось сделать лишь один шаг. Он был сделан в 1920–1921 годах Николаем Трубецким и Петром Савицким и вывел русскую мысль на давно желаемый евразийский простор.======
Сегодня, лица называющие себя "евразийцами", тщетно пытаются оживить труп. Евразийство давным-давно умерло. Евразийцев никто не воспринимал всерьез. Последний шаг в небытие был сделан ими еще в середине 1930-х годов, когда евразийство(как организация) полностью прекратило свое существование.
Поэтому остается совершенно непонятно, на какие евразийские просторы собираются нас выводить маленькая кучка спятивших интеллигентов, которая пытается реанимировать эту философско-политическую доктрину?
-
Валентин
25 июля 2022 в 19:17Рутц
======= Максим Медоваров== Для логического завершения этой тенденции оставалось сделать лишь один шаг.======
Что за шаг? Может этот? В одной из книг о русском евразийстве, где одним из авторов была Марлен Ларюэль. Прочел: "Eurasianism was akin to many fascist movements in interwar Europe"(евразийство было сродни многим фашистским движениям в межвоенной Европе.)
Причем профессор Александр Дугин на странице 188 назван фашистом. "The fascist geopolitician Aleksandr Dugin (1962)"(Фашистский геополитик Александр Дугин (1962)".
Эта книга называется: Between Europe and Asia: The Origins, Theories, and Legacies of Russian Eurasianism, edited by Mark Bassin, Sergey Glebov, and MARLENE LARUELLE. University of Pittsburgh Press 2015. 268 pp.
Максим, к вам вопрос. Присутствуют ли такие нелицеприятные определения евразийства в книгах М.Ларюэль, изданных на русском?
-
Валентин
25 июля 2022 в 20:00Рутц
Какое место занимает евразийство в современной России?
Приведу мнение экспертов-евразиеведов из книги: Between Europe and Asia: The Origins, Theories, and Legacies of Russian Eurasianism, edited by Mark Bassin, Sergey Glebov, and MARLENE LARUELLE. University of Pittsburgh Press 2015. 268 pp.
"In Kremlin circles, the preference is to refer to Nikolai Berdiaev, Konstantin Leont’ev, and Ivan Ilyin rather than Nikolai Trubetskoi or Petr Savitskii"(В кремлевских кругах предпочтение отдается Николаю Бердяеву, Константину Леонтьеву и Ивану Ильину. а не Николай Трубецкой или Петр Савицкий).
"In the autonomous republics and in Kazakhstan, the scholarly circles that celebrate Gumilev are much more interested in his concepts of ethnos and passionarity than in that of Eurasia". (В автономных республиках, а в Казахстане научных кругов, почитающих Гумилева, гораздо больше интересуются его концепциями этноса и пассионарности, чем Евразией).
"Dugin borrows his entire repertoire from the German Conservative Revolution and from the French and Italian New Right far more than from the Eurasianist circles of the emigration".
(Дугина гораздо больше интересует немецкая консервативная революция и теории французских и итальянских "новых правых", чем труды основателей евразийства).
Как видим, разделяющих взгляды нынешних евразийцев(и сверху и снизу), очень немного.