15 декабря госсекретарь США Джон Керри проведет в столице России переговоры сначала с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым, а затем — и с президентом Владимиром Путиным. Главными темами этих переговоров заявлены Украина и Сирия.
Разумеется, с уверенностью говорить о каких-то результатах и перспективах сейчас невозможно, но оценить текущий военно-политический контекст, в котором данное событие произойдет, необходимо.
С одной стороны, Россия буквально накануне визита Керри провела очередные успешные испытания своих стратегических ракет, запущенных с подводных лодок, пролетевших около 9 тысяч километров и поразивших цели в районе Камчатки, то есть практически у самых американских берегов. Одновременно была усилена критика Анкары и лично президента Турции Эрдогана относительно их взаимодействия с "Исламским государством" и другими террористическими структурами на Ближнем Востоке, а также целая серия сверхжестких заявлений Путина относительно любых новых нападений на Вооруженные силы России и их объекты.
Столь недвусмысленная "демонстрация силы", тем не менее, сопровождалась заявлениями о готовности Кремля снизить уровень напряженности в американо-российских отношениях, создать единую коалицию, направленную против "Исламского государства", а также возобновить многостороннее взаимодействие между Москвой и Вашингтоном по самому широкому спектру вопросов, включая ограничение стратегических вооружений. Подтверждением тому стали не только контакты Путина с представителями проамериканской и прозападной "либеральной интеллигенции", включая открытие Центра Ельцина в Екатеринбурге, но и начало взаимодействия российских ВКС с оппозиционной Башару Асаду Сирийской свободной армией.
Иными словами, Кремль всячески демонстрировал как свою силу, так и свою готовность к политическому диалогу с Белым домом.
Американская сторона также "готовилась к московскому контакту". С одной стороны, Барак Обама и его главный "партнер" по демократической партии и будущий вероятный президент США Хиллари Клинтон вдруг сменили жесткий тон на формулировки о необходимости привлечь Москву к решению международных проблем и, в том числе, сирийского конфликта. Вашингтон расценил сбитый Турцией российский самолёт как "недопустимый инцидент" и не стал поддерживать Эрдогана через механизмы НАТО, предложив турецкому президенту "договариваться с Москвой" на двухсторонней основе, после чего турецкая сторона приостановила дальнейшую эскалацию конфликта — видимо, ожидая дальнейшего развития событий. Параллельно прибывший на Украину с визитом вице-президент США Джозеф Байден, выступая перед Верховной Радой, не только потребовал от нынешних киевских властей выполнения Минских соглашений, но и внезапно заговорил о необходимости федерализации "незалежной", что делает абсолютно преступной политику Порошенко и Ко не только на Донбассе, но и на всей Украине в целом.
Однако все эти симптомы "поворота к конструктивному диалогу" в отношениях Вашингтона с Москвой являются только внешними — суть американской политики на российском направлении остается прежней. На Ближнем Востоке они требуют обязательного подчинения действий Кремля своим интересам: как по вопросу коалиционного противодействия "Исламскому государству", так и по устранению Башара Асада из политического процесса в Сирии. В Европе США делают всё возможное для того, чтобы как можно дольше сохранить антироссийские санкции со стороны ЕС: им удалось не только добиться поддержки канцлера ФРГ Ангелы Меркель со стороны ее партийного аппарата, но и приостановить наступление Национального фронта во Франции путем согласования действий правящих социалистов с правыми республиканцами. А "федерализацию" Украины Байден поставил в зависимость от сохранения нынешней киевской власти как минимум на ближайшие четыре года, а также "возвращения" в состав "незалежной" Донбасса и Крыма.
Таким образом, можно говорить не о прекращении антироссийской агрессии со стороны США, а об изменении формы такой агрессии: с жёсткой конфронтации на "удушение в объятиях". Механизмы такого удушения "вашингтонским обкомом" отработаны до совершенства.
В рамках "нормализации отношений" с Кремлем он потребует "свободы оппозиции", действия которой будут направлены на дестабилизацию государственной власти и нарастание внутриполитических конфликтов в России. Через Турцию будет осуществляться переброска боевиков "Исламского государства" поближе к российской территории — так, за последние два месяца ИГ значительно укрепило свои позиции не только в Ливии, но и в Афганистане с прицелом на Среднюю Азию, а также, судя по всему, в Азербайджане — с прицелом не только на Нагорный Карабах, но и на Дагестан и весь Кавказ. Эту схему активно финансируют Саудовская Аравия и Катар. Не исключено, что выступление против России начнется если не одновременно, то согласованно сразу с трех фронтов, включая и украинский. Или даже четырех, если прозападная оппозиция внутри страны получит необходимую для этого степень "свободы рук". Причем это касается не только "либералов", но и целого пласта федеральных и региональных элит, рассчитывающих на "американскую помощь" точно так же, как это сделали их украинские коллеги. Весьма показательны с этой точки зрения недавние заявления Эльвиры Набиуллиной и Антона Силуанова о том, что "нижняя точка падения" отечественной экономики и отечественной валюты, оказывается, еще не пройдена, что "дальше будет только хуже", но ничего в политике Центробанка и финансово-экономического блока правительства менять не надо, иначе крах случится буквально на следующий день после их замены. Эта "нижняя точка кризиса", видимо, может и должна точно совпасть с региональными вооруженными конфликтами, и здесь ощущается гениальная "дирижерская рука" наших, как говорит Путин, коллег, партнеров и друзей из Вашингтона. "Западники" в руководстве России практически в открытую готовят нам тотальное поражение перед лицом агрессии США, которую недавно признала в качестве непреложного факта прошедшая на прошлой неделе расширенная коллегия Министерства обороны РФ. Однако на ней рассматривалась динамика только внешних угроз, как будто внутренний враг отсутствует и не является куда более опасным, чем враг внешний.
Что последует за взаимными улыбками между российским руководством и Джоном Керри — вопрос открытый, но ясно, что шансы Кремля "вырулить" на масштабное и справедливое урегулирование отношений с "коллективным Западом" остаются маловероятными.
И вовсе не потому, что для США и их союзников или сателлитов неприемлемыми являются фигуры лично Путина или кого-то из его ближайшего окружения. Неприемлемым для них является прежде всего само существование российского государства как единого и самостоятельного геополитического субъекта: во-первых, из-за дороговизны "свободного доступа" к его ресурсам, составляющим около трети мировых; во-вторых, из-за мощного военно-стратегического арсенала, создающего непреходящую угрозу для "коллективного Запада", его "транснациональных" корпораций и "глобального лидерства" Америки, ограничивающего их "свободу рук"; в-третьих, из-за "советского наследия" во всех его формах: от идеологической до финансово-экономической; и, наконец, в-четвёртых, из-за того, что наличие России на карте планеты даёт надежду на некое альтернативное "глобальному электронному концлагерю" будущее другим странам и народам Земли. Так что — "ничего личного, только бизнес". И американских "данайцев, дары приносящих", нам бояться не стоит. Но и не понимать их действий — смертельно опасно.