Два представителя патриотического движения Ливии в поддержку кандидатуры доктора Саифа аль-Ислама Каддафи на предстоящих в 2019 году выборах на пост президента Ливии провели в Москве встречи с политическими и общественными деятелями и журналистами. Они передали руководству России письмо от Саифа аль-Ислама Каддафи, в котором излагается ви́дение выхода из кризиса ливийскими патриотическими силами.
На вопросы отвечает Доктор Мухаммед аль-Годди — политический советник доктора философии Саифа аль-Ислама Каддафи.
Николай СОЛОГУБОВСКИЙ. Как вы оцениваете современную ситуацию в Ливии?
Мухаммед АЛЬ-ГОДДИ. С 2011 года (19 марта 2011 года альянс НАТО начал бомбёжки ливийских городов и посёлков. — Н.С.) ситуация в Ливии продолжает ухудшаться. В 2014 году были частично проведены выборы, но не все граждане Ливии были допущены к этим выборам; да и те, кого выбрали, находятся в большом разладе между собой. В результате выборов к власти пришло правительство так называемого национального согласия, но, к сожалению, никакого согласия нет, разлад ещё больше углубился, к тому же в дела Ливии постоянно вмешиваются внешние силы. Все сроки функционирования и правительства, и парламента, о которых они договорились, уже просрочены, и до сих пор они не могут условиться о продлении договоренностей. В результате в Ливии есть два правительства, одно в Триполи, другое — в Эль-Байде, да ещё создан другой орган — Высший законодательный совет; он тоже призван играть роль парламента.
Все институты страны разделились: финансовые, политические и все остальные. Например, в Ливии есть два центральных банка и две нефтяных компании, армия также разделена между западом, востоком и югом страны. Таково положение в Ливии на сегодняшний день.
При Муаммаре Каддафи была справедливость, работали законы по социальной защите общества, особенно детей. До 2011 года, до прямого вмешательства международных сил, у ливийского народа был хороший уровень жизни. Он сам решал свои внутренние проблемы. Те силы, которые вмешались в нашу жизнь, были против народного строя. Джамахирия погибла, и у нас больше нет государства. Безусловно, причина этого — вмешательство иностранных сил, которые использовали в своих корыстных целях внутренние проблемы Ливии.
Сегодня простые люди в Ливии не только нуждаются в элементарном питании, но даже не могут себе обеспечить личную безопасность. Даже в своих домах они не чувствуют себя как дома, потому что по всей территории Ливии распространился бандитизм.
В Ливии нет государственной системы, сохраняющей саму страну. Сейчас мы видим хаос. Ливия сегодня — открытая территория, и, к сожалению, вторгаются на неё недобрые люди. Не только африканцы, но и сами ливийцы покидают страну. Люди уходят в Алжир, Тунис, Египет. Многие из других стран Африки мигрируют в Европу через Ливию. Это проблемы не только Ливии, но и Европы. Пока в Ливии нет государства, незаконная миграция будет продолжаться.
Во времена Джамахирии народ сам выбирал, чего он желает от государства. Но после 2012 года нас, сторонников Муаммара Каддафи, лишили возможности участвовать в решении внутренних вопросов. Был введён антидемократический закон, запрещающий сторонникам Каддафи участвовать в выборах. Нам не было разрешено участвовать в управлении страной. Но мы-то знаем, как надо решить свои проблемы. Нам не разрешали заниматься политической деятельностью и даже участвовать в переговорах о Ливии на международном уровне.
Закон о политических партиях, принятый в 2012 году, фактически не действует, так что мы не можем сказать, что разлад между ливийцами — это политический разлад. Это разлад между различными течениями, которые есть в ливийском обществе. Большинство ливийцев высказывается в пользу строя, который был в Ливии раньше, и символом этой прежней власти является Саиф аль-Ислам Каддафи. Большинство ливийцев его поддерживает. И особо хочу отметить, что его поддерживает большинство молодёжи Ливии. И, конечно, за него выступают те, кто всегда был сторонником Джамахирии.
Николай СОЛОГУБОВСКИЙ. Что вы можете сказать об армии Ливии?
Мухаммед АЛЬ-ГОДДИ. Прилагаются усилия, в частности Египтом, чтобы объединить армию, военные подразделения, но, к сожалению, эти усилия пока не дали результатов. Когда мы говорим об армии, мы подразумеваем армию, которая была до конца 2011 года. Эта сила до сих пор разделена. На востоке страны — это военные части под командованием Хафтара, на западе — разные силы, которые так или иначе связаны с так называемым правительством национального согласия. Много солдат и офицеров (армии Джамахирии, сражавшейся в 2011 году против террористов и спецназа НАТО) вступило в ряды военных частей Хафтара, некоторые из них создали свои различные вооружённые группировки. Поэтому нельзя сказать, что есть единая армия в Ливии, военные силы в Ливии раздроблены.
Николай СОЛОГУБОВСКИЙ. Что можете сказать о борьбе ливийского народа с международным терроризмом?
Мухаммед АЛЬ-ГОДДИ. К сожалению, отсутствие государственной власти в Ливии даёт возможность террористическим группировкам — бандитам и наёмникам из разных стран — творить злодеяния на ливийской земле. Эти группировки захватили несколько городов в Ливии, такие как Сирт, Борна, даже частично Бенгази и другие города.
Мы видим прямое вмешательство внешних сил в дела Ливии, между этими силами есть разногласия, и это ещё больше ухудшает положение в Ливии. В разных местах действуют террористы, пользуясь тем, что в Ливии нет единого правительства.
И есть силы, которые разжигают разногласия: как личности, которых выбрали ливийцы, так и лица, назначенные извне.
Причина разногласий между ливийцами — вмешательство иностранных сил в дела Ливии. За семь с половиной лет, которые прошли после событий 2011 года, международные организации не смогли найти решения ливийского кризиса.
Николай СОЛОГУБОВСКИЙ. В январе следующего года в Ливии пройдёт Национальный конгресс. Ваша позиция…
Мухаммед АЛЬ-ГОДДИ. Мы готовы участвовать в созыве Ливийского национального конгресса, который намечен на январь следующего года, и в выборах, назначенных на весну 2019 года. В последнее время нас стали приглашать для участия в международных переговорах.
Участие всех ливийских сторон — это самое главное в ливийской "дорожной карте" "объединения нации". Мы всегда выступали за то, чтобы ливийцы сами вели переговоры с ливийцами и сами разработали "дорожную" карту" выхода из кризиса.
Наша позиция соответствует позиции представителя ООН по Ливии Гасана Саламе, который предложил созвать Ливийский национальный конгресс в 2019 году, мы его полностью поддерживаем, и наша точка зрения совпадает с его точкой зрения.
На этом конгрессе ливийцы будут обсуждать пути к национальному примирению и меры, которые будут этому способствовать. Разногласия касаются и политических, и социальных вопросов. Всё это, конечно, требует времени.
Тема примирения будет предложена как главная на Национальном конгрессе. С началом процесса примирения в стране будет создан другой "климат", надо будет готовиться к принятию Конституции.
Существует несогласие между некоторыми политическими кланами Ливии. До сих пор они враждуют друг с другом и не понимают, что нужно пойти на компромисс. А международные и региональные силы продолжают разжигать конфликты внутри страны. Первым шагом к компромиссу и будущим президентским и парламентским выборам должны быть социальные соглашения.
Николай СОЛОГУБОВСКИЙ. Как идёт разработка Конституции Ливии?
Мухаммед АЛЬ-ГОДДИ. Создана комиссия по подготовке текста Конституции, были большие разногласия, поэтому так и не удалось создать атмосферу, которая способствовала бы выработке этого важнейшего документа. В конце концов, нами был подготовлен проект и предложен парламенту. И парламент принял решение проголосовать за, однако есть серьёзные возражения со стороны некоторых сил. Думаем, что если будет народный референдум, то будет и ответ этим силам.
Николай СОЛОГУБОВСКИЙ. Я помню, что Саиф аль-Ислам Каддафи работал несколько лет над проектом Конституции Джамахирии, и в начале 2011 года он уже закончил эту работу…
Мухаммед АЛЬ-ГОДДИ. Точка зрения Саифа аль-Ислама Каддафи — это точка зрения ливийской молодёжи. Он — реформатор. Он нашёл ответы на многие вопросы и свою работу выполнил хорошо. Да, проект Конституции уже был готов. Он добился согласия между различными политическими силами и освободил всех политзаключённых. Также он разрабатывал в то время большой проект по развитию Ливии и занимался урегулированием проблем, которые существовали во взаимоотношениях с другими странами. Он приготовил проекты обновления молодёжной национальной политики и использования человеческих ресурсов. Ливия была передовой африканской страной в этой области. В этом — большая заслуга Саифа аль-Ислама, и Ливия этого не забудет.
Николай СОЛОГУБОВСКИЙ. Можно ли сказать, что Конгресс, который состоится в январе будущего года, действительно станет началом внутриливийского диалога?
Мухаммед АЛЬ-ГОДДИ. К диалогу между ливийцами Саиф аль-Ислам Каддафи призывал ещё в 2011 году. К диалогу без каких-либо предварительных условий, к диалогу без иностранного вмешательства. И сегодня ливийцы видят, что этот диалог, во время которого будут найдены решения, крайне необходим.
Николай СОЛОГУБОВСКИЙ. Возможно ли, что в ходе работы январского Конгресса будет создано временное правительство на переходный период подготовки к выборам?
Мухаммед АЛЬ-ГОДДИ. Ливийцам уже надоели "переходные периоды". Всё это длится уже с 2011 года, Конечно, очень важно, кто именно будет править страной до дня выборов. Ведь подготовка президентских и парламентских выборов займёт несколько месяцев. Поэтому если на Конгрессе мы, ливийцы, договоримся между собой, каким должно быть правительство национального согласия на этот период, то так и будет. Ведь главной задачей этого правительства должна быть только подготовка к выборам.
Николай СОЛОГУБОВСКИЙ. Вы встречались со спецпредставителем президента России по Ближнему Востоку и странам Африки Михаилом Богдановым. Как вы оцениваете современную политику России по отношению к Ливии?
Мухаммед АЛЬ-ГОДДИ. Нам была дана возможность объяснить во время встречи свою точку зрения и наше видение того, как можно решить проблему Ливии. Мы поняли, что он имеет полное представление о самой проблеме и её причинах. Мы изложили "дорожную карту" к выборам, наши позиции относительно проведения Конгресса и решения ливийской проблемы в целом. То есть мы изложили точку зрения Саифа аль-Ислама Каддафи по всем этим вопросам. Кроме того, мы обсудили с Михаилом Богдановым проблемы, возникшие в результате внешнего вмешательства в дела Ливии и изложили нашу позицию. Как выяснилось, наши точки зрения совпадают!
Николай СОЛОГУБОВСКИЙ. В аппарате правительства России не так давно прозвучали слова об "оживлении" российско-ливийского сотрудничества.
Мухаммед АЛЬ-ГОДДИ. У нас с Советским Союзом и с Россией были хорошие отношения во все времена.
До 2012 года было много российских компаний, работавших в Ливии. Осуществлялись большие проекты на миллиарды долларов. Был важный проект по строительству железной дороги. Он и другие взаимовыгодные проекты оказались заморожены. Безусловно, Россия стремится к тому, чтобы в Ливии сами ливийцы восстановили государственность страны. Это позволит нашим странам наладить сотрудничество во всех областях.
Россия очень многое потеряла в Ливии, в 2011 году российские компании ушли из Ливии, кануло в небытие множество экономических контрактов и соглашений между нашими странами.
Если в скором времени начнётся мирный период в жизни нашей страны, российские компании могут вернуться и работать также широко и успешно, как они это делали и раньше.
Николай СОЛОГУБОВСКИЙ. Русские люди были восхищены "Рекой Жизни", великим проектом Муаммара Каддафи, который был реализован ливийцами благодаря международному сотрудничеству и который называли в 2010 году "Восьмым чудом света". В каком состоянии сейчас находится Великая рукотворная река?
Мухаммед АЛЬ-ГОДДИ. От бомбёжек НАТО пострадала вся инфраструктура Ливии: и промышленная, и гражданская. И объекты Великой рукотворной реки тоже. За прошедшее после 2011 года время ситуация не улучшилась, а даже ухудшилась из-за неправильного управления (и даже отсутствия оного). Но я уверен, что когда в Ливии наступит мир, всё будет восстановлено и "Река Жизни" будет "работать", как и раньше, на благо ливийского народа.
Николай СОЛОГУБОВСКИЙ. Ливийская цивилизация имеет тысячелетние корни. Русские учёные исколесили всю Сахару, открывая петроглифы и наскальные рисунки, сотворённые художниками прошлого. Во времена Джамахирии на ливийском средиземноморском побережье ливийцами были продолжены раскопки античных Гарамантиды, Карфагена, были найдены уникальные произведения искусства, которые были объявлены ЮНЕСКО "сокровищами человечества", "богатствами мировой культуры". В каком они сейчас состоянии? Античные города Лептис-Магна, Сабрата?..
Мухаммед АЛЬ-ГОДДИ. За эти прошедшие семь лет в Ливии всё разрушено. Если так сильно пострадали люди, то что уж говорить о произведениях Античности? Многое было уничтожено, частью — разворовано. Ценности плохо берегли. Были разные международные доклады о том, что надо их спасать, но всё напрасно. Были разрушены сами государственные институты, которые заботились и о людях, и об античных ценностях.
Николай СОЛОГУБОВСКИЙ. Какова судьба статуй Музея истории Джамахирии на Зелёной площади в Триполи. Где сейчас античная статуя Венеры Триполитанской из этого музея?
Мухаммед АЛЬ-ГОДДИ. Я ничего не могу сказать о её судьбе, о судьбе других статуй. Но знаю, что те античные памятники, которые не пострадали от натовских бомбёжек, были уничтожены исламистами. Они даже разрушили в Ливии святыни исламского мира.
Николай СОЛОГУБОВСКИЙ. Вы встретились с российскими политическими и общественными деятелями. Ваши впечатления?
Мухаммед АЛЬ-ГОДДИ. Мы приехали в Россию с надеждой, что она поддержит нас в стремлении работать вместе с ООН и осуществить "дорожную карту", которая приведёт к открытым, демократическим выборам в Ливии. Россия всегда откликалась и приходила на помощь странам арабского мира. И сегодня нам, сторонникам мирного выхода Ливии из кризиса путём демократических выборов, важно заручиться политической поддержкой России.