Продолжавшееся в течение июля-августа с.г. генеральное наступление киевских войск окончательно захлебнулось. Резервы исчерпаны полностью, а третья волна "частичной мобилизации" сталкивается с нежеланием подавляющей части резервистов вставать в строй. Протесты населения, разворачивающиеся на фоне поступления гробов из зоны боевых действий, заставили Порошенко отменить "частичную мобилизацию" в западных и центральных областях Украины, призывая в основном жителей именно юго-восточных областей.
В целом действия ополчения приобретают качественно иной характер: вместо прежней тактики удержания рубежей и отдельных населенных пунктов осуществлялись эффективные контрудары под основание наступавших группировок с их окружением и последующим нанесением им поражения средствами сосредоточенных группировок ствольной артиллерии и РСЗО. Кроме того, разведгруппы и отдельные отряды ополчения начали применять тактику охоты за артиллерией и РЗО противника, последовательно выбивая либо захватывая отдельные батареи, а также перешли к целенаправленному уничтожению колонн с топливозаправщиками и машинами с боеприпасами, что немедленно сказалось на маневренных возможностях киевских войск.
Все это вместе взятое начало менять обстановку в зоне боевых действий коренным образом — вместо решительных наступательных действий противник вынужден раз за разом пытаться организовывать прорыв остатков своих ударных группировок из очередных котлов, куда попадают уже и штабы армейских корпусов вместе с частями боевого обеспечения.
Начал сказываться и безвозвратный характер потерь противника — Киеву попросту нечем заменять как выводимых из строя офицеров (особенно в младшем и среднем командных звеньях), так и поставлять боевую технику и вооружение взамен уничтожаемых либо захватываемых танков, бронемашин и артиллерийских систем.
И, в качестве начала реального перелома в обстановке, внезапный удар ополчения в южном направлении — на Мариуполь — застал киевские войска врасплох, выявил полное отсутствие у Киева значимых резервов, и поставил под угрозу оперативного окружения всю южную группировку противника вплоть до Мариуполя.
В настоящее время можно с уверенностью отметить захват инициативы ополчением, а также внезапный для киевской группировки — и вполне успешный для рождающейся на наших глазах армии Новороссии — переход крупных ударных группировок к контрударам.
В ближайшее время следует ожидать развертывания основных боевых действий в районе Приазовья — вместе с отводом части сил и средств Киева от Донецкой агломерации.