Авторский блог Cергей Загатин 13:12 14 июня 2022

«На связи Сургут и Бишкек» - о неявной музыке Русского мира

Романюк и Кадыров против украинских неонацистов

Имеющий широкую известность в узких кругах автор телеграмм-канала "Русский Ориенталист" востоковед и одессит Игорь Дмитриев недавно не без горечи провозгласил тезис, что украинская музыкальная культура (и в целом то, что можно назвать теле-шоу) живее и интереснее, чем в России.

И далее Дмитриев продолжил свою мысль так: «Я уверен, что во-многом из-за нафталиновой российской официальной культуры РФ полностью потеряла русскоговорящую молодежь за рубежом. И со временем это привело к войне. Реально. Без преувеличений. Федеральный телевизор, например, Эрнст, вместо того, чтоб экспериментировать и давать площадку для новых артистов забетонировал пьедестал под условной Аллой Пугачевой, а молодежная культура ушла в андеграунд. "Ленинград" и Моргенштерн* мне видятся здоровее, чем многолетний Газманов на 23 февраля».

С одной стороны, если руководствоваться формальными признаками, сожаления Дмитриева имеют под собой почву — достаточно посмотреть на цифры просмотров всяких второсортных украинских ВИА на Ютубе.

С другой стороны — не всё так однозначно, друзья. Как Кобзон в конечном итоге вчистую уделал Сида Вишеза, так и реальная музыкальная жизнь Русского Мира уделывает наглухо вторичную, пусть и напевную, украинскую музыкальную культурку.

Я сейчас даже не буду касаться классической музыки — хотя существование и активная деятельность, например, пианистки Валентины Лисицы и скрипача Петра Лундстрема, приводит в клин любой истинно украинский мыслительный орган. Отказаться от мировой карьеры ради каких-то «ватников» в Мариуполе? На этом моменте украинского культурного деятеля, за пригоршню долларов готового отказаться от матери, обычно хватает апоплексический удар.

Но пройти мимо целого пласта музыкального материала, который рождается здесь и сейчас, по велению нового времени, зачастую вообще без бюджетов — это даже хуже, чем обычная вкусовщина, это узость кругозора и ненаблюдательность.

При этом далеко ходить-то не надо. Пример — не так давно посещал родителей, обратно ехал с водителем-киргизом, разговаривали обо всём. В первую очередь - о том какой нехороший человек Горбачёв, разваливший Союз. В ответ на моё прямое утверждение что в Киргизии и Казахстане не всё ладно с местными националистами, водитель разволновался и поставил трек Парома и L'ZEEP’а "Я помню".

Паром — Павел Романюк из Житомира (ныне проживает в Сургуте) и L'ZEEP — Медер Кадыров из Бишкека. Получается, — Романюк и Кадыров, украинец и киргиз, — вместе выступают против неонацизма и за общую историческую память.

сила в правде и в единстве

хоть по-русски хоть по-украински

сорок пятый и правда чистая

глаз не прячем надо выстоять

Я страшно далёк от рэпа, но многие составы и личности этой субкультуры мне известны не только потому что на слуху. Но если ты не замыкаешься в тесной раковине однажды выбранных предпочтений — то и не пропускаешь многое, как товарищ Дмитриев. И, соответственно, не делаешь поспешных (и ложных) выводов.

Что касаемо центральноазиатского рэпа — то, разумеется, я был в курсе о существовании казахского Скриптонита и, например, такого монгольского коллектива как Ice Top. Однако существование киргизского рэпа (L'ZEEP, Bakr, Ulukmanapo) приятно удивило — его особенностями являются прежде всего сложные речевые обороты и аллегории, что ведёт к появлению глубоких, насыщенных текстов.

Немудрено — эпос о Манасе, который лежит в основе киргизской традиции, является самым длинным эпосом в мире: он в два раза больше, чем древнеиндийский эпос Махабхарата, больше тибетского эпоса о царе Гэсэре. И тем более отрадно, что киргизские исполнители в рамках популярной субкультуры не отрываются от нашей общей истории, и не отказываясь от своей традиции, не отказываются и быть частью и наследниками Русского мира.

Как не хотелось бы противного нашим врагам — но на связи Сургут и Бишкек.

* Физическое лицо, признанное иностранным агентом

1.0x