Асфальт дорожек Массандровского парка давно разложился на песок и щебень. Ветер глодает остовы автобусных остановок и торчащие из бетонных скамеек рыжие ребра арматуры. Памятники Крыма напоминают египетские пирамиды — величественные сооружения, доставшиеся по наследству одной цивилизации от другой — более развитой, но канувшей в Лету. (Речь, понятно, не об украинской "цивилизации", не об императорской России и даже не о временах Владимира-крестителя)
Перебирая туристические магнитики, на которых серпасто-молоткастый Хрущёв "передает" полуостров бравому мужчине в черных очках (Крым сдал-Крым принял), я вспоминаю уличных торговцев из Хургады, развязных и шумных арабов, впаривавших прохожим пластиковые китайские изваяния Тутанхамона. С каждым следующим сезоном связь между эпохами становится всё более призрачной. Эту связь не воскресят ни стилизованные под 50-е автоматы с газировкой, ни безмятежный Юрий Антонов в пляжных динамиках. По берегу бродят туристы, раздувшиеся от пива и патриотизма, в пыльных носках, торчащих из-под плетенок. Золотые цепочки на массивных шеях излучают уверенность в завтрашнем дне.
В отеле, куда приезжаем каждый год, расширяют зоопарк. Завезли экзотических зверей. На глазах детей дорогих хищников покормили живыми (и, надо полагать, более дешёвыми) кроликами. Хищники размещены в красивых, прочных клетках. Дорога к морю огорожена трехметровым забором. Теперь — с обеих сторон. За забором — рассованная по карманам береговая линия и кем-то вовремя украденные куски парка-заповедника. Тоже в определенном смысле клетка — и для всех, кто снаружи, и для всех, кто внутри.
Здесь, на ослепительных руинах, особенно остро осознаешь ту пропасть, которая отделяет современное антисоветское от утраченного советского. Нет между ними ни родства, ни преемственности. Да, советскому человеку могло не хватать джинсов или женских сапог, видеомагнитофонов и магнитол, то есть предметов личного потребления. Но этот дефицит личного, это неудовлетворенное "моё" компенсировалось таким колоссальным богатством и разнообразием общедоступного "нашего", которое мы, сегодняшние, не в силах даже представить.
Ты мог жить в невзрачной государственной квартире, даже в коммуналке. Не иметь личного автотранспорта. Но центр тяжести твоего бытия находился не в квартире, а за её пределами. Во дворе. На предприятии. В университете. В НИИ. В Доме Культуры. Во Дворце пионеров. В филармонии, театре, авиамодельном кружке, на стадионе, в бассейне или в черноморском пансионате, куда ты отправлялся каждый год по путевке. В пансионате, где пьяные в дубину гости не отрывали друг другу головы из-за лежака, где нельзя было представить, что ребенка не накормят потому, что родители продлили номер до шести, а не до двенадцати.
Само сознание было устроено таким образом, что у гражданина (не у всех, но у большинства) не возникало потребности отгородиться от ближнего пуленепробиваемой дверью или тонированным автомобильным стеклом. И "Человек в футляре" считался лишь темой для школьного сочинения. Никто всерьез не примерял футляр на себя. Вот почему дефицит качественных сапог являлся неприятной, но терпимой мелочью. Что сапоги, если тебе принадлежит весь Крым? Весь Ленинград? Вся Волга? Весь Каспий? Вся Сибирь? Весь Кавказ?
Сегодня "моё" пухнет и процветает, дожирая то немногое, что ещё осталось от "нашего".
Сегодня у каждого есть личное пространство, но почти не осталось общественного. Ну если не считать таковым футбольный матч и всё, что потом. Ты стоишь в комфортабельной пробке, но ты никуда не уедешь. Ты можешь вытянуть ноги в просторном боинге, но 90% страны не летают боингами. Не летают вообще ничем. В твоей квартире классные теплые полы, но в подъезде сидят наркоманы. Ты смотришь блокбастер по 4К телевизору, но в здании киностудии торгуют турецким тряпьем. (Кстати, удивительная зависимость — чем круче следующий телевизор, тем тупее следующий блокбастер). На смену безликой советской застройке пришел универсальный архитектурный принцип — моя хата с краю.
Теперь у нас есть гостиницы, спа-салоны и медклиники для собак. Но нет больничных коек для людей.
Разумеется, чтобы прочувствовать это, совершенно не обязательно ехать в Крым. Но в Крыму об этом как-то совершенно невозможно не думать.
-
Виктор
10 июля 2017 в 03:48Стекленев
Примерно такого тонуса имел впечатления от некоторых наблюдений в недавнюю поездку по столицам. Невольно в голову приходит крамола: отчего не сделать главной идеологией страны социальную некрофилию? Любовь к ослепительным руинам?
Автору - респект.
-
Николя
10 июля 2017 в 08:41Селиванов
Я сейчас путешествую по провинции Везде промзоны в страшном запустении потеряна динамика все в прошлом Много старых разваливающихся домоа Но много и новых очень приличных В целом о до ущение что ж изнь с большим трудом проби́вает свои ростки
-
Виктор
10 июля 2017 в 10:11Стекленев
"В целом о до ущение что ж изнь с большим трудом проби́вает свои ростки"
Можно читать: одно ощущение, что жизнь с большим трудом...
Можно читать: от и до - упущение, что ж, Изнь ( или Инь?) пробИвает (ударение стоит на И) свои ростки...???
Но путешествие - приветствую. Лишь бы клопов в гостиницах не было!
-
Андрей
10 июля 2017 в 10:20Быков
Без идеи и идеологии вообще, у страны нет маяка на горизонте, нет света в конце туннеля, нет ни чего, кроме поиска дна в отхожей яме, Улюкаева
Такое впечатление, что все усилия народа направлены для обогащения небольшой группы инородцев, друзей власти. Вот Мавроди не имел высокопоставленного дружка, и хоть имел несколько вагонов денег ни чего не приватизировал.
Остальные выживают, как могут, а если точнее, то доживают по математически рассчитанному графику и утвержденному Западом.
Калибрам можно радоваться, - всё-таки "наши" предложили убыль по арифметической прогрессии, не геометрической, как хотят зарубежные друзья.
-
Вячеслав
10 июля 2017 в 16:23Степанов
Константин Сёмин: «Сегодня "моё" пухнет и процветает, дожирая то немногое, что ещё осталось от "нашего"».
_______________
На Ваш голос, Константин, тут же откликаются тысячи либеральных голосов: мол, эта идея противна Церкви и Богу. Почему не слышно Ваших возражений на это обвинение? Вы же называете себя православным?
Но разве коммунистическая идея противна Церкви и Богу? Разве не в Новом Завете находится её исток? Вот он: «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян.2, 44,45); «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее... Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян. 4, 32-35).
«Все общее» – это «omnia communia» на латинском. Сравните с определением коммунизма, которое дал Ленин на III Съезде комсомола: «Мы называем себя коммунистами. Что такое коммунист? Коммунист – слово латинское. Коммунис значит – общий. Коммунистическое общество значит – все общее: земля, фабрики, общий труд, – вот что такое коммунизм».
Доктринёры и недалёкого ума люди удивляются, когда Иисуса Христа называют Коммунистом. А как же иначе Его называть, если Он основал первое на Земле коммунистическое общество? Это и было основание Царства Небесного на Земле, Благую Весть о котором принес Христос.
Тысячи и тысячи общежительных монастырей устраивали свою жизнь согласно этой идее. И, в конце концов, бытие христианской Европы определило и её сознание, что выразилось в появлении социалистических учений. Разве бы поддержали народы России большевиков, если бы их сознание не было вспахано Новым Заветом, практикой тысяч и тысяч монастырей? Но нет, и сегодня находятся люди, которые идею социализма выводят из сочинений Платона, который и не скрывает, что свою идею «общежития» позаимствовал из практики псарен и конюшен. А другие пытаются вывести эту идею из крохотной Кумранской общины («республики иесеев»), бесследно исчезнувшей, о существование которой люди вспомнили лишь после случайной находки арабских пастухов.
Затушевывать или игнорировать тот факт, что Иисус Христос был Первым Коммунистом планеты Земля и что Церковь, тот есть общество, Им основанное, было по рождении коммунистическим, – это в современных условиях значит так или иначе способствовать победе тех, кто борется против коммунистической идеи. Христианин не может не быть коммунистом. Это поняли коммунисты Латинской Америки, где родилась «Теология освобождения». Мнение современных фарисеев и саддукеев на эту тему можно смело игнорировать, ибо никакого отношения к христианству оно не имеет, за что они дадут ответ на Страшном Суде.
Обратите особое внимание: первых христиан римская власть считала безбожниками, то есть атеистами, поскольку ничего близкого этому учению римское общество не знало.
-
Сергей
10 июля 2017 в 19:39Комов
Константин Сёмин
Да, нафига мне Ваше общее?! Вы спросили, оно человеку нужно?
ВЫ навязывали это общее своей идеологией на штыках.
Я ХОЧУ ЛИЧНОЕ!!!! Усвойте это
-
Таисия
12 декабря 2017 в 21:35Малинина
Комову.
В логике существует два способа познания истины. Дедукция : "от общего к частному", это Ваш случай. Дедукция во времени разрушительная.
Противоположная ей - индукция: "от частного к общему". Такое мышление во времени - созидательное. Вряд ли Вы отдадите, нажитое "непосильным трудом" просто так...
----------------------
Т.С.
-
Сергей
10 июля 2017 в 19:39Комов
Хочу "минус" поставить, НО не могу - не мой стиль!
-
Лев
10 июля 2017 в 21:00Козленко
С.К.
Ну, что уж Ты, Серёга!?
Гордо шагающий нолик, если без общества.
Вот и мы тут-его частичка- тебя уразумляем.
Не сердись, дружище.
-
Лев
10 июля 2017 в 21:19Козленко
Похоже на: Зияющие высоты...(А.Зиновьев)
-
Щербатюк
3 октября 2017 в 16:33Сергей
Добротный писатель.
В других блогах я получаю предупреждения сионистов:
"В этом блоге вы не можете оставлять комментарий
по причине блокировки, обратитесь к автору блога "
Но автору блога не до меня -- у него акции ЗАВТРА не в России.