Сообщество «Форум» 15:42 15 июля 2020

На кого сирийскому народу следует делать ставку?

Создается впечатление, что сирийское руководство не намерено предпринимать никаких практических шагов, которые говорили бы о его готовности взять на себя ответственность за ситуацию в стране.

Сейчас, когда известные события привели к ухудшению экономической ситуации в Сирии, к дальнейшему падению уровня жизни сирийского народа, когда все ждут перемен, и прежде всего, реальных шагов по мирному политическому транзиту власти, по борьбе с бедностью, голодом, лишениями и страданиями подавляющего большинства сирийцев, президент Сирии Башшар Асад объявляет о проведении парламентских выборов 19 июля.

Но что могут принести сирийскому народу выборы, которые наверняка пройдут по тому же сценарию, как это было в течение 50 последних лет? Какие изменения могут произойти в результате таких выборов, если остаётся неизменным режим, политический курс руководства, механизм претворения этого курса в жизнь, а на политической сцене действуют те же самые лица? Разве этот факт не говорит о полном игнорировании предпринимаемых усилий с целью практического выполнения резолюции № 2254 Совета Безопасности ООН? Не говорит об игнорировании политической воли, проявленной «астанинской группой», которая смогла достичь соглашения о прекращении огня на всей территории Сирии с целью осуществления положений резолюции № 2254?

Откровенно говоря, эти выборы ничего не изменят в жизни сирийского народа. Большинство сирийцев уже не верит правящему режиму, проводимому им курсу и механизмам принятия решений. Как народ может верить своему руководству, когда в отставку отправляется премьер – министр – второе после президента лицо в государстве, человек, который возглавлял правительство в течение последних четырех лет? Причем эта отставка произошла на основании каких-то непонятных обвинений. Никто ничего не знает о судьбе этого человека. Неизвестно, жив ли он и здоров, арестован ли или находится под домашним арестом.

Как народ может верить руководству в ситуации, когда бывший премьер-министр кончает жизнь самоубийством, «пустив три пули себе в голову»?

Как может сирийский народ верить премьер-министру, который «покидает» свой пост и страну в такой судьбоносный момент для того, чтобы «продолжить борьбу» не на части сирийской территории, находящейся под контролем отрядов оппозиции (в момент, когда это произошло, оппозиция контролировала более 50% территории страны), а из роскошных гостиниц, расположенных за рубежом?

Как народ может верить своему руководству, когда он ежедневно слышит сообщения о взятках, коррупции, о многомиллионных суммах, о скандальных разоблачениях приближённых к верхним эшелонам власти людей? Почему-то ничего не слышно о том, что среди жертв конфликта (в ходе сирийского конфликта погибли сотни тысяч человек) были представители политических элит или руководства оппозиции.

Между тем властям страны не верит не только сирийский народ, но и международное сообщество, которое тем не менее взаимодействует с сирийским режимом как с единственным законным представителем сирийского народа, подтверждая тем самым необходимость сохранения суверенитета и территориальной целостности Сирии и позволяя избежать хаоса, который угрожает региону в случае, если Сирия станет государством-банкротом.

И вот после всего этого, в такой сложной ситуации некоторые оппозиционные деятели возлагают на Россию ответственность за катастрофическую ситуацию, сложившуюся в Сирии. Ненависть к режиму у этих людей настолько велика, что они, наверное, согласились бы на то, чтобы к власти в стране пришли террористы.

Между тем дела у сирийской оппозиции идут ненамного лучше, чем у режима. В Высшем переговорном комитете продолжаются внутренние дрязги, Коалиция оппозиционных сил получает указания от саудовской и турецкой сторон. Такое впечатление, что оппозиция забыла, что она тоже представляет сирийский народ. Оппозиционеров совершенно не волнует катастрофическая ситуация, в которой оказались их соотечественники. Убеждён, что и Турция, и Саудовская Аравия уважали бы волю сирийского народа, если бы сирийская оппозиция заняла принципиальную единую позицию, выражая мнение прежде всего своих граждан. Тогда бы ни Турция, ни Саудовская Аравия не вмешивались во внутренние дела Сирии. Однако существуют определённые силы, использующие противоречия между региональными игроками в угоду своим партийным, а зачастую и личным целям.

Правящий режим в Дамаске и оппозиция (протурецкая и просаудовская) вносят раскол в российско-турецкие и российско-иранские отношения с целью подрыва усилий «астанинской группы» (Россия, Иран и Турция). Сирийские власти, по-видимому, рассчитывают на то, что им удастся обойти резолюцию № 2254 Совета Безопасности ООН, а оппозиция хотела бы свести на нет роль «астанинской группы» в сирийском урегулировании, надеясь взамен получить помощь Вашингтона и его союзников. Цель таких действий очевидна. Она состоит в том, чтобы добиться ухода России и Ирана из Сирии и захватить власть при помощи иностранного вмешательства. При этом ни одна из сторон сирийского конфликта не задумывается над огромными жертвами и разрушениями, к которым может привести подобные сценарии. С другой стороны, находятся и те, кто строит иллюзии относительно возможности сохранения нынешнего статус-кво в Сирии, преследуя при этом собственные интересы и не задумываясь о том, что такая ситуация может привести к полному истощению ресурсов и потенциала страны и к продолжению страданий сирийского народа.

Такова нынешняя ситуация в Сирии. Между тем многие высокопоставленные лица как в сирийском руководстве, так и в оппозиции, не в состоянии понять, в чём состоит смысл вето, которое использовали Россия и Китай во время голосования в Совете Безопасности ООН за проект резолюции, предложенный западными странами о продлении на шесть месяцев работы двух КПП на сирийско-турецкой границе (Баб аль-Хава и Баб ас-Салям). Дело в том, что механизм трансграничной доставки гуманитарной помощи в Сирию был временным, и пришло время для его постепенного сворачивания в связи с изменением ситуации «на земле».

Эти изменения отказывается признавать сирийская оппозиция, их не желают замечать и сирийские власти. Между тем в Сирии удалось окончательно разгромить международные террористические банды, на всей территории страны действует режим прекращения огня. 1 июля с.г. президенты трёх стран-членов «астанинской группы» приняли совместное заявление, в котором была подтверждена их приверженность выполнению резолюции № 2254 Совета Безопасности ООН, и прежде всего, началу мирного процесса перемен при помощи механизмов, предусматриваемых этой резолюцией. Но самое важное состоит в отсутствии каких-либо внятных аргументов для принятия неких «временных» резолюций Совета Безопасности ООН, которые нарушали бы суверенитет Сирии, а также в том, что для доставки гуманитарной помощи необходимо оставить один КПП (Баб аль-Хава), находящийся под контролем сирийского государства. Этот КПП достаточен для того, чтобы осуществить доставку гуманитарной помощи всем нуждающимся.

Нынешняя ситуация «на земле» в Сирии показывает необходимость сворачивания работы так называемых «независимых комитетов» наподобие «сирийского комитета расследований». Решение о создании таких структур протащили прежде всего западные страны, которые, кстати, не скрывают этого, путем голосования в Совете по правам человека ООН о создании механизма с заранее определённой целью – поиском предлогов для выдвижения обвинений против правящего режима и его союзников. Эти «временные комитеты» используют в своей деятельности не общепринятые международные стандарты, а сообщения, публикуемые на страницах социальных сетей, отказываясь назвать свои источники информации, исходя из «соображений безопасности». Эти «комитеты» фабрикуют фейковые обвинения о действиях сирийской армии на севере Сирии, утверждая, что эти обвинения касаются «военных преступлений».

Некоторые отряды оппозиции по-прежнему стремятся к разделу Сирии с целью установления контроля над частью её территории, как это происходит в северо-восточных и северо-западных районах страны, где оппозиционные структуры вводят в обращение турецкую валюту и американский доллар, запрещая использование местной валюты. В некоторых районах пошли ещё дальше - там открываются частные школы, учебные программы в которых отличаются от общепринятых государственных программ. Преподавание в этих школах ведётся на турецком и английском языках как основных языках обучения. Именно эти оппозиционные структуры пытаются убедить западные страны в необходимости продления соглашений о трансграничном механизме оказания гуманитарной помощи через несколько КПП, настаивая на необходимости придания постоянного статуса такому механизму. Вводится в обращение иностранная валюта, вносятся изменения в школьные учебные программы, предпринимаются попытки изменения национальной идентичности. Такие шаги ведут к сепаратизму, к созданию новых, независимых от сирийского государства анклавов. Именно поэтому оппозиционеры, вынашивающие сепаратистские планы, обвиняют Россию и Китай в использования права вето при голосовании о продлении срока работы КПП. Они не понимают, что применение вето подтверждает приверженность этих стран международному праву, и прежде всего, праву на государственный суверенитет и территориальную целостность. В Сирии действует режим тишины и прекращения огня. Соблюдение этого режима контролируется странами «астанинской группы». Поэтому сейчас нет никакого повода для нарушения международного права, касающегося государственного суверенитета Сирии.

И хорошо, что Совет Безопасности ООН всё-таки принял резолюцию, продлевающую на год работу одного КПП на находящемся под контролем правительственной армии Сирии участке сирийско-турецкой границы. Этот шаг даёт надежду на то, что страны-члены Совбеза будут занимать конструктивную позицию по вопросам, касающимся государственного суверенитета.

Хотелось бы также подчеркнуть, что Турция не стремится к аннексии части сирийской территории. То же самое касается и Ирана, который не стремится превратить Сирию в шиитское государство, как утверждают некоторые. Между тем иранская помощь Сирии и Ливану является помощью Сопротивлению, цели которого пока не достигнуты ни в Палестине, ни на Голанских высотах. Однако это уже совсем другая тема. Ставка на любую другую силу, кроме «астанинской группы», приведёт к тому, что Сирию может постигнуть участь Ливии, Ирака и Йемена, а возможно и к таким последствиям, о которых одному только Богу известно.

Поэтому ещё раз хотелось бы подчеркнуть необходимость уважения суверенитета Сирии и защиты государственных институтов страны, необходимость взаимодействия с нынешним режимом как единственным законным представителем сирийского народа. Исходя из этого, именно на режим следует возложить полную ответственность за нынешнюю ситуацию в стране. Правящий режим в Сирии является основной силой, которая должна вывести страну из кризиса, занять конструктивную позицию по вопросу освобождения арестованных, отказаться от ставки на силу и перестать игнорировать резолюцию № 2254 Совета Безопасности ООН.

Сегодня уже все понимают, что мир и безопасность в Сирии могут быть обеспечены только усилиями стран-гарантов астанинской группы (России, Ирана и Турции), руководители которых в недавно принятом совместном заявлении подтвердили свою приверженность суверенитету и территориальной целостности Сирии, процессу политического транзита власти, сочинским соглашениям, резолюции № 2254 Совета Безопасности ООН. Однако ни режим, ни оппозиция пока не сделали никаких заявлений на этот счёт. Так чего же сирийскому народу следует ждать, и на кого ему надо делать ставку в нынешних условиях?

1.0x