В Новом Театре состоялась презентация литературно-художественного издания "Стена и слово. Русский монастырь на границе с небом".
Необычный альбом, состоящий из десяти глав, каждая из которых посвящена одному из действующих православных монастырей на территории России, издан при поддержке частных благотворителей, фонда "Свете Тихий" и Президентского фонда культурных инициатив.
Работа автора текста Эдуарда Боякова и фотохудожника Михаила Розанова не имеет аналогов среди изданий подобного рода. В альбоме содержится более 100 фоторабот. Каждый монастырский комплекс, история которого неотъемлема от его географического положения и природного ландшафта, рассматривается авторами как уникальное явление, олицетворяющее русский логос, раскрывающее смысловую сердцевину русской цивилизации.
Эссе в альбоме содержат не только искусствоведческую и историческую информацию. Монастырь в интерпретации авторов альбома — не просто артефакт истории, архитектурный памятник или институция, наделённая административным функционалом. По словам Эдуарда Боякова — "это материализация русского фронтира, духовный и антропологический рубеж между небом и землёй".
Монохромная (чёрно-белая) съёмка, в режиме которой работает крупнейший современный архитектурный фотохудожник Михаил Розанов, позволяет увидеть тончайшие детали в рельефах стен и куполов. На фото — только фасады и экстерьеры. Территории безлюдны — ничто не отвлекает от фантастического единения графических линий монастырских строений с дыханием природы. Для каждого монастыря было определено своё время года — то, в которое монастырь наиболее откровенно демонстрировал свою духовную миссию.
Авторы определили десять таких миссий: царство, праведность, знание, аскеза, переход, политика, рубеж, воинство, тайны, подвиг. В этих сутевых обозначениях синтезировались объективность (история обители, географическое положение, окружающая природа) и субъективный взгляд двух исследователей, которые максимально погрузились в открывшийся для них сакральный мир с уверенностью профессиональных художников, но при этом с трепетом неофитов.
Михаил Розанов: "Мы решили показать наше художественное видение русских монастырей. Существует немало книг и альбомов на эту тему. Чаще всего они — нишевые: исторические, искусствоведческие, специфически религиозные. Наш взгляд — это взгляд художников.
Выбор монастырей осуществил Эдуард Бояков. Там есть и очень известные, посещаемые обители, давно уже ставшие местом не только паломничества верующих, но и объектами туристического интереса: Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь, Кирилло-Белозерский, Соловецкий монастыри. А есть такие, которые мало известны широкой публике — например, Костомаровский на Дону, или Посольский в Бурятии.
Везде мы встречали доброжелательное отношение братии, благословение настоятеля или настоятельницы. Съёмку начинали рано утром — часов в 5-6, когда не было людей. Такова была идея: работа на вечность, фиксация того, что не меняется. Первым объектом съёмки стал Кирилло-Белозерский монастырь. Снимали его зимой. Как и Посольский монастырь на Байкале. Это была совершенно космическая история: белый бесконечный Байкал, который уходит в небо, в этой пустоте стоит белый монастырь. И только ветра ходят вокруг".
Каждая глава начинается с общей панорамы монастыря. Потом взгляд перемещается на территорию, исследует фасады, купола, порталы. Последовательность фотографий тщательно формировалась Эдуардом Бояковым, Михаилом Розановым и художником-дизайнером книги Дмитрием Мордвинцевым. Фото следуют друг за другом в определённом порядке, выстраивая своего рода визуальную драматургию, максимально погружающую читателя в мир каждой обители.
Эдуард Бояков: "Это не первая наша совместная работа в Михаилом Розановым — в своё время мы организовали съёмку одного московского театра, шедевра советского модернизма. И сделали это вовремя — архитектор умер, здание подверглось ремонту, изменившему его облик. В этот период мы много говорили с Михаилом о связях русского модерна с историей и архаикой. Из этих бесед родился замысел — сделать книгу, посвящённую русским монастырям, обозначив их десятью понятиями, которые могли бы составить формулу русского монастырского служения. Эти слова, как ключи, стали названиями глав, отразив смысловой фундамент не только конкретного genius loci, но монастырства как принципа.
Мы адресуем нашу книгу широкой публике, вне привязки к конфессиональной принадлежности. Ведь и сами православные храмы вписаны в светские городские и сельские ландшафты. Но те смыслы, которые отражены в заголовках, выражают антропологическую норму, к которой должен стремиться каждый русский человек. Праведность, знание, защита Родины, духовный рост — эти стяжания имманентны нормальному человеку, ощущающему себя частью русской культуры, истории, традиции.
Десять монастырей, ставших героями нашей книги, можно воспринимать, как десять архетипов, десять заповедей Русского Мира".
Эдуард Бояков — театральный и кинорежиссёр, продюсер. Создатель фестивалей "Золотая Маска", "Новая Драма", Московский Пасхальный фестиваль (совместно с В. Гергиевым), "Традиция" (совместно с З. Прилепиным), создатель театров "Практика", "Политеатр", художественный руководитель МХАТ имени М. Горького (2018–2021), председатель Русского Художественного Союза, основатель и художественный руководитель Нового Театра (с 2022), режиссёр кинофильма "Русский крест", автор книги "Русский код" (совместно с В. Пономарёвой). Участник копродукций с ГМИИ имени А.С. Пушкина, Холланд Фестивал, Метрополитан Опера. Режиссёр и продюсер более 50 спектаклей в Мариинском театре, Большом театре, МХТ имени А.П. Чехова, Центре Всеволода Мейерхольда.
Михаил Розанов — российский фотограф, член Союза фотохудожников России, его работы хранятся в собраниях Музея Московского Кремля, ГМИИ им А.С. Пушкина, Государственного Русского музея, Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева, Санкт-Петербургской Академии художеств, Российской Государственной библиотеки, Музейно-выставочного центра РОСФОТО. Автор съёмок Эрмитажа, Музеев Московского Кремля, ГМИИ имени А.С. Пушкина, ВДНХ, Лувра, Версаля, Сан-Суси, Венского музея истории искусств, Музея Боде.
Екатерина Кретова
двойной клик - редактировать изображение
двойной клик - редактировать изображение
двойной клик - редактировать изображение
двойной клик - редактировать изображение
двойной клик - редактировать изображение