Авторский блог Пепе  Эскобар 00:00 27 февраля 2014

На тропе «холодной войны»

Но этот гамбит ждет провал. В руках у Москвы тысячи способов оказать экономическое воздействие на Украину; она располагает куда более качественной разведкой; а уличные протестанты/бандиты/неонацисты составляют всего-навсего шумное меньшинство

Всмотритесь в сцены новой ("холодной") войны — будто такой же, как былая. Будто такой же, но всё-таки другой. То Вашингтон вершит свой многозначительный "поворот в Азию", как когда-то он "сдерживал Китай". То на повестку дня выходит извечное старание уязвить как можно больнее Россию. Перемены сцен в новейшей Большой Игре в Евразии не дают наблюдателю заскучать.

На русском фронте очернение всего и вся, хоть как-то связанного с Сочи — что можно списать на врожденное убожество стандартов западной медийной сферы — оказалось лишь побочным сюжетом главного шоу, в центре которого неизменно ставится личность, страшный образ злого президента России Владимира Путина.

И всё-таки, куда более серьезным событием стал Нуландгейт — вовсе не из-за сквернословия этой дамы, а по причине того, что мозговые центры США похвалили ее позицию, увидав в ней "показатель американского стратегического мышления".

Вкратце суть этого эпизода игры заключается в следующем. Германия телеуправляет одним из лидеров протестов на Украине, боксером-тяжеловесом Виталием Кличко. По существу дела, Вашингтону не по нраву германский вариант, так как Германия, как-никак, на протяжении многих лет выстраивает с Россией сложную систему энергетического и инвестиционного партнерства.

Администрация же Обамы хочет добиться результата, и притом быстро. Сама Нуланд подчеркнула (в той же аудиозаписи), что Вашингтон "вложил" — на протяжении последних двух десятилетий — пять миллиардов долларов в "демократизацию" Украины. Так что да, эта игра "наша", и ЕС здесь в лучшем случае путается под ногами, между тем как Россия — главный вредитель. Такова она, "стратегия" Вашингтона на Украине.

Мозговые центры США распространяют по миру идею, что администрация Обамы привержена принципам сбалансированной стратегии в энергетике. Если Ливия — часть этой "стратегии", идея оборачивается злой шуткой. Благодаря "гуманитарным" бомбардировкам НАТО, Ливия после Каддафи — распавшееся государство. В Сирии же вся "стратегия" США сводится к тому, чтобы арабы без счета убивали арабов.

С Ираном ситуация сложнее. Администрация Обамы, видимо, рассчитывает, что путем переговоров между Ираном и пятью членами СБ ООН (плюс Германия) ей удастся переиграть русских, которые во многом близки Тегерану. Но это при условии, что администрация США действительно хочет ядерной сделки с Ираном, которая откроет шлюзы для экспансии западного бизнеса.

На сирийском фронте верх одержали позиции русских, не говоря уж о том, что Путин уберег Обаму от ещё одной ближневосточной войны. Поскольку в Сирии русские одержали победу, не удивительно, что Вашингтон возмечтал победить на Украине.

Происходящее можно рассматривать как переиздание "оранжевой революции" 2004 года. Но общий контекст надо значительно расширить, прибавив сюда и расширение НАТО в 1990-х, и попытки американских НПО дестабилизировать Россию, и флирт НАТО с Грузией, и планы развертывания баз противоракет у границ России.

В стиле, который уже стал "фирменным" для администрации Обамы, поддержка антироссийских, "проевропейских" протестов на Украине квалифицируется как "закулисное руководство процессами" (помните Ливию?). Щедро расточаемая "гуманитарная" риторика, призывы к "примирению", борьбе добра против зла прикрывают напористое стремление к смене системы власти в стране. Не надейтесь, что в американских масс-медиа зазвучат голоса здравомыслия вроде Стивена Коэна из Принстона и Нью-Йоркского университета, который сказал правду без экивоков: благодаря откровениям Нуланд ясно, что "чиновники на верхах американской администрации сплели заговор с целью сфабриковать на Украине антироссийское правительство, оттеснив или нейтрализовав демократически избранного президента, — т. е. совершить государственный переворот".

Американская "стратегия" сводится к тому, чтобы привести к власти на Украине марионетку США, и притом немедленно, а не дожидаться воцарения марионетки ЕС в каком-то будущем. Там, в Вашингтоне, им до лампочки, что Виктор Янукович был законно избран президентом страны и имел полное право отвергнуть договор с ЕС как невыгодный.

И там никого не заботит тот факт, что в авангарде протестов на Украине ныне оказался т.н. "правый сектор" — отвратительное сборище фашистов, футбольного хулиганья, ультранационалистов и прочих отбросов неонацистского стиля, украинский эквивалент "джихадистов" Бандара Буша, зверствующих в Сирии.

"Стратегия" США предписывает, что протесты на улицах Украины должны привести к смене власти. Так надо сделать в этой стране (но не в Тайланде).

Вашингтон хочет смены власти на Украине по одной лишь причине; в широком контексте новейшей Большой Игры в Евразии захват Украины был бы приблизительно равноценен отколу Техаса от США и его вступлению в союз с Россией.

Но этот гамбит ждет провал. В руках у Москвы тысячи способов оказать экономическое воздействие на Украину; она располагает куда более качественной разведкой; а уличные протестанты/бандиты/неонацисты составляют всего-навсего шумное меньшинство.

Вашингтон упрется и будет стоять на своем, так как рассматривает политический кризис на Украине, как и начавшийся финансовый кризис в Казахстане, как "благоприятные возможности" (жаргон Обамы), позволяющие угрожать экономическим и стратегическим интересам Москвы. Обитатели Вашингтона словно только тем и заняты, что молятся об обширном финансовом кризисе в возглавляемом Россией Таможенном союзе.

Так молиться, по сути, — всё, что им остается. Европейский Союз, со своей стороны, несмотря на свою велеречивую риторику и благопожелания, — образование сумбурное, лишенное единства. После Сочи Путин вернется к делам с желанием поквитаться. Нуланд и К˚, глядите в оба, будет плохо.

(Asia Times Online, 14.02.2014)

1.0x