Авторский блог Дмитрий Батурлин 19:26 3 августа 2015

Уезды и префектуры

Чем ближе местные выборы, тем сильнее нагнетается политическая обстановка на местах. Избирательная кампания обещает быть грязной и скандальной. Учитывая ситуацию с незаконным оборотом оружия в стране, не исключены случаи его применения в решении «споров о выборах». В целом же, несмотря на весь накал предвыборной кампании, предстоящее волеизъявление вряд ли что-то изменит в жизни страны. Особенно актуальным это утверждение становится в контексте идущего процесса «децентрализации», который, на деле, лишь усилит позиции центральной власти.

Наиболее напряжёнными и, одновременно, ответственными моментами в политической жизни любой страны являются выборы. Для Украины это утверждение особенно актуально. Ввиду практически непрерывной политической нестабильности, волеизъявления там происходят, пожалуй, чаще, чем в любой из стран европейского континента. Нынешний год, в этом отношении, не является исключением.

25 октября граждане Украины будут избирать депутатов местных советов и мэров городов. Конечно, местные выборы не имеют столь сильного влияния на внешнюю политику, как избрание Верховной Рады, но зато, для политики внутренней, они имеют огромное значение. Объясняется это тем, что состав местных советов (за редким исключением) не менялся со времён президентства Виктора Януковича. Данное обстоятельство давало нынешним властям возможность сваливать все просчёты своей политики на исполнителей на местах, то и дело твердя об их коррумпированности и указывая на связи с прежним режимом.

На деле, эти обвинения, конечно, далеко не безосновательны, однако, учитывая распределение властных полномочий на Украине согласно действующей конституции, местные органы управления имеют ничтожно малые возможности противиться «генеральной линии» Киева.

Именно с конституционной реформой связана одна из главных интриг предстоящих выборов. Всё дело в курсе на «децентрализацию», взятом действующей властью и прописанному в новом основном законе.

Напомним, проект изменений в конституцию был принят Верховной Радой 16 июля текущего года. Несмотря на то, что документ, внесённый в парламент Петром Порошенко, судя по всему, никак не продвигает процесс выполнения минских соглашений (что было оной из его задач), он, всё же, вносит определённые изменения в порядок осуществления местного самоуправления на всей территории страны.

На практике это выражено в замене действующих структур местной власти новыми, а также – в административно-территориальной реформе. Последняя, впрочем, будет заключаться главным образом в переименовании административно-территориальных единиц. Так, нынешние районы, например, предлагается переименовать в уезды (укр. «повіти»).

Кроме того, новая конституция предполагает расформирование Областных государственных администраций и замену их органами, под названием «префектуры». Ими, согласно изменениям в основной закон, будут руководить префекты, назначенные президентом по представлению Кабинета министров. Предполагается, что исполнение распоряжений префекта будет обязательным на территории подконтрольной ему административной единицы.

Новая конституция предусматривает также сохранение местных советов и органов исполнительной власти, являющихся, по сути, филиалами Кабинета министров на местах. Полномочия советов на вверенной им территории предлагается несколько расширить. Но это изменение сполна компенсируется правом президента распускать местные органы власти, а также – правом префектов накладывать вето на принятые ими решения.

В связи с наличием в новой конституции последних двух пунктов, некоторые эксперты справедливо указывают на то, что под видом децентрализации, президент, просто напросто, решил расширить собственные полномочия. С этим утверждением можно согласиться, учитывая тот факт, что ещё ни один глава государства на Украине не имел права столь непосредственного вмешательства в дела местных советов.

Обоснованием строгих норм осуществления местного самоуправления представители центральной власти называют необходимость препятствования сепаратизму. Однако правда состоит в том, что, в случае принятия местными советами «сепаратистских» решений, остановка их реализации указом «сверху» будет крайне неэффективной. А вот использование механизма прямого влияния на местные органы власти для устранения из них политических оппонентов президента является куда более реальной перспективой.

И, всё же, несмотря на то, что объявленная децентрализация лишь усиливает контроль центральных властей за органами местного самоуправления, недостатка желающих баллотироваться в них не ощущается. Причиной тому служит вышеупомянутое расширение полномочий местных властей. Учитывая то, что никакой политической децентрализации новая конституция не предполагает, оно будет сосредоточено, прежде всего, в сфере распоряжения бюджетными средствами.

Как мы знаем, местные власти на Украине не менее (а иногда даже более) коррумпированы, чем центральные. Неплохой иллюстрацией этого стали недавние события на Закарпатье, когда между представителями «Правого сектора» и местными депутатами возник конфликт за право контролировать потоки контрабанды через границу.

Другим свидетельством коррумпированности региональных властей стало задержание 31 июля депутата тернопольского областного совета при попытке получения 30 тысяч гривен взятки.

Исходя из этих примеров, можно сделать вывод о том, что многие кандидаты на грядущих местных выборах стремятся использовать изменения в конституцию для личного обогащения. Учитывая беспрецедентный уровень контроля со стороны центральных властей, сделать это удастся, по всей видимости, лишь политикам приближённым, или, по крайней мере, лояльным действующему президенту.

События последнего месяца позволяют говорить об ожесточённом характере предстоящей предвыборной кампании. Данный вывод следует из опыта проходивших недавно довыборов народного депутата от 205-го округа (город Чернигов).

Выборы в Чернигове состоялись 26 июля, а избирательная кампания была одной из наиболее скандальных за весь период независимости. Основная конкуренция за право представлять 205-й избирательный округ в Верховной Раде развернулась между президентским фаворитом Сергеем Березенко и главой новообразованной партии «УкрОП» (Украинское объединение патриотов) Геннадием Корбаном.

Ожесточённый характер избирательной кампании, не в последнюю очередь, был обусловлен давним конфликтом между Петром Порошенко и Игорем Коломойским. Напомним, Геннадий Корбан, во времена губернаторства Коломойского, являлся его заместителем и потерял этот пост одновременно с отставкой своего начальника из-за противостояния с президентом за контроль над компанией «Укрнафта».

Следует также отметить, что партия «УкрОП» создавалась специально для участия в прошедших довыборах по 205-му округу и осенних местных выборах. Её характерное название, очевидно, было выбрано из соображений креативности, что также подтверждается лозунгами прошедшей в Чернигове предвыборной кампании, одним из которых был: -«УкрОП против редиски».

В ходе предвыборной агитации оба основных конкурента, не стесняясь, использовали старые, проверенные годами, методы.

Сергей Березенко, будучи человеком президентской команды, сполна использовал административный ресурс. Накануне выборов он был назначен представителем президента в Черниговской области, что обеспечило ему «привязку к месту» в глазах избирателей, в отличие от заезжего Геннадия Корбана. Кроме того, Березенко обладал всеми базами данных, что дало ему возможность эффективно работать методом косвенного (раздача продовольственных пайков) подкупа малоимущих избирателей. И, наконец, за президентского фаворита агитировали VIP персоны. Одним из таких агитаторов был бывший президент Грузии, а ныне – губернатор одесской области Михаил Саакашвили.

Во время его визита в Чернигов для участия в конференции по вопросам местного самоуправления произошёл самый громкий скандал минувшей предвыборной кампании. Сопровождая провластного кандидата в прогулке по городу, Саакашвили вступил в словесную перепалку с Борисом Филатовым – ещё одним человеком команды Коломойского и сторонником избрания Геннадия Корбана депутатом от 205-го округа. Дело едва не дошло до драки. Видео происшествия сразу же попало в интернет, обеспечив локальной избирательной кампании общеукраинский резонанс.

Геннадий Корбан не отставал от своего основного конкурента в использовании запрещённых предвыборных технологий. Помимо чёрного пиара на инциденте с Саакашвили, его команда применяла и другие «неспортивные» методы. Как и Сергей Березенко, Корбан попытался стать «своим» для Черниговщины. За неимением других вариантов, сделать это он решил, заручившись поддержкой Олега Ляшко, являющегося одним из наиболее известных представителей региона в украинской политике. Кроме того, штаб Корбана также использовал технологию непрямого подкупа избирателей, посредством раздачи продуктовых пайков. Правда, за неимением соответствующих баз данных, его сторонники раздавали провизию прямо на улицах города, что спровоцировало очередной политический скандал из-за происходивших драк за еду между местными пенсионерами.

Ещё одной отличительной чертой прошедшей предвыборной кампании стало использование центральных телеканалов в целях агитации. Для Украины данная практика не нова, однако на этот раз она достигла небывалых масштабов.

Канал 1+1, принадлежащий Игорю Коломойскому, агитировал за Геннадия Корбана, умело используя каждый информационный повод, предоставленный скандальной избирательной кампанией. Не отставал от своего конкурента и президентский «5-й канал», непрерывно твердивший о нарушениях со стороны команды Корбана.

Заявлениями по поводу предвыборной кампании в Чернигове отличился и Пётр Порошенко, назвавший её позором.

Учитывая обилие использования на прошедших выборах «грязных» методов, он был недалёк от истины.

Впрочем, возмущение президента выглядело несколько наигранным, ведь его ставленник, в конечном итоге, одержал победу на скандальных выборах.

В целом, довыборы в 205-м округе дают неплохое представление о том, какой будет осенняя избирательная кампания. Применение «грязных» методов большинством её действующих лиц уже не вызывает ни малейшего сомнения.

Отчасти такое положение вещей стало возможным из-за непрерывного обнищания населения страны. Если раньше подавляющее большинство граждан реагировали на попытки подкупа продуктовыми пайками с брезгливостью, или насмешкой, то теперь многие готовы драться за бесплатные продукты и, не задумываясь, отдавать голоса «благодетелю», раздающему их.

Ещё одной приметой времени является всеобщее разочарование в политике. Явка на черниговских выборах составила всего 35%, несмотря на все скандалы, кипевшие вокруг них и широкий общественный резонанс. С высокой долей вероятности можно утверждать, что на местных выборах в октябре данная ситуация повторится. Это означает, что во многих (если не во всех) регионах новую власть будут выбирать большинством из меньшинства.

Что бы ни говорили украинские политики о «нормальной европейской практике» низкой явки на выборы, в сложившейся ситуации очевидно, что граждане игнорируют их не от хорошей жизни, а именно из-за всеобщего разочарования в возможности что-либо изменить. Вопрос о том, насколько легитимны будут новые местные советы, избранные подобным образом, остаётся открытым.

Помимо черниговской эпопеи, о напряжённом характере грядущей предвыборной кампании свидетельствуют и события в других регионах.

Так, 30 июля народный депутат от партии «Оппозиционный блок» Михаил Добкин анонсировал проведение протестных акций в Харькове. По его словам, данные мероприятия нацелены на выражение недовольства «правовым беспределом», творящимся в области.

Причиной столь резких заявлений Добкина стал безосновательный отказ в регистрации харьковского регионального отделения Оппозиционного блока в течении трёх месяцев.

Анализируя данный факт, следует напомнить о том, что Оппозиционный блок является переформатированной Партией регионов. На парламентских выборах, состоявшихся прошлой осенью, эта политическая сила, вопреки ожиданиям многих экспертов, одержала победу в ряде регионов на Юго-востоке страны, чем обеспечила себе представительство в парламенте.

Среди «базовых» регионов Оппозиционного блока значится и Харьковская область, где недовольство действующими властями обусловлено не только материальными (снижение уровня доходов), но и сугубо политическими (культурная и языковая близость России и соседнему Донбассу) причинами. В регулярных отчётах центра «Информационное сопротивление», возглавляемого небезызвестным Дмитрием Тымчуком, относительно «уровня сепаратистской угрозы», харьковский регион занимает одни из лидирующих позиций (самый высокий уровень).

По всей видимости, именно этим обусловлено неправомерное затягивание регистрации местной организации Оппозиционного блока. Данная мера выгодна действующим властям, пытающимся, таким образом, устранить наиболее сильного конкурента в регионе накануне осенних местных выборов.

Первая из анонсированных Михаилом Добкиным акций состоялась уже 31 июля. Под харьковским областным управлением юстиции собралось около 300 человек во главе с несколькими народными депутатами. Как и было заявлено ранее, митингующие требовали зарегистрировать областную организацию Оппозиционного блока.

Примечательно, что сотрудники управления юстиции попросту саботировали свою работу, сначала отказываясь пропускать народных депутатов в здание, а затем – удалившись из своих кабинетов в самый разгар рабочего дня.

Данные действия выглядят слишком организованно, чтобы быть случайностью. Скорее всего, они были заранее согласованы с вышестоящим начальством. Как мы уже писали, целью саботажа может быть устранение от участия в грядущей предвыборной кампании её региональных фаворитов.

Но, глядя на юридические уловки, применяемые центральными властями, не следует забывать о наличии в их активе и других методов воздействия на оппонентов.

Особенно актуально это именно для Харьковской области и именно для представителей Оппозиционного блока.

Как мы уже говорили, даже по версии провластных экспертов, в регионе достаточно сильны сепаратистские и антиправительственные настроения. Учитывая этот факт, а также – причастность представителей Оппозиционного блока к прежней власти и их участие в мероприятиях, которые нынешнее киевское руководство квалифицирует как «сепаратистские» зимой – весной 2014 года, вполне вероятным выглядит разыгрывание этой карты.

Здесь поле действий у соратников Порошенко довольно обширно, от предъявления неугодным политикам обвинений в «сепаратизме», до отмены выборов ввиду того, что регион является прифронтовым. Последнее, впрочем – крайняя мера, так как центральным властям очень важно показать картинку «демократического избирательного процесса» на всех подконтрольных им территориях.

На данный момент пока рано говорить о том, чем закончится ситуация с отказом регистрировать харьковскую областную организацию Оппозиционного блока. Ясно лишь одно – как и в случае с черниговскими выборами, все участники избирательного процесса постараются выжать из этого информационного повода максимальный резонанс, стремясь запомниться электорату.

Для получения общего представления о характере будущей предвыборной кампании и местных выборов, события в Харькове имеют огромную ценность. Они служат свидетельством того, что в новейших избирательных кампаниях использование админресурса уже не будет маскироваться, как прежде. В сложившейся политической обстановке в этом больше нет нужды. Напротив, административные методы недопущения до власти «неугодных» могут превозноситься действующими властями, как заслуга в борьбе за единство страны.

Проанализировав события, случившиеся за последний месяц во внутриполитической жизни Украины, можно констатировать фактическое начало предвыборной кампании. Большая часть того, что происходит сегодня на политической ниве страны, является пробой сил политиков перед предстоящими в октябре местными выборами. Не менее активно идёт и процесс прямой и косвенной предвыборной агитации.

Вместе с тем, чем ближе местные выборы, тем сильнее нагнетается политическая обстановка на местах. Избирательная кампания обещает быть грязной и скандальной. Учитывая ситуацию с незаконным оборотом оружия в стране, не исключены случаи его применения в решении «споров о выборах». В целом же, несмотря на весь накал предвыборной кампании, предстоящее волеизъявление вряд ли что-то изменит в жизни страны. Особенно актуальным это утверждение становится в контексте идущего процесса «децентрализации», который, на деле, лишь усилит позиции центральной власти.

1.0x