В последнее время, различными политиками и средствами массовой информации, всё чаще стала подниматься тема замороженных конфликтов на постсоветском пространстве. Около двадцати лет тлеют они в разных уголках бывшего Союза, не находя однозначного решения. Во всех этих конфликтах, так, или иначе, затронуты интересы Российской Федерации.
В лихие 90-е, когда Россия была слишком слаба для однозначного решения подобных вопросов в свою пользу, их предпочитали попросту замораживать до лучших времён. И вот, лучшие времена настали. Но количество проблем таково, что решать их одновременно не представляется возможным. Особенно, если учесть, что в это же время развивается военное противостояние на Украине, имеющее огромное геополитическое значение.
В этих условиях следовало ожидать «внезапного» обострения замороженных конфликтов 90-х, так как оппонентам России необходимо распылить её силы.
Учитывая всё вышеизложенное, недавний демарш украинских властей, направленный на максимальное осложнение деятельности российский воинских подразделений в Приднестровской Молдавской Республике, не стал сюрпризом. 20 мая Верховная Рада денонсировала соглашение о военно-техническом сотрудничестве с Российской Федерацией, в том числе – акт о транзите военнослужащих через территорию Украины.
Формально, со дня вступления в силу этого постановления, деятельность российской группировки в Приднестровье (в особенности – всё, что связано с ротацией личного состава и снабжением) значительно осложнилась. Однако, на самом деле это произошло гораздо раньше. Ротация и снабжение российских подразделений в ПМР через территорию Украины прекратились более года назад. Нынешнее постановление украинского парламента лишь придало этому факту формальные основания.
Но обострение интереса украинских (и не только) политиков к теме приднестровского конфликта не ограничивается данным постановлением. В последнее время, действия украинских, молдавских и румынских властей, направленные на максимальное осложнение ситуации в ПМР, приобрели системный характер.
Так, 17 марта, на встрече со своим румынским коллегой, президент Украины Пётр Порошенко заявил о необходимости «разморозить» приднестровский конфликт. Конечно, на Украине эти заявления трактуют в духе «стремления к окончательному урегулированию», но, на самом деле, они могут свидетельствовать лишь о желании обострить старое противостояние.
Примечательно, что вопрос «разморозки» был поднят на встрече даже не с молдавским, а с румынским президентом. Это свидетельствует о растущем влиянии Бухареста на Кишинёв.
Напомним, официальная румынская историография не считает молдаван отдельным народом, обладающим собственными языком и культурой, по умолчанию записывая их в румыны. Бухарестский политикум довольно часто, в целях пропаганды, обращается к теме «Великой Румынии», предполагающей значительное территориальное расширение страны, в первую очередь – за счёт Молдовы.
24 мая мы могли наблюдать очередное подтверждение популярности идеи поглощения соседнего государства в румынском обществе. В интервью одному из местных телеканалов, бывший румынский президент Траян Бэсеску заявил, что единственным шансом Молдовы на членство в ЕС является её вхождение в состав Румынии. Аргументируя это утверждение, политик отметил, что Евросоюз, на данный момент, достиг пределов своего расширения, а объединение двух государств позволило бы обойти эту стратегию, проводимую европейским руководством.
В Кишинёве, в свою очередь, позиции унионистов (сторонников объединения с Румынией) также с каждым годом усиливаются. Для нынешних властей страны, избиравшихся на волне прозападных настроений, они являются значительной частью электората. В столице Молдовы регулярно проходят унионистские марши, количество участников которых год от года растёт. Иногда, правда, власти страны депортируют особо радикальных сторонников аншлюса в Румынию, но не стоит обманываться этими единичными случаями.
Наиболее существенным препятствием на пути Молдовы к евроинтеграции и «румыноинтеграции», является наличие на территории, которую она считает своей, частично признанной Приднестровской республики.
Проблемы с этим регионом у кишинёвских властей возникли ещё в начале 90-х, из-за чего, собственно, тогда и разгорелся вооружённый конфликт. Населённое преимущественно русскими и украинцами Приднестровье не вписывалось в концепцию мононационального государства, которое собирались строить молдаване.
Как мы знаем, конфликт был урегулирован, путём его заморозки. Но лишь частично. Молдова отказалась признавать право ПМР на самоопределение. Тем не менее, на левом берегу Днестра уже более двадцати лет существует независимое от Кишинёва государство со своей экономикой, административным аппаратом и силовыми структурами.
Во многом успешная жизнедеятельность Приднестровья обеспечивается помощью российской стороны. Ввиду того, что в ПМР разрешено двойное гражданство, около 160 тысяч жителей республики имеют паспорта РФ.
Российское военное присутствие является для ПМР жизненно важным. Кроме 412 миротворцев, дислоцированных на территории республики, там расквартирована ограниченная группа российских войск (ОГРВ), численностью в 1000 человек. Помимо обеспечения мирного существования ПМР, её основной задачей является охрана и обеспечение деятельности военных складов неподалёку от села Колбасна.
Эти оружейные склады остались в республике со времён Советского Союза и, без должного ухода, могут представлять серьёзную опасность. Российские военные регулярно осуществляют утилизацию устаревших боеприпасов, а также контролируют условия хранения арсенала.
Именно с дальнейшим пребыванием российских подразделений в ПМР сейчас возникли большие трудности. Помимо уже упомянутого нами разрыва украинским парламентом договорённостей о военно-техническом сотрудничестве с Россией, существуют проблемы и с позицией молдавской стороны. После того, как обеспечение российской группировки в ПМР через территорию Украины стало невозможным, власти Молдовы принялись строить всяческие козни, направленные на максимальное осложнение деятельности миротворцев и ОГРВ. Без объяснения причин молдавские пограничники стали задерживать российских военных, направляющихся к месту дальнейшего несения службы через кишинёвский аэропорт (в ПМР аэропорта нет), а затем – депортировать их обратно в Россию. В качестве причины депортации называлась «нежелательность пребывания на территории Республики Молдова». Позднее молдавское министерство иностранных дел выступило с заявлением, что отныне через аэропорт будут пропускать только военнослужащих, направляющихся для участия в миротворческой миссии, в то время, как солдаты и офицеры ОГРВ будут поголовно признаваться «нежелательными персонами».
Несмотря на все усилия молдавской и украинской сторон, данная проблема не является для России критичной. Как мы уже писали, в ПМР проживает достаточное количество российских граждан. Уже сейчас ОГРВ частично комплектуется ими, а потому, вполне логичным было бы увеличение в её составе числа местных жителей. Это позволило бы закрыть вопрос с ротацией военнослужащих через аэропорт Кишинёва.
Гораздо более серьёзной проблемой является снабжение группировки. Молдавская сторона, как и Украина, отказывается пропускать через свою территорию российские военные грузы. Но даже если бы нечто подобное было возможно, для этого понадобилось бы разрешение соседней Румынии, так как Молдова не имеет выхода к морю. Румыния является членом НАТО, а потому, такая возможность, скорее всего, даже не рассматривается ввиду её бесперспективности.
В Министерстве обороны РФ заявляют, что намерены снабжать группировку по воздуху. Но этот вариант также сопряжён с определёнными трудностями. Во-первых, ПМР не имеет аэропорта. А это означает, что российским военно-транспортным самолётам придётся доставлять грузы путём десантирования. Существует также вариант постройки военного аэродрома, но на это потребуется время и немалые финансовые затраты. Во-вторых, маршрут военно-транспортной авиации, задействованной для снабжения Приднестровья, неизбежно пройдёт над территорией Украины. На данный момент он уже известен и, по приказу киевского руководства, в этот район направлены зенитно-ракетные комплексы С-300. Конечно, вероятность того, что Украина решится сбить российский военно-транспортный самолёт, тем самым объявив войну, довольно мала, однако, полностью исключать её нельзя. Кроме того, прецедент с доставкой грузов неизбежно будет использован Киевом для обвинения России в очередных нарушениях воздушного пространства, или государственной границы.
На момент написания статьи, российское руководство принимало активные меры, направленные на информационное обеспечение прокладки воздушного коридора в Приднестровье. Так, 26 мая в СМИ появились публикации, рассказывающие о том, что современные средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), состоящие на вооружении ВС РФ, способны дезориентировать, или вывести из строя любой из комплексов ПВО, которыми располагает Украина.
Появление этих публикаций не случайно. Их цель – отбить у киевской «партии войны» всякое желание предпринимать какие-либо провокационные действия в отношении российских самолётов, осуществляющих обеспечение группировки в ПМР.
На днях заявлениями по поводу ситуации в Приднестровье отметился и вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Он успокоил общественность, отметив, что денонсация Украиной соглашения о военно-техническом сотрудничестве никак не повлияет на снабжение российских военнослужащих на территории ПМР. По словам вице-премьера, отныне продовольственное обеспечение будет осуществляться преимущественно за счёт закупок у местных производителей, что позволит значительно сократить количество необходимого для доставки груза.
Как видим, блокада, осуществляемая украинской и молдавской сторонами, не сильно повлияла на функционирование российских воинских подразделений, расквартированных в Приднестровье. Ответы на эти вызовы были найдены довольно быстро и, несмотря на то, что они связаны с определёнными финансовыми затратами, геостратегическая выгода России от присутствия в ПМР сполна покрывает расходы.
Вместе с тем, описанные меры не решают экономических проблем Приднестровья, также связанных с действиями Киева и Кишинёва.
На данный момент, ситуация в частично-признанной республике близка к катастрофической. Ориентированная на экспорт приднестровская экономика в состоянии покрыть не более 50% от всех социальных обязательств. Под угрозой оказались выплаты пенсий и зарплат бюджетникам.
Казалось бы, подобные проблемы не должны были стоять перед республикой, располагающей довольно серьёзным производственным потенциалом. Приднестровские товары пользовались спросом за границей, в том числе и на Украине.
Тем не менее, после обострения российско-украинских отношений, ситуация кардинально изменилась. Вот уже около года украинские власти рассматривают Приднестровье не иначе как возможный «второй фронт», опасаясь российских войск, стоящих там, а также возможной поддержки со стороны ПМР в организации антиправительственных восстаний в Одесской области, население которой не отличается особой лояльностью нынешнему киевскому руководству.
В течении года, украинская сторона значительно ужесточила режим пересечения границы для граждан Приднестровья. Некоторое время (летом 2014-го) и вовсе действовал запрет на въезд в страну мужчин призывного возраста, проживающих в ПМР. Кроме того, за прошедший год была значительно укреплена граница с Приднестровьем, а личный состав погранвойск, действующих на этом участке, был усилен.
Все эти мероприятия привели к максимальному осложнению трансграничной торговли. Особенно сильно изменения отразились на мелких предпринимателях из Приднестровья, задействованных в сбыте сельскохозяйственной и другой продукции на рынках Одесской области. Ужесточение пропускного режима на границе с Украиной нанесло серьёзный удар и по трудовой миграции из ПМР.
Как уже упоминалось выше, многие жители Приднестровья имеют российское гражданство. Это обстоятельство ранее позволяло им заниматься трудовой деятельностью в России на общих основаниях, чем был обусловлен большой поток мигрантов в РФ, идущий через территорию Украины. Нетрудно догадаться, что с осложнением двусторонних отношений, ужесточение режима пропуска российских граждан распространилось и на них.
Меры, предпринимаемые украинским руководством для экономической блокады Приднестровья, носят системный характер и согласовываются с молдавской стороной. В результате, они воздействуют не только на отдельные отрасли приднестровской экономики, связанные с малой трансграничной торговлей и денежными вливаниями от трудовых мигрантов, но и на экспорт промышленных товаров в целом.
Примером подобных действий может служить введённая украинской стороной норма, предполагающая обязательное прохождение подакцизных товаров из Приднестровья, предназначенных для экспорта на Украину, через территорию Молдовы. Подобные условия ставят приднестровских товаропроизводителей в зависимость от политических прихотей молдавского руководства, ограничивая возможности получения прибыли от экспорта.
Аналогичную политику уже давно проводит молдавское руководство. За период существования частично-признанной республики, кишинёвские чиновники несколько раз пытались удушить её при помощи экономической блокады. Одна из таких попыток пришлась на 2006-й год, когда президентом Украины был Виктор Ющенко, известный своим русофобским внешнеполитическим курсом. Однако даже тогда Кишинёву и Киеву не удалось достичь полной координации, вследствие чего приднестровские товары продолжали проникать на украинские рынки.
Нынешняя ситуация в этом плане представляется гораздо более серьёзной. На сей раз, Киев настроен решительно, а основные меры, направленные на максимальное осложнение трансграничной торговли и перемещения граждан, уже приняты.
Решение этой проблемы, так, или иначе, ляжет на плечи России. На протяжении всего существования ПМР, именно Москва выступала основным её международным партнёром. По всей вероятности, в ближайшее время России придётся выделить немалые средства для покрытия бюджетного дефицита в Приднестровье. Но, как мы понимаем, вечно эта ситуация продолжаться не может. Дотировать республику, имеющую неплохой промышленный потенциал – дело, в некотором роде, бессмысленное. Рано, или поздно, проблему придётся решать путём переориентации приднестровской экономики, или даже путём выдвижения ультиматумов Молдове и Украине о снятии блокады. Последнее менее вероятно.
Тяжёлое экономическое положение в ПМР, а также реальная, как никогда, угроза её военного подавления со стороны Кишинёва, сеют беспокойство среди граждан республики. На днях в СМИ появилась информация о том, что ряд приднестровских общественных организаций готовят обращение к российскому президенту с просьбой о защите в случае возникновения угрозы для ПМР. В своём открытом письме они призывают Владимира Путина принять меры дипломатического, санкционно-экономического, а в случае необходимости и «другого» характера, если вопрос о безопасности республики встанет ребром.
О военных угрозах приднестровских общественников заставило задуматься недавно анонсированное создание совместного румынско – молдавского миротворческого подразделения. На фоне информации о подтягивании к границе республики украинских войск, это обстоятельство стало вполне реальным поводом для беспокойства.
Говоря о вероятности обострения приднестровского конфликта, следует учитывать геополитическую обстановку, царящую в Восточной Европе. После перехода украинского противостояния в долговременную плоскость, между Россией и США началась игра на выжидание. Победителем из неё выйдет тот, чьих ресурсов хватит для более длительного поддержания своих позиций. Учитывая то, что Россия начинает понемногу оправляться от удара экономических санкций, а её ресурсной базы может хватить для достаточно длительного противостояния с США на Украине, вполне логичным с точки зрения американцев было бы открыть «второй фронт». Для этой цели Приднестровье подходит идеально. Расположенный далеко от российских границ и зажатый между двумя враждебными государствами, этот регион полностью зависит от России. С геополитической точки зрения он представляет огромное значение, так как является единственным форпостом РФ в западном Причерноморье.
Из этого следует, что в дальнейшем, экономическое и военно-политическое давление на Приднестровье со стороны американских сателлитов будет лишь нарастать. Впрочем, вряд ли они решаться пойти на прямое военное вторжение. Скорее всего, ПМР ждут новые попытки экономического удушения, а также – мелкие провокации, нацеленные на подрыв авторитета власти в обществе.
Всему этому Россия может противопоставить экономическую помощь республике, гарантию её военной безопасности, а также – умелую работу на дипломатических «фронтах». Последнее является абсолютным приоритетом, так как ещё один долговременный «горячий» конфликт в Восточной Европе Россия сейчас может просто не потянуть.
Впрочем, как мы уже убедились, российское руководство умеет находить нестандартные решения геополитических проблем. Будем надеяться, что нынешняя ситуация с Приднестровьем не станет исключением.