С конца марта нынешнего года киевское командование, которое на протяжении полугода непрерывно наращивало в "зоне антитеррористической операции" свою военно-силовую группировку, перешло к заранее спланированному резкому обострению ситуации практически по всей линии боевого соприкосновения с частями ДНР и ЛНР.
Основными узлами напряжённости стали районы Ясиноватой в ДНР и Первомайской в ЛНР. Сперва начались регулярные обстрелы этих районов из миномётов, которые быстро превратились уже в массированные и практически непрерывные обстрелы из крупнокалиберной (122- и 152-мм) ствольной артиллерии, а в последнее время — системами РСЗО и даже 240-мм самоходными миномётами "Тюльпан".
На Донецк (в районе Марьинки) нацелена 55-я отдельная артиллерийская бригада; на Луганск — 44-я. Вследствие достижения противником явного огневого превосходства на узких участках фронта, донецкие (в основном), а также луганские части и подразделения несут существенные потери: лишь в районе Авдеевки погибло до 50 военнослужащих, а ранения получили около 400 человек.
В целом, согласно данным разведки, оперативно-тактическое построение ударной киевской группировки выглядит довольно необычно: три эшелона, возможности которых сформированы по нарастающей — если первый эшелон состоит преимущественно из территориальных батальонов со средствами усиления и задачей непрерывного огневого давления на части Донбасса вплоть до попыток захвата отдельных населённых пунктов, то во втором эшелоне собраны кадровые и неплохо подготовленные части ВСУ, а вслед за ними — наиболее боеспособные и вооружённые части и соединения, куда, например, переданы все собранные по Украине и восстановленные танки Т-80.
Таким образом, исходя из специфического построения киевской оперативно-тактической группировки, с высокой степенью вероятности можно предположить следующее:
— вместо попыток политического урегулирования Киев окончательно выбрал путь широкомасштабного военного конфликта;
— задача первого эшелона киевских войск заключается в провоцировании российского вмешательства в боевые действия, после чего в бои вступит второй эшелон киевской группировки с целью нанесения максимальных потерь войскам ДНР и ЛНР с выдавливанием их к линии или даже за линию прежней российско-украинской границы;
— задачей наиболее мощного третьего эшелона киевской группировки является рассечение на части войск ДНР и ЛНР с их последующим окружением и выдавливанием за линию границы и зачисткой оставшихся очагов сопротивления.
Кроме того, Киев активно перебазирует в районы Крыма и Донбасса имеющиеся комплексы ПВО С-300 для прикрытия своей группировки с воздуха.
Подобные шаги со стороны Киева означают, по сути, полный отказ от обсуждения идей федерализации и децентрализации Украины, попытку максимально втянуть в разворачивающиеся боевые действия РФ (и ещё раз подставить её под международные санкции), а также окончательно разрушить ещё действующий промышленный комплекс, превращая страну в сельхозпридаток ЕС и США.
Погрязший во внутренних склоках Донбасс, несколько расслабившийся после боевых действий 2014 года, ждут нелёгкие времена — и от его руководства и населения в нынешних условиях потребуются немалые мудрость и мужество.