Проф. В. В. Ш А Х О В
Н. ПЕРЕПЕЛКИНУ: ЛИТЕРАТУРА-ЭТИКА-ЭСТЕТИКА
«Литература народа есть полное, всестороннее сознание его, в котором одинаково должны отразиться как народная любовь к добру и правде, так и народное созерцание красоты в известную эпоху развития» Л. Н. Т О Л С Т О Й.
Великие уроки духовности:
изящная словесность, этика, эстетика
Свет светит, и тьма не объяла его…
И о а н н, 1, 5
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
А.С. П у ш к и н
…не давать детям ничего, кроме истины, конечно, выбирая между истинами те, которые соответствуют данному возрасту воспитанника.
К. Д. У ш и н с к и й
«Краткий словарь по этике» таким образом раскрывает понятие счастье: «Счастье – понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Как и мечта, счастье является чувственно-эмоциональной формой идеала, но в отличие от неё означает не устремления личности, а исполнение этих устремлений».
Иван Бунин в своё время предложил читателям своё понимание с ч а с т ь я:
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот дом осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно
В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
«…А счастье только знающим дано…» - мудрое, весомое слово великого русского поэта и прозаика, автора «Антоновских яблок» и «Жизни Арсеньева».
***********************************************************************
- Что ты ищешь, Диоген, днём с фонарём? – вопрошали жители Афин.
- Я ищу человека, - ответствовал мудрец.
- Кого именно? Меня? Его?
- Ищу человека, - вновь и вновь повторял он, пристально, взыскующе вглядываясь в лица своих сограждан. Разочарованный провидец продолжал свой путь, как говорится, днём с огнём.
Философско-культурологическая метафора о фонаре Диогена, как это ни парадоксально, злободневна и сегодня. Человек, личность, индивидуальность по-прежнему – одна из величайших тайн мироздания.
В рамках социальной, «м и р с к о й» этики педагогу и воспитателю предстоит приобщиться к «тайна», «загадкам» человеческой личности. Что есть человек? В чём его предназначение? Какова его сущность? Каковы смысл и назначение человеческого бытия?
Проблема человека – фундаментальная, ключевая для всех сфер, форм, граней быта и бытия, человеческих деяний.
Задача слияния, взаимообогащения этики эстетикой.
По мысли Л.Н. Толстого, эстетика «есть выражение этики». Эстетическое образование и воспитание – не самоцель. Формирование активной нравственной позиции, активной жизненной позиции будет успешным в том случае, когда художественное образование, эстетическое воспитание будет осуществляться в целостном контакте с нравственно-этическим образованием и воспитанием. Красота соединяется с добром.
И здесь особую весомость приобретает горьковская мысль: эстетика – этика будущего.
Социальная этика и проблемы нравственности
Нравственные качества личности – продукт социально-исторического развития; они не передаются по наследству, но формируются в каждом индивидууме в ходе трудовой и творчески-духовной деятельности.
«Нравственным существом мы называем такое, которое способно сравнивать свои прошлые и будущие поступки и побуждения, одобрять один и осуждать другие. То обстоятельство, что человек есть единственное существо, которое с полной уверенностью может определёно таким образом, составляет самое большое из всех различий между ним и низшим животным», - суждение Чарлза Дарвина.
* * *
Трактовка в «Кратком словаре по этике» этического понятия-дефиниции обычай: «Обычай – вид общественной дисциплины; исторически сложившая и распространенная в обществе или коллективе форма действий, повторяющихся в определённых обстоятельствах… Обычай представляет собой элемент принятия в обществе поведения, которое в свою очередь слагается из совокупности различных обычаев…».
Пушкинская «Птичка», связанная с соблюдением «р о д н о г о о б ы ч а я
с т а р и н ы»:
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины.
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Пути и перепутья сознания… Наши питомцы открывают этот мир, сложный и противоречивый, яркий и яростный, многоцветный и многозвучный. Они постигают его исподволь, изо дня в день, не мучась взрослыми вопросами: «С чего начинается Родина? С чего начинаются человековедение, народознание?»
Нравственное воспитание – не только важная грань образовательно-преподавательского процесса, но внутренняя сущность всего процесса обучения.
Опыт лучших педагогов показывает, что, наряду с основательным изучением учебных дисциплин, необходимо постоянно формировать у своих питомцев понимание таких категорий, как честь, долг, совесть, любовь, дружба, добро, зло, справедливость, альтруизм, эгоизм, гордость, стыд, великодушие, воля, свобода выбора, цель и смысл жизни, счастье.
* * *
Мир детства: у истоков формирования нравственной жизненной позиции
- Введение. Первоначальное понятие о предмете светской этики, православной культуры.
- Жизнь по законам красоты и добра. «Отчизны родники живые». Всё начинается с детства.
- Истоки нравственности. Владимир Мономах: «… добра хочю братьи и Русьскей земли». Нравственные основы русского богатырства: подвиги Святогора, Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича.
- Духовные основы, этические ценности в жанрах народной мифологии.
- Человек и общество. Всестороннее развитие личности.
- Нравственность труда. Отношение к труду. Отношение к собственности.
- Традиции, преемственность.
- Личность и общество. Возрасты человеческой жизни. Рождение личности. Взаимопомощь. Долг. Достоитство.
- Отношение к себе и людям. Чуткость. Человечность. Терпимость. Сочувствие.
Доверие. Верность. Благородство. Вежливость.
- Моральные чувства. Любовь. Стыд. Гордость.
- На пути к нравственной гармонии личности.
«Человеку нет конца пути!» (М. Горький).
Мир отрочества: моральные нормы и жизненная позиция человека
- Введение. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). «Как прекрасна земля и на ней человек…» (С. Есенин).
- Нравственно-духовные идеалы древнерусской культуры («Слово о полку Игореве», «Изборник Святослава», «Поучение Владимира Мономаха»).
- Деяние. Мотив. Намерение. Поступок. Цели и средства.
- Человек и общество Личность и коллектив. Коллективизм. Индивидуализм.
- Основные стороны морали. Моральная деятельность. Поведение моральное. Поступок. Выбор моральный.
- Культура поведения. Вежливость. Грубость, Манеры. Этикет.
- Типы поступков. Благодеяние. Искупление. Проступок.
- Активность общественная. Героизм. Инициатива. Почин. Подвиг.
- Отношения моральные. Авторитет. Благодарность. Воздаяние. Доверие. Критика и самокритика. Культ личности. Мнение общественное.
- Личность и общество. Дисциплина. Вина. Грех. Репутация.
- Сознание моральное. Общественное сознание. Заповедь. Идеал. Качества моральные. Кодекс моральный.
- Моральные принципы. Требовательность. Самоотверженность. Альтруизм.
- Идейно-общественные качества. Сознательность. Чувство нового.
- Степень честности человека. Верность. Искренность.
- Отношение к себе и людям. Благородство. Вежливость. Великодушие.
- Волевые качества. Выдержка. Мужество. Самообладание.
17. Духовно-этические проблемы современного мира. Духовность и научная мысль. «Люди, люди, - высокие звёзды… Долететь бы мне только до вас…» (Р. Гамзатов).
18. Шедевры народной этики. «Солнце, луна и звёзды – краса небес, цветы и ягоды – краса гор, краса государства – человек» (восточная мудрость).
«Береги честь смолоду» (этическое, нравственное, эстетическое)
1. Истина и нравственность. Мораль. Качества моральные. Критерии нравственности.
2. Общечеловеческое и нравственное. Отношения моральные. Принципы моральные.
3. Культура поведения. Этикет.
4. Причинность в морали. Равенство в морали.
5. Общественное сознание. Мечта. Норма моральная. Оценка моральная. Принципы моральные.
6. Религиозная мораль и этика (мораль и религия, религиозная мораль, фанатизм, фарисейство, фатализм). Духовная жизнь, нравственно-художественные искания в русской культуре Х1Х – ХХ столетий.
7. Нормативная этика.
8. Отношения общественные. Пример моральный. Самодеятельность и творчество в морали. Самоотверженность.
9. Норма моральная. Нравы. Обычай.
10. Обязанности моральные. Привычки. Ритуал.
11. Личность и общество. Долг. Дружба. Интерес. Ответственность. Правота. Самовоспитание.
12. Основные сферы морали. Брак и семья (нравственные основы). Отношение к женщине.
13. Профессиональная этика. Трудовое воспитание.
14. Нравственно-нормативные понятия. Благо. Добро. Добродетель. Зло. Справедливость. Счастье. Ценности моральные.
15. Активность общественная. Почин. Правила человеческого общежития. Самовоспитание.
16. Личность в коллективе. Личность и предпринимательская инициатива.
17. Типы этических теорий. «Социальная этика». «Теодицея». «Теономная этика», «Политическая этика».
18. Этические и моральные ценности в современном мире. «Контекстуальная этика». «Телеологическая этика». «Гуманистическая этика». «Фелицитология». Экзистенциализм. Теория моральной доброты. Теория нравственного чувства. «Диалектика души». Экология души. «Человечество вышло в космос, чтобы взглянуть на себя со стороны» (М. Шолохов).
Социальная этика и нравственно-духовные уроки классики
1. Введение Духовность и гуманизм.
2. «Конечный продукт постоянно развивающейся природы есть прекрасный человек» (Гёте).
3. Личность и общество. Честь. Чувство моральное. Эмоции моральные. Убеждение моральное. Склонности нравственные. Самоконтроль. Самооценка. Совесть. Солидарность.
4. Самосознание. Долг. Самоконтроль. Самооценка. Склонности нравственные. Совесть. Убеждение моральное. Эмоции моральные.
5. Духовность и профессиональная этика.
6. Принципы религиозной морали (аскетизм, вина, воздаяние, грех, искупление, раскаяние, смирение, страх, терпимость, фанатизм, фарисейство, фатализм).
7. Религиозные нравственные учения и этические теории (либеральное христианство в этике, «социальная этика», теодицея, «теономная этика», эсхатология).
8. Соотношение морали и этики с другими формами общественного сознания. Мораль и искусство. Мораль и наука. Мораль и политика. Мораль и право. Мораль и религия. Нравственное и эстетическое. Этика и педагогика.
9. Активность общественная. Инициатива. Самодеятельность и творчество в морали. Идеал. Уважение к людям. Человечность. Гуманизм.
* * *
С о ц и а л ь н а я э т и к а и п е д а г о г и к а…
Общественные теоретические дисциплины, тесно, неразрывно связанные между собой, но имеющие различные предметы исследования. Теория морали – этика обращается к фундаментальным законам развития моральных отношений, явлений, представлений; при этом осуществляется анализ форм, разновидностей морального сознания и регулируемой посредством их моральной деятельности индивидуальности, личности. Одна из её (этики) составных частей – нормативная этика, вырабатывающая, синтезирующая нравственные принципы для социально-исторических потребностей людей. Педагогика же, являясь теорией общественного воспитания, опирается на изучаемые, осваиваемые этикой закономерности; педагогика занимается решением конкретной практической задачи, а именно: определение, фиксация путей и методов формирования моральных убеждений, привычек, чувств в соответствии с определёнными нравственными принципами. В каком-то смысле предмет исследования педагогики шире, чем предмет исследования этики. Педагогика включает в круг творческого анализа и синтеза не только проблемы моральные, но и вопросы других сторон и граней общественного воспитания – научного, производственно-технического, политического, эстетического, физического.
К.Д. Ушинский в предисловии к европейски известному труду «Человек как предмет воспитания», констатировал: «Педагогика – не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как Искусство, оно, кроме знаний, требует способности наклонности, и, как искусство же, оно стремится к идеалу вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совершенного человека».
Вводимая ныне в общеобразовательные школы учебно-научная дисциплина
как раз и призвана объединить, соединить, сконцентрировать различные подходы освоения жизни, судеб, истоков и горизонтов, человековедения, народознания. Педагогика успешно использует теоретические выводы этики, социальной психологии.
Литература, философско-эстетический идеал и мораль.
«Сохрани нас Боже быть поборником безнравственности в поэзии» - предостерегал
А.С. Пушкин; в своём поэтическом завещании он говорит:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
Ещё Платон, определяя целевую жизненную установку, побуждал « мыслить истинное, чувствовать прекрасное и желать доброе».
Нравственный, этический аспект – важнейшее в познании прекрасного, в уяснении глубинных тайн эстетического. «Цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и от этого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету», - пояснял Л.Н. Толстой. «Литература народа есть полное, всестороннее сознание его, в котором одинаково должны отразиться как народная любовь к добру и правде, так и народное созерцание красоты в известную эпоху развития», - толстовское весомое наблюдение и обобщение, призванное помочь педагогу.