Александр Проханов. Михаил, расскажите о сути борьбы, которую вы ведёте в Израиле. Что это за схватка: её мотивация, содержание? Кто друзья? Кто враги?
Михаил Финкель. Александр Андреевич, только попав в 2006 году в Израиль и ощутив историческую Родину, я начал чувствовать, что значит быть не гостем, не в диаспоре, а иметь свой маленький кусочек земли. И начал понимать то, о чём вы говорили, например, по радио, хотя до приезда в Израиль не понимал. Мне казалось, что вы жёстки, недостаточно либеральны. Особенно так кажется после Америки, где я прожил 13 лет. Меня учили там, что всё везде одинаковое, всё всем дай… Я в это верил. Верил, что есть Третий Рим, и он находится в Северной Америке. Ведь такая великая империя, прибежище всех народов! И не секрет, что евреям там хорошо живётся. Это ослепляло.
Но вот слышишь, как русских упрекают в империализме, им говорят: отдайте Курилы, отдайте Прибалтике куски! Китай вдруг захочет оттяпать до Урала, Америка захочет оттяпать. Вы правильно говорите: нельзя отдавать территории. Надо присоединять, собирать.
И я, патриот Израиля, начал чувствовать особую, увеличивающуюся любовь к России, которую раньше, может быть, не совсем понимал, у меня раскрылись философские духовные источники привязанности и к Святой земле, и к России.
Недавно подняли проблему иностранных агентов в России. Много лет назад я бы оценил позицию российского руководства так: зажимают, гайки закручивают! А ведь в Израиле та же самая проблема! Левые либеральные организации лоббируют процесс отдачи земель. Там уже нечего отдавать. Дойти до точки, и это будет самоликвидация мирным путём.
А в России то же самое! Сначала перейти к расхлябанности, к расшатанности, и по модели разрушения Советского Союза развалить страну, довести до размеров Московского княжества. И куда-нибудь потом примкнуть: в Евросоюз, под американскую руку. Что дальше? Нами будут управлять корпорации!
Евреи в Израиле очень патриотичны: когда своё, родное, то жалко. Там самыми большими врагами считаются левые либералы, у них нет понятия святой родины, Святой земли. Это светские люди, эволюционисты, которым важно получить европейские премии. Как в России либералам, правозащитникам так называемым, хочется получать гранты, деньги, иметь право преподавать в лучших вузах мира. И за это им не жалко родину уничтожить-отдать. Всё по той же самой модели!
Я стал понимать святость армии, солдат, что тебя защищают. Понимать чеченскую войну.
Я понял цену либерализма, правозащитников, которые в действительности работают на врага в любом контексте. Будь то в Сербии, в Чечне, в Афганистане, в арабо-израильских войнах. Ведь есть народ — любой — который хочет просто хорошо спокойно жить, воспитывать своих детей. И есть прогнившая система чиновников, коррумпированных военных, неважно, под каким они флагом, есть люди, которые за родину, а есть те, кому важно совсем другое.
Есть два наших народа, так похожих, мессианских народа, верующих, многострадальных, которые столько вытерпели и у которых такая сложная взаимная история. Это не двести лет вместе. И до хазарского каганата евреи жили в Феодосии в Крыму, в Византии, приходили на территорию, которая потом стала территорией Российской империи. В ходе расширения Российской империи — включение польского еврейства в Россию...
Период революции: и 1905, и 1917 года. Тяжелейшая вина многих безбожных евреев. Не надо обижаться, нужно понимать, что национальность не связана с тем, подонок ты или святой — в каждом народе есть те и другие.
Я понял, что надо наладить отношения. Но как наладить, если каждый говорит свою правду? У еврейства есть большая обида на погромы, дискриминационную черту оседлости. Да, в этом принимала участие мизерная доля русского народа, который сломал хребет фашистской гадине. Это русские солдаты со своим святым оружием, святым ППШ, вошли в концлагеря, кормили живых скелетов, спасали их. Это Россия, которую возглавлял Сталин. Ему можно многое инкриминировать, но он переломил хребет фашистским нелюдям.
С другой стороны, столь позитивная роль еврейская в науке, в культуре! Надо просто придти друг другу навстречу, признать, что плохое — это плохое было, а хорошее — это хорошее.
В Израиле любят ставить в пример друзов. Они служат в армии, патриоты любой страны, где живут. И Россия, наверное, хочет в евреях видеть своих друзов. Хочет, чтобы евреи жили не в "этой" стране, как некоторые говорят, а в стране, которая — наша родина во всех смыслах этого слова. Страна, в которой ты с наслаждением пьёшь её воздух, любуешься лесами, родными местами, улочками.
Пусть исконный народ — народ-хозяин, русский великий народ видит, что малый еврейский народ здесь не проездом, а что он ощущает: это его Родина. Святая земля — тоже его родина. Пусть каждая страна будет родиной в самом широком и святом смысле этого слова.
Я интуитивно ощутил, что если напишу письмо, вы откликнетесь. И вы не обманули ожидания, опубликовав моё письмо.
На меня набросились разные люди в Израиле, но и огромное количество людей поддержало меня: журналисты радио, газет, работники русскоязычного девятого телеканала, многие простые люди. Я в Израиле довольно популярный человек. И многие мне написали. У кого-то были обиды, они просили объяснить: "Что вы делаете? Мы вам верим, в отличие от многих раввинов-ханжей, которые зарабатывают на этом, вы не зарабатываете. Так что?"
Я им сказал, что вижу в Проханове лидера России — её духовного крыла — отца духовного, вижу партнера. Вы, Александр Андреевич, формируете новую идею. И правильно говорите: всё должно быть основано на вере. Бог один, хотя его называют по-разному. Святое послание — одно: люби ближнего, как самого себя. Не делай другому человеку подлости. Помоги, поддержи сироту, вдову, пришельца. Вот смысл: помогай, твори добро.
Абсолютно согласен с вами, что Россия должна стоять на святых танках и на православии. Патриоты в Израиле тоже считают, что Израиль должен стоять на силе оружия, на армии — последнем оплоте в прогнившем во многом социуме. И на вере.
Мне хочется, чтобы костяк русского народа понял и увидел, что далеко не все евреи хотят здесь, в России, поиметь что-то и "свалить" за кордон. Есть множество евреев, которые воевали во Второй мировой войне, во всех войнах России. И мои деды, и мои многие знакомые калеками вернулись с орденами, медалями.
Мне хочется, чтобы русский народ знал о том, что Иисус Христос с точки зрения Торы, иудаизма, безусловно, человек, посланный Богом, принесший Святое послание. Об этом пишет Яков Эмден, величайший раввин XVIII века, и многие другие раввины.
Есть ошибочное мнение, что в Талмуде допускается насмехательство над христианством. Но ортодоксальный совет раввинов Америки ещё 10 лет назад издал книгу о том, что все места в Талмуде, которые можно трактовать как якобы плохо относящиеся к Иисусу Христу, не о нём говорят. Имя Иисус (Иешуа) было распространено. И о людях по имени Иешуа — это люди, жившие в разное время в разных местах: за сто лет до Христа, через сто лет после, погибшие другой смертью — в чётырёх местах Талмуда плохо говорится.
Евреи не виноваты в смерти Иисуса, виновата кучка мерзавцев, в основном саддукеев. Я хочу, чтобы люди это знали.
И второе. Есть распространённое мнение, что в Талмуде много плохих мест о неевреях. Но это — о язычниках древности, о людях, которые приносили своих детей в жертву Молоху, Астарте, Ваалу.
О христианах, мусульманах, монотеистах Тора и Талмуд говорят, что мы должны их уважать, им помогать, что это праведники народов мира, и если они живут по заповедям господним, удостоятся царствия Божия, будут воскрешены с приходом Мессии. Вот две основные теологические обиды.
К сожалению, мало раввинов занимаются разъяснением этого. Но если есть большая обида, непонимание, нужно навести мост, объяснить, что Бог один, что все люди одинаковы, что иудаизм — это не религия расовой крови, а принятия или непринятия веры: как и в православии, в исламе. Иудеем может стать каждый человек. Жена Моисея была нееврейкой, многие пророки, величайшие раввины, праведники были этнически неевреями.
И нужно понимать, что русский народ — государствообразующий, по праву народ-хозяин страны, он сформировал её, расширил её горизонты. А все другие народы не должны дискриминироваться, должны быть равноправными гражданами великой империи.
Не так давно было известное "Письмо пятисот" против Шулхан Аруха. Во многом мы сами виноваты, не разъяснив то, что в издании книги все места, в которых написано против неевреев, это против язычников древности.
И почему книги печатаются так? Ведь нужно, чтобы всем было понятно, нужно объяснять. Иначе люди неправильно что-то поняли и реагируют агрессивно. Действительно обидно. Если бы я был человеком другой веры, я бы сказал: какая мерзость! Это похоже на идеологию экзальтированного национализма.
Ваше, Александр Андреевич, стремление объединить Россию — очень важно. Вы правильно говорите, что заслуга Рамзана Кадырова в том, что строптивый, вольнолюбивый, гордый Кавказ, как бы тяжело ни было, он приводит в лоно России и не даёт стране расползаться, идти по ней трещинам сепаратизма.
Еврейский народ, мне кажется, в основной своей массе не способен на физическое восстание, но обида и непонимание его чревата революциями, протестами, резкими политическими заявлениями — всем тем, что сейчас происходит. Это вербальная война. Она иногда опаснее войны с использованием свинца.
Нужно начинать диалог! Я почувствовал, что вы — тот человек, с которым этот диалог возможен.
А.П. У меня, Михаил, было несколько попыток наладить русско-еврейский диалог, потому что наш разлад трагичен: трагичен для русских, для евреев, для мира в целом. Ведь эта трещина выходит далеко за пределы русско-еврейских ареалов. Ибо это два мессианских, эсхатологических народа, и эта война носит характер конца света.
Одна попытка была предпринята при знакомстве с Яковом Кедми. Я сказал ему, что эта драма, распря, которая тогда в России остро чувствовалась, должна быть преодолена.
Был всплеск антисемитизма, ибо в 90-е годы еврейство кичилось захваченными миллиардами, банками, своим реваншем. Евреи-банкиры, евреи-олигархи способствовали в ту пору всплеску антисемитизма. И мне хотелось снять это напряжение. Нет, не удалось. В состоянии реванша, воинственной энергии, при ощущении победы, воздуха вселенской воли, богатства евреи не нуждались в примирении. Им казалось тогда, что эта победа будет вечной.
Ещё одна попытка диалога была, когда произошёл трагический эпизод: в синагоге на Малой Бронной в Москве Александр Копцев накинулся с ножом на раввина Когана. По инициативе Когана в стенах синагоги состоялась встреча статусных евреев и русских. Пришли молодые яростные правозащитники из еврейских организаций, злобно набросились — там было два-три русских человека — обвиняя во всех горестях и бедах. Я тогда сказал им: "Простите этого человека, и таким прощением вызовете огромную благодарность русских людей к себе". Но опять ничего не получилось! Жестоковыйные не простили...
Попытки этого соединения не прекращались в интеллигентной русской среде. Тот же Солженицын этим занимался. И какое количество пощёчин после этого получил от еврейства!
Патриарх Кирилл создал целую концепцию примирения русских и поляков, технологию примирения двух народов, которые четыреста, может, лет друг друга мучили и терзали, хотя братья-славяне.
Скоро будет годовщина Сталинградской битвы. Путин сказал, что на это чествование в Сталинград надо пригласить ветеранов вермахта. Мой отец лежит в земле под Сталинградом.
М.Ф. Царствие ему небесное. А мой дед воевал под Сталинградом.
А.П. И я не вижу в приглашении немцев ничего дурного. Потому что они приедут не с мечом, а как старые вояки, потерпевшие поражение, по-видимому, раскаявшиеся, опечаленные, не понимающие, почему так сложилась история их страны. Нет ни третьего рейха, ни Советского Союза, а есть могилы, могилы, могилы… Они приедут за отгадкой: отгадывать тайну бытия.
Почему же русские и евреи не могут примириться? Почему нет технологии, которая примирит их? Ведь такая технология должна быть. Она будет неэффективной в том случае, если в отношениях двух народов лежит нечто метафизически непримиримое. Если эти два народа явились из разных конечностей мира, если их родили две разные космические силы, которые враждуют на небесах. Но ведь этого нет.
Технология примирения очень сложна, она рискованна, потому что технологам приходится работать на оголённых проводах, и при любом неточном движении провода могут замкнуться, возникнет чудовищная вольтова дуга, она опалит и обожжёт технологов и сожжёт провода. Но это надо делать немедленно. Потому что мир опять находится накануне страшной драмы. Он вообще с момента сотворения — в состоянии драмы. Но вновь эта драма приблизилась к границам России. Ближний Восток — это ртутная кипящая чаша, опять оттуда или туда прольётся огонь гнева Господня.
И я дорожу тем, что вы пришли ко мне. Конечно, мы с вами всех проблем не решим, но важны страстный импульс добра и желание блага.
М.Ф. Мне кажется, Александр Андреевич, что российское еврейство после крушения Советского Союза во многом стало заокеанским. Приехали израильские, американские новоиспечённые раввины, которые не понимают Россию, русских людей не чувствуют — иностранцы.
А любовь к России особенно просыпается у евреев, которые прошли эмиграцию. Это здесь евреи пытаются кривить губу, ходить в несогласных, с шестидесятых годов по сегодняшний день быть против. А когда уезжают, у них начинается депрессия, слёзы, воспоминания о родном дворе. Родина ведь это ещё ощущение детства: мандаринов новогодних, воздуха, запаха. Я поездил по миру, вижу, что евреи по-другому начинают смотреть на Россию, многие возвращаются. К диалогу надо идти с двух сторон.
А.П. Важен импульс. Если даже попытка опять будет неудачной, важно начать, ощутить благую мотивацию. В этой технологии должна быть закрытая лабораторная часть, когда встретятся уважаемые представители — просвещённые, заинтересованные — и они должны выстроить систему претензий. С одной стороны и с другой стороны. Должны выстроить иерархию благих дел одних по отношению к другим. И договориться либо о покаянии, либо об умолчании. Потому что молчание тоже есть великое благо, молчанием, а не криками и полемиками сотворяются многие добрые дела.
Конечно, самая драматическая часть — это революционные годы, таинственная эра, она зашифрована: зашифрована в России, на Западе, зашифрована в еврействе, мне кажется. Безусловно, 300 лет царской династии, которая мучила и глумилась над народом, накопила в народе огромную ненависть и разрушительные силы. И революция 1917 года была русской. Но в русскую революцию ворвалось много самых разных сил. В том числе еврейство. Надо понять, с чем оно ворвалось. Прежде всего, с чувством обиды, о которой вы говорили: черта оседлости, погромы. Хотя какие там погромы? Это же не холокост, не Освенцим. Но были.
М.Ф. Безусловно, несопоставимы.
А.П. Мне кажется, что еврейство ворвалось в русскую революцию ещё и концептуально. Ворвалось, конечно, как носитель марксистской идеологии. Но не только. Это было время (в начале прошлого века), когда теоретически мыслящее, сионистское еврейство искало самые разные поводы, чтобы о себе заявить, и оно, сио- нистское еврейство, искало место для основания государства, территорию. Не сразу они набрели на Землю Обетованную. В сочинениях Герцеля или Жаботинского я не встречал Землю Обетованную, речь шла о создании государства…
М.Ф. Неважно, где.
А.П. Да. Необходимо было создать потенциалы сосредоточения еврейства, находившегося в рассеянии. В недрах этого сосредоточения создать государство со своими институтами, которые обеспечат еврейству, с одной стороны, защиту от враждебного мира. А с другой — позволят реализовать заветы, которые трудно реализовать в рассеянии, а в концентрации можно. И мне кажется, что в русскую революцию ворвался этот сионизм.
Россия после октября 1917 года подвергалась страшной неоправданной дерусификации, которая не нужна была, потому что уничтожение церквей, казачества, интеллигенции, уничтожение всех символов прежней русской жизни не требовалось для создания новой социалистической России. Здесь шла процедура, очень напоминавшая Иисуса Навина, который брал города ханаанские, ханаан кидал в печи для обжига извести, под топоры, пилы железные и под молоты.
Была какая-то теократическая задача, теократическое неприятие. Потому что избиения целых сословий, каст не диктовались идеей социалистического братства, социалистического блага. Ну, что это такое? Вы провозгласили Советы и братство и, провозгласив их, расстреливали, расстреливали, расстреливали... Может быть, это объясняется тем, что именно здесь хотели основать центры новой еврейской теократической государственности и расчищали пространство.
М.Ф. Мне кажется, что евреи-большевики, хотя многие атеисты, а многие — выкресты, идеологически были врагами классических сионистов. Но мессианство, мессианская идея, заложенная в детстве в школах при синагогах — в хедерах — вложенные идеи пророческих видений о том, что зло должно быть полностью уничтожено, преломилось в их интерпретации, что такое зло. Люди нашли воплощение этого в безумном искоренении всего, что было русским в Российской империи. Хочу подчеркнуть, что среди революционеров не было большинство евреев. Но довольно большой процент, игравший ведущие роли. В то время, когда к Троцкому пришли евреи, чтобы просить блага для себя, чтобы синагоги не закрывать, он сказал: "Я не еврей, я — интернационалист". Они были преступниками и для еврейского народа тоже. Но русскому народу от этого не легче.
А.П. Мне кажется, еврейское вторжение в русскую революцию имело библейские корни. В русскую революцию ворвался сионистский поток. У этого потока была своя мистика, своя метафизика. Метафизика символики: звезды, культов, странных загадочных зиккуратов. Были по существу построены религиозные модели, куда не помещалась православная Россия. Но что это за модели?
М.Ф. Но веру иудейскую они тоже отрицали. Расстреливали раввинов, закрывали синагоги.
А.П. Они не были атеистами.
М.Ф. Возможно, они были сатанистами.
А.П. Возможно. Хотя понятие сатанизма очень размыто. Это анти: антихристиане… Там была какая-то модель. Модель мира. Может, эта модель и по сей день работает. Универсум, что сейчас доминирует в мире — это желание проинтегрировать, переподчинить, создать единоверие, единомыслие, перелопатить мир, уничтожить все цвета, все грани, все оттенки… Может, это был первый мощный всплеск машины, которая перемалывала мир.
М.Ф. Нельзя сбрасывать со счетов, что и тогда, и сейчас за революцией была видна зарубежная рука. Конец Первой мировой войны, заинтересованность Германии, были немцы-банкиры… И что меня ужасно расстраивает: были евреи, которые в Германии работали вместе с немецкой разведкой на развал России, на выведение её с солдатами с поля боя. И сейчас многие правозащитные организации получают подпитку из Америки…
А.П. А теперь, Михаил? После 1991 года был чудовищный всплеск русофобии в основном со стороны еврейской интеллигенции. Лютая неприязнь, это даже не ненависть, а какая-то задача, новый скребок, наподобие того, что и в 20-х годах. Мои друзья, русские писатели, после 1991 года живут под игом, им затыкают глотки и вычёркивают из жизни. В этом опять-таки есть метафизика. Она не объясняется мотивацией. Как будто опять идёт зачистка территории.
М.Ф. Но не весь еврейский народ и даже не большинство в этом участвует. Это как в семнадцатом году: есть маленькая прослойка интеллектуалов, которые имеют своё видение того, какой должна быть вся территория вокруг них, её перекраивают под себя, под своё амбициозное злобное, пышущее ядом видение. Хотя эти люди — карлики, их очень мало. Но они всё хотят Гулливера — Россию опутать своими ниточками. Вопрос в том, одна ли это рука, или это много рук, свившихся какой-то метафизической волей в унисон, работающих вместе. Но действия, следствия их работы — деструктивное, негативное. Я повторял и повторяю: мы — гости в этом прекрасном доме. Большинство евреев хорошо живут в России: в бизнесе работают, и врачи, и учёные. Слава Богу, грех жаловаться.
Куда лезут многие наши журналисты, интеллектуалы? Хочу им сказать: если у вас слишком много энергии, эстрогена, тестостерона, поезжайте в Израиль. У вас есть своя страна: маленькая, которая тяжело живёт, где евреи намного беднее. Вы хотите что-то доказывать? Доказывайте там. Для чего надо русскому народу доказывать? Может, русский народ не хочет это из ваших уст слушать, у него довольно своих пророков, лидеров. Ведь в Библии есть заповедь, которую евреи очень чтили: поставь себе царя из среды народа своего, из среды братьев твоих, чужеземца и чужестранца не ставь над собой.
Евреи это соблюдают. И русский народ имеет право на своих лидеров, писателей, политиков. Оставьте русскому народу право управлять своей страной, своей родиной.
А.П. Есть место, где произошёл потрясающий синтез еврейского и русского. Недавно я побывал в Сарове: в закрытом городе, в ядерном центре. Монастырь там был разгромлен. Все следы преподобного Серафима устранены, в братских кельях построены лаборатории. Там создавалась советская ядерная бомба. Создавали её, в основном, евреи — те великие евреи, которые добровольно или полудобровольно оставили свои дома и переселились туда. Это оружие не "конца света", это оружие сбережения мира.
И великие евреи (Харитон, Зельдович) создали бомбу в обители русского святого. Сегодня ядерщики считают преподобного Серафима своим покровителем. И советская ядерная бомба, сделанная советскими евреями, была святой бомбой, она находилась под покровительством Серафима Саровского.
Это место, где традиционная святая Россия благословляла когорту евреев на создание оружия, спасшего и мир, и Россию, Советский Союз. Это поразительный пример соединения одного с другим. В этом тоже много метафизического или, может, эсхатологического. Потому что ядерное оружие — оружие эсхатологическое. Создавая ядерное оружие, по существу восставали против Господа Бога: это оружие может истребить мир. Таким образом, восстание против Бога было обращено во славу Божью, во благо человечества. Там всё соединилось: мистика преподобного Серафима, мистика этой бомбы, мистика еврейского гения, который, конечно, мессианский гений. И в этом царстве Серафима он тоже сработал как мессианский гений. И Зельдович, и Харитон, вся блистательная еврейская когорта, которая делала бомбу, ядерные заряды — мессианские люди. В руках у них была манна небесная, были скрижали, на которых написано Е = mc2.
М.Ф. Конечно, ведь если бы не эта бомба, Черчилль и Трумэн напали бы на Советский Союз: их тайные переговоры опубликованы. И мы были бы не самостоятельной страной, а придатком. На 100% — это оружие сдерживания, не дающее тем силам, что хотят поживиться в любой части света, легко это сделать.
А.П. Назовём советскую ядерную бомбу оружием русско-еврейской славы.
На фото: академик Юлий Харитон