PANDORA SNAIL. "War And Peace"
Иногда очень важно иметь представление о музыкантах — чем дышали, что думали во время записи. В другой раз — эти знания не то что бы совсем лишние, скорее, необязательные. Пожалуй, проявления санкт-петербургской группы Pandora Snail хороши именно своей неангажированностью. И хочется вспомнить афоризм композитора Макса Регера: "Конъюнктура относится к торговле углем, а не к музыке". Вот "Пандора" — то, что относится именно к музыке.
Pandora Snail существует чуть более пяти лет. Состав меняется довольно часто, в одной из последних инкарнаций, собственно, и ответственных за появление данного альбома, встречается имя Игоря Черидника, знаменитого барабанщика, переигравшего во многих знаковых питерских проектах, среди которых "Аукцыон", "Колибри", "АУ". Но и ему уже нашлась смена. Также достаточно известен басист Кирилл Клюшин, засветившийся, в частности, в "Союзе Коммерческого Авангарда". Все "пандоровцы" — люди серьёзные, профессионально подготовленные, так, у художественного руководителя и клавишника Ульяны Гор — классическое образование по классу фортепиано.
"Главная идея группы состоит в том, чтобы воздействовать на слушателя с помощью музыки, вызывая в воображении красочные образы и вполне реальные ассоциации, тем самым рождая эмпатию. Группа успешно выступает как на фестивалях мейнстрима, так и на различных прогрессивных мероприятиях, занимая лидирующие позиции. Стиль группы можно охарактеризовать как инструментальный арт-рок с собственными тенденциями в сторону мелодики и музыкальной событийности", — читаю в одном из представлений. Да, не все пассажи вдохновляют, но "образы" и "ассоциации" из композиций действительно работают. Номера — виртуозные, непростые, содержательные, динамичные, живые.
За многообразием внешних форм скрывается внутренняя цельность создателей. А музыкальные горизонты здесь широки — джазовые импровизации, фолк-возрождение, неоклассицизм, прогрессивный рок. Сложные многочастные истории, полиметрические пространства, затейливые аранжировки. Забавный факт: как-то группа принимала участие в фестивале "Мир Странной Музыки" и получила номинацию "Страннее Странного". Ничего не хочу сказать крамольного про данный конкурс, однако факт — сегодня для ярлыка "странное" — достаточно некоей "чрезмерности" запросов и интересов. А мир "Пандоры" наполнен тайнами и символами, мифологическими и философскими реминисценциями.
Не исключаю, что вся пластинка "War And Peace" носит некоторый концептуальный характер, ибо программа выстроена как своеобразное "путешествие на край ночи", герой проходит через соблазны, боли и испытания к просветлению, преображению.
Англоязычность названий несколько обламывает, хотя открытость музыки явно позволяет искать и находить слушателей по ту сторону границы. Более того, специфика отечественного музыкального рынка позволяет предположить, что, к сожалению, "там" зачастую таким проектам куда проще выйти к слушателю.
Группа одновременно очень европейская и русская, на что, видимо, накладывает отпечаток питерское происхождение. Ведь град Петров — вместилище европейских стилей, жанров, смыслов, по-своему переосмысленных и давших миру своеобразие русской культуры императорской России.
Кстати, название великого русского романа явно перекликается со знаменитым трактатом голландского правоведа и мыслителя Гуго Гроция "О праве войны и мира". Тема войны, её переживание, вообще очень занимает "Пандору". Ведь любой мир чреват войной, но в пространстве войны непременно зарождается новый мир.