КОНТОРА КУКА. «Вирус джаза» («ГЕОМЕТРИЯ»).
Когда я впервые услышал название «Контора Кука», в голове моментально задвигались строчки Маршака: «Есть за границей контора Кука/ Если вас одолеет скука,/ И вы захотите увидеть мир,/ Остров Таити, Париж и Памир...». Кстати, эта самая «Контора Кука» (Thomas Cook Group), легендарная компания, пионер организованного туризма, нынче переживает совсем непростые времена — за минувший год её капитализация снизилась в разы. Во многом — из-за событий в Северной Африке. Ну, да ладно, нас-то интересует не заморский туроператор, а вполне отечественный музыкальный проект — «Контора Кука» из Самары.
Благодаря «КК» город теперь ассоциируется не только с многолетними собраниями адептов бардовской песни (Грушинский фестиваль) и свежим широкомасштабным сбором мейнстрима «Рок над Волгой», но и с оригинальной независимой группой. Нельзя сказать, что группа — абсолютно под- польный проект: на открытых фестивалях играли, на радио звучали, пусть и авторских программах музыкальных знатоков. Но в основном «Контора Кука» доступна на небольших площадках, в компании таких же, «неформатных» и «малоформатных», музыкантов. Сегодня музыка по большей части работает только в форме кумирни, в свете деятельности разрекламированных исполнителей — Кук (в миру — Владимир Елизаров) и его соратники для такого вряд ли годятся. «Контору Кука» как-то назвали «абсолютным воплощением эстетики индепендента», и к этому определению сложно что-то прибавить. Это бескомпромиссная верность избранному пути.
Кстати, точная биография, дискография — дело здесь почти гиблое: в сети встречал несколько вариантов и возраста группы, и количества альбомов. К тому же не все из них дошли до своего материального воплощения — даже в закромах торрентов всего четыре альбома — три из которых выпустил лейбл «ГЕОМЕТРИЯ», плюс сетевой релиз 2010 года, самодельный бутлег — «Технически это легко». По хорошей традиции «ГЕОМЕТРИИ» и новый альбом «Конторы Кука» издан в варианте книжки-плаката.
Томас Кук обещал показать «горы и недра, север и юг, пальмы и кедры», Кук-Елизаров многие путешествия совершает, не сходя с места: «Когда-то я пытался музыкой передавать поэзию В.Хлебникова. Мы играли Дни Белого Китая. Вот были времена. В новом альбоме „Вирус Джаза“ я думаю, наоборот, тексты и голос — суть нашей новой музыки. Особенно в местах отклонений от гармоний. Я люблю отклонения. Альбом записан быстро — за три месяца. Вирус джаза вселился в нас. За это время мы успели сломать все, что было накоплено до этого. Конечно, есть шанс при таком подходе потерять наших фэнов. Но что делать, гораздо важнее — возможно, приобретём новых. И мы уже выздоравливаем».
На сцене «Контора Кука» выглядит, как десант пришельцев. Не обязательно из космоса — хотя бы из параллельных миров. Или как сталкеры. Кук и Телегин с гитарами наперевес, третий участник колдует над техникой.
В оптике Кука жизнь: жестокая, многомерная, тревожная. История про то, как индивидуальность сопротивляется растворению в социуме. Музыкально «Контора Кука» — это коктейль из пост-панка, электроники, No wave, нойза, индастриала. При этом не какая-то вымученная эклектика, тут всё на своём месте. Мелодии — непричёсанные, беспокойные, вокал резкий, но это цельные, яркие произведения, полные внутренней силы. «Контора Кука» великолепно создаёт настроение, незаметно затаскивает в свои сумрачные сети, и ты уже сопереживаешь, сам участвуешь в неведомых операциях. Но что интересно — с открытым пространством для интерпретации, с возможностью обрести своё видение.
«Вирус джаза» сложно сочинён — две композиции взял на себя Данила Телегин, ещё две — авторства и исполнения некой бельгийской авангардистки Эрны Франсенс. На альбоме всё многообразие музыки и интонаций (дошли уже и до cool jazz) внезапно пополняется отголосками отечественного рока — от Мамонова до Цоя и даже БГ, однако это не вводит в недоумение, не звучит неоправданным вмешательством. «Вирус джаза» — приметы времени и странные отголоски прошлого, полёты во сне и наяву. Обилие загадочных женских образов — индейская принцесса Покахонтас, и злые демонические существа — жезтырнаки из казахского фольклора, «девушка по имени смерть» — сплошь свидетели иных миров. Что это — приступ мизогинии? Или же героя откровенно утомил «диалог» с современным ему обществом, и выход возможен только через пограничный опыт; только опасный контакт с подобными созданиями открывает новые горизонты и возможности?
Полчеловека верхом
на ползайце хромом,
Ещё один френд на майспейс ком.
Наверное, это прокол в голове,
Я никак не могу понять, зачем это мне.
Моё поведение
не даёт повод для слухов,
Рискни провести со мной этот день.
Строго говоря, я всё время на связи,
Но никак не могу понять —
зачем это мне.