ПТИЦУ ЕМЪ. "Давай забудем о морали".
КРОВОСТОК. "Студень".
И снова рэп. Впрочем, не обойтись без оговорки. Всё-таки речь пойдёт о проектах, успешно паразитирующих на рэп-стилистике, что вызывает закономерное недовольство у ревнителей чистоты знамён.
"Кровосток" лет семь назад стартовал ярко и шокирующе. Нервно-паралитические истории, отборный цинизм, брутальная лексика. Публика, впрочем, достаточно быстро разобралась, что вся эта жесть — концептуальный проект, дерзкая пародия на гангста-рэп, художественная провокация талантливой компании художников и музыкантов. Так, основатели "Кровостока" Антон "Шило" Черняк и Дмитрий Файн участвовали в арт-группе "Фенсо". Ещё Шило проявлялся в проекте "ПГ" (Противотанковая Граната), а Файн писал психоделические романы. Но впечатление "Кровосток" произвёл что надо.
Характерны противоречивые отзывы на новый альбом с сайта rap.ru:
"Настоящее хип-хоп искусство, не то фуфло, что Ноггано для быдла штампует".
"Рэпер должен рассказывать, что у него в жизни происходит, происходило, или то, что вокруг происходит, а эта шляпа для вскрытия мозга вовсе не рэп".
"Это история целого поколения. Как и всегда, пропитан цинизмом, экзистенциализмом, чёрным юмором и двусмысленностью".
"Студень" — конечно, очень "мясной" продукт. Видно, что готовили искусные повара. Музыкально, проработано, подбито. Но открытий нет. Четвёртый альбом "Кровостока" в привычном русле — намеренная "гнусь" ситуаций, жутковатая атмосфера, расхристанные отморозки в красивой обёртке, лоу-фай. Но здесь меньше угара и куда больше воспоминаний, своего рода "предварительные итоги".
По содержанию, всё это построждественское "что-то с памятью моей стало" напоминает реакцию Алины Витухновской на "ад-это другие" Сартра: "Ад — это я". Сумерки сознания современного человека темнее самой глухой ночи.
"Студень", и "Кровосток" в целом, это версия девяностых. Другое дело, что все эти "реки крови" вдохновляют в основном интеллигенцию — как производную от рефлексии. У всех моих друзей-знакомых, оказавшихся тогда по тем или иным причинам по иную сторону закона, всевозможные "бригады" и "бумеры" не вызвали и подобия интереса и приязни.
Екатеринбуржцы "Птицу Емъ" — сайд-проект модных электронщиков из "4 позиции Бруно". В его рамках участники вовсю экспериментируют с рэпом, выворачивая его наизнанку. "Птицу Емъ" маскируется под определение абстрактный хип-хоп, по факту являясь острой пародией на рэп-проекты. Это явно не медитативный "абстракт" "Коньяка с вишневым соком". Хотя по разнообразной звуковой агрессии группа отчётливо демонстрирует свои музыкальные возможности. Дебютная пластинка отвязнее, веселее, зато "Давай забудем о морали" выигрывает в "минусе".
На пластинках успели "проявиться" сэмплы из "Кино", "Дюны", Nirvana, "Сплина", "Арии". Хотя новый альбом показался более ориентированным на работу с поп-материалом. Маргинальный попс девяностых и начала нулевых явно привлекает "птицеедов".
"Птицу емъ" вызывает ассоциации с питерскими формациями 2H Company и "Есть Есть Есть". Или с прошлогодним фаворитом народного хит-парада радиостанции "Маяк" — проектом "Килограмм". При желании можно вспомнить даже совсем архивных артистов — вплоть до Кристиана Рэя и Мистера Малого. Ещё один взгляд назад, в девяностые. С "Кровостоком", кстати, роднит приземлённый звук и бескомпромиссность рассказов.
Диктат рэп-речи здесь отсутствует — наоборот, на первый план выведены разнообразные типы несуразных, неуверенных персонажей, оболтусы, аутсайдеры. Как вариант — это кривое зеркало излюбленной рэп-тематики про сильных духом пацанов. Если "Кровосток" нагоняет кровавую пену, то "Птицу Емъ" иронизирует, доводит до абсурда примеряемые маски.
И "Кровосток", и "Птицу емъ" — не рэп-проповеди, но рэп-гримасы. Тем и интересны, спорны, возмутительны, оригинальны.