ПАЛЕВО. "Шаровары Вячеслава" ("Выргород")
Долгожданный, абсолютно оправданный, но, тем не менее, удивительный релиз уважаемого лейбла, специализирующегося на издании русской независимой музыки.
"Палево" — одна из самых обаятельных, энергосберегающих и тонких групп московского андеграунда. "Палево" существует полтора десятка лет. Центральная фигура формации — Олег Сурков, в девяностые прославившийся проектами "Тише пчол" и "НезверьЁ", периодическими проявлениями в "Соломенных енотах". Также в классическом составе "Палева" отметились известный инди-бард Александр Репьёв и Андрей Крыгин, вдохновитель многообещающего проекта "Смех в снегу".
У "Палева" впечатляющая дискография, однако "Шаровары Вячеслава" — первый полноценный студийный альбом. На официальном сайте можно свободно ознакомиться с большей частью "палевных" произведений, но стоит быть начеку — хватает импровизаций, представляющих собой убойные психоделические "трипы".
"Шаровары Вячеслава" — это часовой двенадцатипесенный вариант greatest hits. Звучание небесспорное, во всяком случае группа сейчас предстаёт в ощутимой близости к мейнстриму. Впрочем, для дебютного официального альбома, возможно, вполне естественный ход. "Палево" ещё успеет насытить новых поклонников фирменным лоу-файным звучанием. Некоторое время назад "Палево" было немного обласкано "Афишей", что привлекло любопытствующую аудиторию на концерты, и это хорошо.
В начале 90-х у Суркова было много летовщины, жести, наверное, водки. Сегодня стало больше фантазии, отвяза, остроумия. И если привлекать летовский контекст, то ныне Сурков скорее коррелирует с парадоксалистом и бредографом Кузей Уо. Ещё из близких интонаций отечественной сцены на пластинке можно порой припомнить Александра Лаэртского.
"Шаровары Вячеслава" — действительно здорово, талантливо и открыто. Во всяком случае, приходилось наблюдать как люди, предельно равнодушные к андеграунду делают исключение именно для Суркова и Ко. "Палево" — тот нечастый случай, когда на песни коллектива можно подсадить даже далёкого от меломанства и тем более от культурного подполья человека. И он тоже будет мурлыкать под нос — "а, ну давай, поедем к бардам", "я — Инна Друзь, и я в порядке", "ко мне в Переделкино приедет Никита Михалков" или пересказывать историю "нападения цыган на еврейскую кибитку".
Мир "Палева" странный, непростой, совсем не уютно-толерантный, но, как ни странно, очень лиричный. Лет шесть назад на презентации книги "Чужая" Владимир Нестеренко — Адольфыч, отвечая на вопрос, не смущают ли экзальтированные сравнения поклонников его сюжетов про хтонических бойцов девяностых с Гоголем, невозмутимо констатировал: "Какое время, такой и Гоголь". То же с "Палевом" — каковы наши дни, таковы и лирики.
Когда в Москве появился монорельс, я проехал по маршруту, огляделся и замерз. Один мой друг, постоянно притягивающий необъяснимые загадочные ситуации получил куда более интересный опыт. Перед поездом, в котором он ехал, бежал человек, за которым охотились сотрудники правоохранительных органов. Реальность во многом зависит и от нашего на неё взгляда. Олег Сурков — такой удивлённо-ироничный "физик-лирик", который просто не может воспринимать наш мир без юмора. И в какой-то степени сам его таким делает. Кстати, на youtube можно найти творческие опыты некоего полного тёзки нашего героя, при знакомстве возникает подозрение, что это материализация какого-то ёрнического опуса "Палева". Однако в жизни и не такое случается, и не такие персонажи обитают.
По самоопределению, тексты и музыка группы "являются кривым зеркалом современной реальности: автор повествует всем нам о том невидимом, нелогичном и сюрреалистичном, что, наверное, только он один и способен разглядеть через толщу своих очков. "Палево"— процесс непрерывного поиска, конечной точки в таком путешествии не существует, поэтому музыка группы весьма разнообразна".
"Палево" — шуты в мире блогеров. Не стоит забывать, что то были совсем не тривиальные кривляки. В своих сказочных похождениях "Палево" убеждённо обходится без псевдонародной клюквы и инфантильного "толкиенизма". Сурков — такой барон Мюнхгаузен, который равнодушно относится к необходимости что-то доказывать и объяснять миру. У "Палева" нет "коррумпированного" смеха на потребу публики, это очень самодостаточный проект — здесь захватывают, затаскивают на свою территорию, где и проводят сеанс магии с последующим её разоблачением.
Водолазы курят в водоёмах
В затопленных пещерах
ночами ищут клады
Глядят на рыб
из-под толстенных стёкол
И языки русалок понимают.
А мы идем по улицам над ними
Сквозь суету дворов,
сквозь веток паутину,
Реальности бесцветной пилигримы,
Паяцы и шуты, закованные в зиму...