Лобанов Сергей. Голос фронта. — М.: Вече, 2024, 128 с.
В конце 1970-х, собирая материалы к книге о "стихотворцах обоймы военной", я просматривал подшивки дивизионных газет, где начинали путь в большую литературу будущие классики фронтового поколения. Это о них, своих сверстниках, Сергей Наровчатов сказал, что, не выдвинув поэта, равного Пушкину, все в совокупности они стали таким — великим поэтом. Так вот, полосы "дивизионок" военной поры были буквально забиты стихами, сочиняли все: рядовые, сержанты, лейтенанты, майоры… Думаю, и генералы, но те воздерживались от публикации. В основном это была, конечно, стихотворная самодеятельность, горячая, искренняя, полная героики побед и горечи потерь. По тогдашней традиции имя автора стояло не в начале, как теперь, а в конце стихотворения. Бывало, читаешь, и тебя пронзает редкая радость прикосновения к настоящей поэзии. Смотришь на подпись — и всё понятно: Гудзенко, Дудин, Суворов, Шубин, Старшинов, Друнина, Недогонов, Луконин… Они в ту пору тоже были начинающими, а поди ж ты! Поэтический дар даётся от Бога и виден даже в первых, ещё неумелых вещах, а дальше уже вопрос развития и огранки таланта…
К чему я это вспомнил? Без малого лет десять назад на Всеармейском совещании писателей я услышал со сцены стихи бойца в форме ВДВ. Они были ученические, правда, автор хорошо их читал, скрывая голосом шероховатости, но в его строках уже тогда была та непридуманная образность, которой сразу веришь, была та вербальная энергия, которой невозможно научить ни в каком Литинституте, особенно в нынешнем, была природная чуткость к слову. Я запомнил этого поэта — Сергея Лобанова, он мне чем-то напомнил Семёна Гудзенко, киевлянина, чей столетний юбилей 5 марта 2022 года позабыли, точнее, прошляпили. В самом деле, он же не Александр Галич, откосивший от войны…
Спустя годы, я снова увидел и услышал Сергея Лобанова, уже гвардии старшего сержанта, участника боёв в Новороссии, отметив, как он вырос, и не только в звании, выпустил несколько книг, стал членом Союза писателей России, получил премию имени Суворова. Но не это главное — передо мной был сформировавшийся поэт с уникальным жизненным опытом и своим голосом. Много ли в современной поэзии таких литых, суровых и точных строк:
Над полем, где трупы обжиты мышами,
Где щедро посеяны тысячи гильз,
"Медведицы" черпают небо ковшами,
И звёзды срываются каплями вниз…
Славная традиция "певца во стане русских воинов" имеет одно слабое место: она в силу армейской специфики подвержена унификации, в советские годы даже был такой диагноз — "воениздатовская поэзия". Оно и понятно: уставная регламентация невольно переходит и в литературу, так появляются кочующие из книги в книгу, от одного автора к другому уставные образы, метафоры, эпитеты, формулировки… "Это вещь заразная! — признавался мне один из лучших армейских поэтов старшего поколения полковник Юрий Беличенко. — А в литературе необходима "самоволка"!" У лучших поэтов нового фронтового поколения, как и у их предшественников, она есть. Откуда? На этот вопрос Лобанов сам и ответил:
Работаю над каждым словом,
Ведомый силой языка…
Вербальная чувствительность, ощущение знаменитой семантической радуги, подсознательное понимание совместимости слов, умение увидеть красоту, как надежду, там, где прошлась безжалостная коса смерти, — вот что делает узнаваемым поэта Лобанова. Он замечает,
Как в боях сгорела осень
И на снег легла золой,
Как стволы "трёхсотых" сосен
Кровоточили смолой.
Не искалеченных, а трёхсотых. Знаковое иносказание войны! Поэзия и есть правдивое иносказание. Лобанов умеет передать военную реальность через деталь, через жанровый эпизод, увиденный как бы мимоходом:
Пятнадцать пацанов, пятнадцать судеб
На фронт везёт прострелянный КамАЗ.
За то, что пьют, никто их не осудит,
Быть может, вместе пьют в последний раз.
Характерно, что книга "Голос фронта" вышла в издательстве "Вече", которое первым ещё в 2022-м начало выпускать поэтические сборники, посвящённые битве за Русский Мир, поначалу встретив сопротивление такой одиозной, хоть и государственной, структуры, как "Роспечать", куда не мешало бы заглянуть Смершу, буде он воссоздан.
В новой книге теперь уже гвардии лейтенанта Сергея Лобанова есть прозаические вставки. Автор кое-что объясняет тем, кто "вне военной темы", хотя живёт в воюющей стране. Знаете, например, что такое "ВОГ"? Нет, не импортные сигареты. Это "выстрел осколочный гранатомётный". Сергей вспоминает своё родное село Александровское на Ставрополье, он рассказывает о погибших боевых товарищах, полемизирует с теми, кто с пренебрежением относится к офицерам, чьим военным училищем стал фронт. Сам Лобанов, кстати, по образованию учитель-словесник, и что-то подсказывает мне: он ещё удивит нас своей "лейтенантской прозой".