В 1905 году в журнале «Зодчий» за №51 на странице 537 была опубликована реклама первой мусоросжигательной станции в Санкт-Петербурге. Фотографию этой рекламы я привел на главной картинке к этой статье. Реклама сопровождалась текстом:
«Первая мусоросожигательная станція въ Спб. Недавно состоялась закладка мусоросожигательной станціи на Старообрядческой улиць. Станція разсчитана на сожиганіе 13.000 пуд. мусора въ сутки и будетъ обслуживать четвертую часть города. Въ двух районахъ, которые будутъ обслуживаться станціей, помойныя и мусорныя ямы будутъ уничтожены, что, конечно, послужитъ къ немалому оздоровленію города. Шлаки, получаемые отъ сгоранія, предполагается утилизировать. Проектъ станцій составленъ профессоромъ А. К. Павловскимъ, подъ наблюденіемъ котораго и строится».
Помимо описанных преимуществ станции, была указана «наивыгоднейшая утилизация тепла от сгорания мусора». Интересно, что мощность станции составляла 13 000 пудов мусора в сутки или 76 000 тонн в год. Тогда эта цифра составляла четвертую часть производимого Санкт-Петербургом мусора, а сейчас, через сто с лишним лет — немногим более половины мусора, производимого городом Хабаровск. Если бы руководство Хабаровского края просто подняло старые чертежи и по древнейшим российским технологиям построило в городе две такие станции, то с успехом могло не только решить нынешние многочисленные проблемы города, получать от утилизации мусора огромную прибыль в виде произведенного станциями тепла и электроэнергии, но и при налаженной сортировке и продаже вторичного сырья на переработку получать еще большую прибыль в бюджет края, тем самым значительно ускорив мусорную реформу в Национальном проекте «Экология», объявленным президентом России Владимиром Путиным. Ведь во всем мире переработка и утилизация мусора настолько выгодна и безопасна, что ведущие технологически развитые страны покупают мусор у менее развитых и строят мусоросжигающие заводы в центре своих городов. Как, например, в германском Кёльне. Но только не в Хабаровске. Руководство края умудрилось превратить «курицу, несущую золотые яйца» в финансовую «черную дыру», пылесосом вытягивающую из граждан и бюджета края деньги, впоследствии оседающие на частных счетах в другом регионе. Мусорная реформа в Хабаровске превратилась в анти-реформу, значительно ухудшив предыдущие экологические и финансовые показатели края.
В августе 2022 года в МОО «Национальный Комитет Общественного Контроля» (МОО НКОК) обратилось руководство Хабаровского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» с просьбой проверить многочисленные факты нарушения норм действующего законодательства России и коррупции в Министерстве ЖКХ Хабаровского края. Для проверки фактов и объективного журналистского расследования я вылетел в Хабаровск, провел расследование, встретился с множеством простых людей и предпринимателей, посетил множество местных и федеральных органов власти, органов надзора и силовых органов, где официально оставил запросы с различными вопросами, лично посетил объекты сбора и захоронения мусора, включая полигон им. Лазо, где произвел опрос работников, фото и видео съемку, побеседовал с представителями общественных организаций, из различных источников получил десятки килограммов копий документов и иную информацию на нескольких флеш-картах.
К сожалению, на момент написания этой статьи ни на один запрос ответа я не получил. Но это не помешало мне составить относительно объективную картину происходящего, результатом которого является эта статья. На самом деле, объём материала так огромен, что его невозможно в подробностях и документально описать в одной статье.
***
В 2020 году в Хабаровске был выбран региональный оператор ООО «ТСК ФЕСТ», который начал работу по вывозу, переработке и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) зоны №1, включающей в себя город Хабаровск и полигон захоронения ТКО им. Лазо. Договор был рассчитан до конца 2030 года, а единый тариф за услуги регоператора, утвержденный Комитетом по тарифам и ценам Правительства Хабаровского края, плавно возрастал с 4763 рубля за тонну в 2020 году до 5444 рубля в 2023 году. У регоператора были субподрядчики, местные бизнесмены, которые и производили работу по вывозу ТКО. Цена была рентабельной, а территориальная схема позволяла в дальнейшем с помощью мусоро-сортировочных станций МПС «Южная» и МПС «Северная» постепенно увеличивать долю отсортированного мусора согласно Указа президента Путина и национального проекта «Экология». Тариф для населения стартовал с 4,06 рублей за квадратный метр в зависимости от типа жилого помещения и его удаленности от центра.
По данным Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора, за 2021 год доля обработанных ТКО в общем количестве составляла 16%, утилизированных — 5%, обезвреженных — 7% и захороненных — 77%. В дальнейшем к 2024 году доля отсортированных ТКО должна была достигнуть 20%. В декабре 2020 года тогда еще врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев публично через СМИ заявил, что прекращает деятельность регоператора ООО «ТСК ФЕСТ» в связи с высоким тарифом и пообещал значительно снизить тариф как для населения, так и для коммерческих и иных организаций. И работа по снижению тарифов закипела.
Губернатор объявил конкурс по выбору нового регоператора, и с этого момента начались чудеса. В Хабаровске с 2017 года существовало ООО «Хабавтотранс ДВ». Ничем особо не выделялось, какими-то производственными мощностями и возможностями не обладало, но внезапно, за 3 месяца до даты конкурса будущий директор ООО «Хабавтотранс ДВ» господин С.А. Пайст на встрече с местными транспортировщиками ТКО заявил, что в Правительстве края уже решен вопрос о его победе на конкурсе и попытался заручиться поддержкой операторов. И действительно, начинаются чудеса. Меняются условия конкурса, согласно им, претенденты должны предоставить банковские гарантии на сумму 115 млн. рублей, что оказалось в 5 раз выше обычной, ранее сумма гарантий была 20 млн. рублей при более крупной сумме договора. Естественно, местные операторы оказались неспособны предоставить гарантии на такие суммы, а вот ООО «Хабавтотранс ДВ» предоставило, что и обеспечило ей победу на конкурсе. Откуда дровишки? Передо мной копия договора займа от 19 ноября 2022 года между ООО «Дакант» г. Самара и ООО «Хабавтотранс ДВ» г. Хабаровск о займе последнего у займодавца 15 миллионов рублей. А сколько еще было таких договоров с предприятиями из города Самара - строго охраняемая коммерческая тайна.
Из условий конкурса также исчезло законное требование от оператора иметь технические возможности по вывозу ТКО и осуществления своей деятельности, то есть, иметь собственную или арендованную спецтехнику и соответствующую инфраструктуру. Ничего этого «Хабавтотранс ДВ» не имел, но на конкурсе победил. Дальше пошло еще чудесатее. Тот же самый Комитет по тарифам и ценам, который совсем недавно рассчитывал тариф для прежнего регоператора, практически в тех же условиях рассчитывает новый тариф для «Хабавтотранс ДВ», и этот тариф становится значительно выше прежнего. Он составил 6607 рублей за тонну, а с населения — от 5, 59 рублей до 8,03 рублей за квадратный метр помещения в зависимости от типа помещения и его расположения. Одновременно за счет средств краевого бюджета губернатор установил единый тариф в 5 рублей, а разницу субсидировал.
Общественники подсчитали, что даже с учетом субсидий края средняя стоимость вывоза мусора из различных типов помещений для населения возросла на 30%. Получилась абсурдная ситуация: обещали снизить тарифы, но они значительно повысились для всех, раньше вывоз ТКО не субсидировался, а теперь бюджет края стал терять колоссальные деньги (по расчетам более 30 млн. рублей в месяц, в год более 360 млн. рублей), раньше мусор сортировался и утилизировался, теперь ТКО на 100% стали просто захораниваться на мусорном полигоне им. Лазо, включая опасные медицинские, биологические, химические и иные отходы, содержащие опасные вещества, яды, тяжелые металлы и прочие.
Такая вот в Хабаровске получилась мусорная реформа наоборот. На прямой линии 20 июня 2019 года президент России Владимир Путин заявил, что мусорная реформа должна нести социальную направленность, то есть снижение тарифов для населения, бизнеса и организаций, и экологическую — повышение доли отсортированных ТКО, включая утилизацию опасных отходов, до 30%. В результате реформы тарифы резко возросли для всех, а сортировка и утилизация опасных отходов вообще была сведена к нулю. И это даже не беря в расчет огромные финансовые потери, которые понесли бюджеты всех уровней, от муниципальных до федерального. И все это было официально закреплено в новых договорах и тарифах.
***
Естественно, с такой новой реальностью не пожелали мириться ни население края, ни бизнес, ни общественные организации. В краевой суд Хабаровского края посыпались иски на Комитет по тарифам и ценам и Администрацию края.
Хотя, положа руку на сердце, Комитет по тарифам и ценам не виноват в столь значительном их повышении. Комитет по утвержденным формулам считает предоставленные ему цифры, и все. А вот какие цифры были предоставлены Комитету для подсчета, тут как раз и «кроется дьявол». Дело в том, что мусор по пути от его производителя (жителей города) до конечной точки захоронения (полигона им. Лазо) два раза проходит трансформацию в подсчете его количества. Население, предприятия и организации платят за мусор с квадратного метра занимаемой площади. В момент забора оператором ТКО из мусорных баков он уже подсчитывается объемом, в кубических метрах, в зависимости от наполненности баков, которые имеют четкий объем. А вот на мусорный полигон ТКО уже пребывают и подсчитываются в килограммах и тоннах, и именно этот показатель является основанием для дальнейших расчетов и тарифов. Я постараюсь объяснить, как это происходит и в чем заключаются мошеннические схемы, поэтапно.
Законом предусмотрено 2 способа расчета за вывезенный мусор его производителями — с квадратного метра помещения, в котором проживают или работают граждане, и с каждого проживающего или работающего. По логике и трезвому расчету, мусор производят не какие-то там квадратные метры, мусор производят конкретные граждане. И чем большее их количество, тем больше мусора они производят. Но в Хабаровске было решено взымать плату не с граждан, а с квадратных метров помещения. То есть не важно, проживают ли в помещении люди, работают ли в помещении работники или оно простаивает, если есть квадратные метры — плати за вывоз мусора, собственник ты или арендатор.
Справедливости ради надо сказать, что Хабаровский край не единственный регион, где за вывоз мусора платят с квадратного метра. В России есть некоторое количество регионов, где такое же абсурдное положение. Но закон позволяет это сделать. На мой вопрос пресс-секретарю «Хабавтотранс ДВ», почему выбран этот абсурдный метод, я получил ответ, что так проще контролировать, мол, граждане прописываются и выписываются, проживают и не проживают, работают и увольняются, рождаются и умирают, а вот квадратные метры всегда остаются неизменными и только возрастают, как и гарантированно возрастает доход регоператора. Но тут возникает законный вопрос, а для чего тогда нужны органы МВД, паспортные столы и так далее. Откуда такое недоверие к государственным органам, которые должны контролировать эти процессы? Неужели все дело только в объеме получаемой прибыли? Но так или иначе, ситуация такова.
Для примера возьмем ситуацию, когда в квартире площадью 60 кв. метров живет одна бабушка, а в соседней, площадью 30 кв. метров, семья из пяти человек. Получается что одна бабушка производит и платит за вывоз мусора в 2 раза больше, чем семья из 5 человек. Абсурд. Хабаровские общественники подсчитали, что судя по платежкам, такая бабушка производит более 2 килограммов мусора в день. Так сколько же она съедает продуктов каждый день, если только упаковки от них весят 2 кг.?
Для бизнеса и организаций ситуация еще более абсурдна. Возьмем, к примеру обувной магазин с количеством работников 3 человека. По определению, такой магазин должен занимать большую торговую и складскую площадь. Производимый им мусор — большие коробки от коробок с обувью плюс остатки от обеда трех человек. Но магазин вынужден платить громадные для себя суммы, так как занимает большие площади. Я беседовал с бизнесменом, который имеет в собственности большие коммерческие площади. В связи с кризисом в стране, эти площади сейчас пустуют, там никто не работает, но собственник ежемесячно выплачивает за вывозимый из пустых помещений мусор в размере от 40 до 60 тысяч рублей. Как вы думаете, как долго при таких условиях продержится бизнесмен до разорения, а бабушка до ее выселения из своей квартиры? Это к вопросу о логике, последовательности и заботе местной власти о благополучии и процветании собственного населения и бизнеса.
По вопросу, как мусор из контейнера из квадратных метров превращается в кубические. А никак, на глазок. По идее должен согласно нормативам, а вот как считаются эти нормативы — самое интересное в цепочке до выведенных на их основании тарифов. По закону цепочка должна выглядеть так: замеры — нормативы — тарифы. А вот с основными цифрами, которые должны выявить тарифы, в Хабаровске просто беда. И непонятно, как такой бардак произошел, по халатности или специально. Я больше склоняюсь ко второму варианту.
***
Итак, все нормативы и тарифы при переводе ТКО из объема в вес получаются из замеров. По закону замеры должны производиться раз в 3 года, в течение года на одних и тех же точках вывоза мусора из контейнеров, принадлежащих соответствующим организациям. Почему в течение года? Просто мусор в различные времена года имеет разный вес, к примеру, зимой из-за влажности он гораздо тяжелее. Поэтому для получения среднего значения и производятся замеры в течение всего года. В Хабаровском крае последние замеры были произведены в 2017 году. В 2021 году МинЖКХ рассылались письма операторам с предложением произвести замеры, но они остались только на бумаге из-за отсутствия обеспечения как раз со стороны МинЖКХ этих мероприятий.
МинЖКХ и Комитет по тарифам и ценам объявили, что рассчитали новые тарифы, руководствуясь замерами от 2017 года. Но тут желающих ознакомиться с этими замерами ожидал сюрприз. Никто не мог их получить, объяснения были такие, мы не обязаны хранить в архивах документы более 3 лет, и они были уничтожены. То есть, сразу после расчета новых тарифов исходные замеры были уничтожены. Но русский человек пытливый, и эти самые замеры удалось получить из Новосибирского апелляционного суда, где они являлись материалами одного из дел и хранились в архиве. Мне удалось получить эти замеры на бумажных носителях, они весили немногим менее 20 килограмм. И что я увидел?
1.Замеры производились в северных районах Хабаровского края и в п.Бычиха и п.Переяславка, кроме города Хабаровска. То есть в Хабаровске замеры не производились, соответственно абсолютно невозможно просчитать объемы и вес ТКО, хотя именно в городе Хабаровске и работает региональный оператор. Очень странно, согласны?
2. Я изучил все представленные замеры. К каждому протоколу был приложен паспорт объекта, а протокол включал в себя результаты замеров за определенный промежуток времени. Но по закону каждый замер оформляется отдельным актом с подписями представителей МинЖКХ края, муниципального образования, общественной организации или собственника объекта, и организации по вывозу ТКО. Отдельных актов по каждому замеру нет, разное количество замеров просто сведено в одной ведомости. При оформлении ведомостей огромное количество нарушений: отсутствуют необходимые подписи, отсутствуют целые графы со сведениями о номере, объеме и массе контейнера, его наполненности в процентах и массе заполненного контейнера. К тому же весьма забавные ошибки в датах и днях недели, и даже в элементарной математике. К примеру, если посчитать самому массу кубического метра ТКО, то иногда получается, что, 12 — 3 = 1.
3. В ведомостях все сведения заполнены одним почерком одной ручкой, вне зависимости от месяца и дня заполнения. Также одной ручкой сделаны те подписи, которые все-таки имеются в ведомостях.
4. В 90 % ведомостей отсутствует год замера, указаны только день и месяц.
Из этого можно сделать простой вывод, что замеры в большом количестве случаев не производились согласно регламенту, а заполненные в один день одним человеком протоколы просто возились на подпись соответствующим лицам уже целыми стопками.
Но самое главное, в Хабаровске замеры не производились, но на их основании были определены тарифы для предыдущего регоператора зоны №1 (Хабаровск), жителей города и предприятий и организаций. А вот на основании чего были рассчитаны тарифы уже для «Хабавтотранс ДВ», почему при неизменных условиях они так сильно возросли, что даже потребовали дотации из бюджета края — тайна, покрытая мраком. Создается впечатление, что замеры и выведенные на их основании тарифы просто рисовались, исходя из финансовых аппетитов нового регоператора. А ведь еще 24.12.2020 года хабаровчанам было обещано, что лучше перенести мусорную реформу, но все сделать правильно. Что же мешало в 2021 году правильно произвести замеры ТКО, ведь тем более МинЖКХ в феврале 2021 года начало эту работу, разослав запросы коммерческих предложений по проведению замеров? Но сделать все правильно чиновникам, видимо, было не интересно.
***
В договоре МинЖКХ с «Хабавтотранс ДВ» указано, что общий объем ТКО, вывозимый из г. Хабаровск составляет 205 тысяч тонн в год. Однако, согласно открытым статистическим данным годовой объем утилизации составляет 125 тысяч тонн в год. И это с учетом строительного мусора , Хабаровского района и других районов края. То есть зона №1 образует менее 100 тысяч тонн ТКО.Но расчетный объем по Хабаровску для «Хабавтотранс ДВ» составляет 205 тысяч тонн в год. Много это, или мало? Давайте сравним показатели из соседних регионов.
Зона №1, включающая в себя только Хабаровск, имеет при населении 640 тысяч человек самую большую плотность населения в ДФО — 22 человека на 1 кв. км. При самой маленькой площади обслуживания — 32 тысячи кв. км. тариф, самый большой на территории ДФО, составляет 779 рублей за 1 куб. метр, а количество ТКО — 205 тысяч тонн.
В Приморском крае существует агломерация Владивосток — Артем, которая имеет 750 тысяч жителей, плюс ежегодно около 3 миллионов туристов. При таком населении, плотности 11 человек на кв. км. и площади 166 тысяч кв. км., она образует лишь 175 тысяч тонн ТКО, а тариф составляет 437 рублей за куб. метр. В Сахалинской области с плотностью населения 5 человек на кв. км. и площадью 87 тысяч кв. км. тариф составляет 415 рублей. И так по всем регионам федерального округа. Исключение составляет только ЕАО из-за крайне низкой плотности населения — 4 человека на кв. км.
Так сколько же в реальности мусора производит Хабаровск? Общественники на основании статистических данных дают цифру в 108 тысяч тонн в год. Я задавал этот вопрос представителям многих органов власти в Хабаровске, четкого однозначного ответа я так и не получил. Но по косвенным признакам, которые не являются официальными, можно приблизительно рассчитать и эту цифру. В беседе с пресс-секретарем ООО «Хабавтотранс ДВ» мне было заявлено, что если раньше на полигон им. Лазо свозилось 200 тонн ТКО в сутки, то теперь — 500 тонн. Это преподносилось мне, как некое достижение нового регоператора. Но, во-первых, если мы произведем несложное арифметическое действие и умножим эту цифру на количество дней в году, то получим 185,5 тысячи тонн в год, а отнюдь не 205 тысяч. Во-вторых, в эту цифру входят также ТКО, свозимые из других районов края, особенно после закрытия полигона в Ильинке. Ну и наконец, в связи с новым договором с новым регоператором сортировка мусора, извлечение из него вторсырья и утилизация опасных отходов стала нулевой, поэтому все, что раньше сортировалось и утилизировалось стало просто свозиться на полигон и закапываться бульдозерами, значительно увеличив общий объем мусора на полигоне. Путем недолгих вычислений можно получить реальную цифру годового вывоза мусора из Хабаровска — 100 тысяч тонн, что соответствовало многолетним статистическим данным.
Так для чего появилась цифра 205 тысяч тонн? Все просто, больше мусора — больше денег в карман регоператора.
***
Очень интересная картина сложилась с сортировкой и продажей вторсырья. В Хабаровске нет ни одного предприятия по переработке вторичного сырья. Операторы раньше сами сортировали мусор, извлекали из него вторсырье и отвозили его на продажу в соседние регионы, Приморский и Амурский края. Даже не смотря на огромные расстояния, это было выгодно. Один из губернаторов обещал построить в городе региональный хаб по переработке вторсырья и добиться, чтобы его свозили в Хабаровск из других регионов. Но получилось с точностью до наоборот, и сама сортировка в результате реформы свелась к нулю. Хотя в Хабаровске за счет бюджета были построены две мусоро-перегрузочные станции, МПС «Северная» и МПС «Южная». Стоимость обеих станций переварила за 600 млн. рублей за каждую, а общие затраты бюджета составили около 2 млрд. рублей. Но МПС «Южная» так и не была запущена и не работает, хотя включена в территориальную схему и даже определен тариф на ее деятельность, а МПС «Северная» из территориальной схемы почему-то исключена. Операторы, согласно схеме, должны возить ТКО минуя обе МПС напрямую на полигон им. Лазо, который находится в 90 километрах от города, что не выгодно. Расчеты общественников показывают, что если будут работать обе МПС, то тариф на вывоз ТКО для населения снизиться для МПС «Южная» на 20%, а МПС «Северная» на 10%. Но это не делается.
Почему было сделано именно так — мусоровозы, согласно новой схемы, должны возить мусор без сортировки и прессовки сразу на полигон? Все очень просто — для получения дополнительной и незаконной прибыли регоператором. Дело в том, что никто и не собирался сортировать мусор и извлекать из него вторсырье и опасные отходы для утилизации. В Постановлении Комитета по тарифам и ценам Правительства Хабаровского края за № 1\11 от 07.04.2022 года четко написано, вывоз только несортированных отходов, а в Перечне полностью отсутствует сортировка ТКО и крупногабаритные отходы. Мусоровозы «Хабавтотранс ДВ» и его субподрядчиков должны везти мусор напрямую за 90 километров на полигон, минуя МПС «Южная» которая включена в схему, но не работает, и МПС «Северная», которая исключена из схемы, но работает.
Я посетил все 3 объекта — МПС «Южная» и «Северная» и полигон им. Лазо, разговаривал там с водителями, работниками, вел фото и видео съемку, видел все своими глазами.
Начнём с МПС «Южная» Почти новенькая станция сверкает свежей покраской, все очень аккуратно, но кроме охранника и нескольких собак больше никого. Ворота и входы наглухо закрыты, и тишина.
двойной клик - редактировать изображение
двойной клик - редактировать изображение
Станция действительно не работает, имеет сейчас отрицательную стоимость, а миллиард бюджетных денег просто закопан в землю. По всем признакам МПС «Южная» готовится к банкротству и распродаже. Догадайтесь, кто купит практически даром этот объект. На МПС «Северная» все как раз наоборот — жизнь кипит.
На полигоне им. Лазо я вообще увидел кошмар. Мусор выгружается как с контейнеровозов, так и с мусоровозов, в абсолютной антисанитарии при ужасном запахе просто разгребается бульдозерами по площади. На станции сиротливо, видимо тоже для проверочной комиссии, лежит несколько рулонов изолирующего материала, которым по регламенту должны прокладываться слои мусора, а в стороне опять одиноко — новая печь контейнерного типа для сжигания опасных отходов, которых нет и не может быть. На бумаге все в норме, а реальности — смотрите сами.
Это видео с квадрокоптера, вид сверху. Мы можем видеть, что свалку окружают болота, озера и заводи, в некоторых местах мусор сваливают прямо в воду. А вот что творится на полигоне внизу, на земле.
двойной клик - редактировать изображение
Когда я ехал на полигон, то обратил внимание на множество автомобилей, припаркованных на обочине трассы и на берегах речек и заводей. На мой вопрос был получен ответ, что это грибники и рыбаки. А теперь представьте себе, что будет с ничего не подозревающими людьми, когда они съедят эту рыбу и грибы, в которые попали неутилизированные опасные вещества, яды и тяжелые металлы?
***
А что же происходило после победы на конкурсе нового регоператора «Хабавтотранс ДВ» В феврале 2022 года фирма сменила собственника, ее выкупил уроженец Самарской области Валерий Дунисов, который ранее возглавлял ЗАО «Инновационный центр «Жигулевская долина»». Так как у регоператора полностью отсутствовали материально-технические возможности осуществлять работу, банально не было мусоровозов, ООО «ХАБАВТОТРАНС ДВ» объявило конкурс на субподрядные работы. Причем опять условием конкурса было наличие банковской гарантии на несколько десятков миллионов рублей, но требования о наличии у субподрядчика материально-технических возможностей отсутствовало. Ожидаемо, все местные операторы, которые десятилетиями работали в этой отрасли, оказались за бортом, а конкурс субподряда выиграли две фирмы с самарскими ИНН и руководимые самарцами — ООО «Норма» (директор Берегол С.Л., учредитель Норматова О.И.) и ООО «Квант» (директор и учредитель Дунаев Д.В.).В дальнейшем также из Самары подтянулись ООО «Дакант» (директор Авдеев А.Ю., учредитель Моргунов Е.А.) и ООО «Транском», также с самарскими корнями.
Так как и эти субподрядчики не имели мусоровозов, то они стали в свою очередь предлагать местным перевозчикам делать их работу, но уже за такие суммы, которые были невыгодны. К примеру, передо мной письмо ООО «Квант», на котором написан юридический адрес организации г. Самара, ул. Л. Толстого 125 ком.9 от 10.03.22г. в адрес ООО «Сириус ДВ» с предложением вывозить мусор из Хабаровска на МПС «Северный», только уже за 3000 рублей за тонну. Мало того, что это не выгодно, но и незаконно, так как в соглашении МПС «Северная» просто отсутствует.
Откуда же взяться мусоровозам? Чтобы успокоить общественное мнение, на одной из выставочных площадок были продемонстрированы несколько импортных мусоровозов, правда, без государственных регистрационных номеров. Утверждалось, что эти машины были взяты в лизинг как раз под договор о вывозе ТКО. Но буквально через день эти же мусоровозы были замечены на маршрутах, только уже с самарскими номерами, и выяснилось, что они были куплены и поставлены на учет в Самаре еще за пару лет до конкурса.
двойной клик - редактировать изображение
По договору новый регоператор должен был начать работу с 1 мая, но этого не произошло по причине отсутствия машин. А с 1 июля 2022 город буквально погрузился в море мусора, а местные СМИ были переполнены возмущенными статьями, фотографиями и видео с горами мусора на улицах города
двойной клик - редактировать изображение
Но выход был быстро найден. По тарифу на вывоз ТКО из Хабаровска на полигон им. Лазо регоператор должен был предоставить 159 мусоровозов. В реальности перед началом работы он заявил лишь о 70-ти автомобилях. Ну, во-первых, а больше и не требуется, так как мусора реально почти в 2 раза меньше. А во-вторых, машины были найдены у государственного предприятия АО «Спецавтохозяйство», которым руководит господин Алексей Изотов и которое курирует МинЖКХ во главе с многолетним непотопляемым министром господином Дарием Тюриным. Получается, что государственное предприятие уклонилось от конкурса, имея все возможности осуществлять деятельность регоператора, и передало свои мусоровозы частному предприятию, не имеющему вообще ничего, кроме арендованного офиса.
Сейчас ТКО вывозятся автомобилями «Спецавтохозяйство» и его субподрядчиками, причем по цене 2100 рублей за тонну при тарифе АО «СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО» 4900 рублей за тонну. Регоператор получает 6600 рублей за тонну, а прежние местные перевозчики, которые десятилетиями делали эту работу, вынуждены один за другим отдавать своих водителей новым операторам, считать дни до своего банкротства и даже пускать под нож на металлолом свой спецавтотранспорт.
двойной клик - редактировать изображение
По многочисленным слухам, циркулирующим в Хабаровске, к тем предпринимателям, которые высказали свое возмущение и несогласие, внезапно нагрянули с проверками представители силовых органов в перспективой возбуждения уголовных дел. Другим предпринимателям стали поступать звонки с угрозами и предложениями смиренно принять новые реалии. Но, разумеется, никто в таком не сознается. Люди просто запуганы.
***
двойной клик - редактировать изображение
Возникает вполне закономерный вопрос, а с какого такого перепуга на владельцев новых операторов свалилось такое счастье? Весь Хабаровск знает, что губернатор Михаил Дегтярев сам родом из Самары, был депутатом областной Думы и имеет обширные личные связи в этом регионе. Местные СМИ, в частности, называют имя конечного бенефициара - депутата Самарской областной Думы Александра Милеева, которого уже открыто называют «мусорным королем Хабаровска». СМИ пестрят совместными фотографиями Милеева и Дегтярева, а также историями, как Милеев приезжал в Хабаровск в гости к новому губернатору, и как его встречали. Я думаю, что фотографии кого-либо с кем-либо ни о чем не говорят, все мы в жизни фотографируемся с различными, иногда даже малознакомыми людьми. Однако это порождает различные слухи разной степени достоверности, что отнюдь не способствует спокойному разрешению ситуации.
Национальный комитет общественного контроля не первый раз сталкивается с фактами, когда происходят рейдерские захваты и коррумпирование региональных чиновников, особенно в тех регионах, где руководитель новый, который не успел вникнуть во все местные особенности. Необходимо помочь руководителю избавиться от всех деструктивных сил и воздействий, организовать систему противодействия коррупции в регионе и не допускать конфликтов интересов. С учетом общественного резонанса вызванных в данном регионе изложенными фактам, председатель Правления МОО Национальный комитет общественного контроля России профессор, доктор юридических наук, Мансур Юсупов считает необходимым довести информацию до Президента России.
Первый Заместитель председателя правления Национального Комитета общественного контроля генерал-майор ФСБ Геннадий Самцов предлагает направить информацию в ФСБ России
В условиях СВО и частичной мобилизации стране как никогда необходимы общественное согласие и единство, пресечение воровства и рейдерства, доверие народа к власти. Я не наивный человек, но все же хочу надеяться, что губернатор разрешит возникшие проблемы в интересах всех жителей Хабаровского края, общества и бизнеса. А общественные организации готовы ему в этом оказать всяческое содействие.