Уважаемые друзья!
Я заранее прошу простить меня за то, что буду многословен и не оригинален. Но лучше банальная истина, чем оригинальное заблуждение. А уже что получится, то и получится. Поэтому позвольте ответить на вопросы, из которых и сложится ответ на ваш вопрос.
1. Идеология – это истина или великая ложь нашего времени?
Сегодня тысячи и тысячи людей в нашей стране говорят о необходимости создания государственной идеологии.
Но с другой стороны, слово «идеология» для многих людей есть в лучшем случае нечто безразличное, а то и вовсе ругательное. Немало людей, особенно со стороны православной общественности говорят, что идеология не нужна, потому что это великая ложь, которая была создана в XIX веке, чтобы отвлечь людей от религии, а то и вовсе заменить ее. Многие говорят о том, что официальная идеология вообще запрещена в нашей стране, во всяком случае, в Конституции так и записано. Запретить, конечно, в Конституции можно все что угодно, даже восход солнца. Только вот никакой запрет не даст ответ на вопрос: а как жить будем?
А ответ на этот вопрос как раз и дает идеология, потому что идеология – это особый феномен общественного и личного сознания, который столь же объективно существует, как и мировоззрение. И подобно тому как мировоззрение не есть феномен, который призван заменить что-то, например, религию или науку, или философию, точно так же и идеология – это особый феномен общественного и личного сознания, определяющий место общества и человека в мироздании, во всем пространстве Вселенной, в том числе и в их ближнем окружении.
При этом мы должны понимать, что нормальный путь, тем более жизнь, человека и общества определяются не только идеологией. Но если мы решаем конкретный вопрос: значение идеологии в жизни страны, то мы и должны ответить именно на вопрос: а зачем нужна человеку и обществу именно идеология. Это как в медицине. Если мы отвечаем на вопрос: зачем нужно человеку сердце, то мы отвечаем на вопрос: зачем человеку нужно сердце. Но это не значит, что сердце весь человек. И идеология не есть весь человек и весь народ.
2. Зачем нужна общенародная идеология современной России?
Создание современной общероссийской идеологии сверхнеобходимо, потому что возможность успешного развития страны прямо определяется ее наличием. Конечно, для успешного развития страны нужны десятки факторов. И вот среди них одним из важнейших является общегосударственная идеология, потому что без нее нельзя решить ни один значимый вопрос. Всего два примера. Всем очевидно, что нашей стране нужно государственное планирование. А его нет! Почему? А опираясь на какую основу, мы будем планировать развитие страны?
Мы все возмущаемся упавшим качеством нашего образования. А как развивать его, если у нас нет даже понимания его цели, загляните в нынешний «Закон об образовании», тогда как в Советском Союзе все знали цель образования, и она была зафиксирована в Законе СССР «Об образовании». Результаты развития советского и нынешнего российского образования всем известны.
Значение идеологии в том, что если общество имеет правильную идеологию, то оно успешно развивается, потому что оно знает, как всем жить и что делать. Так, если общество считает, что семья – это союз мужчины и женщины, то оно выбирает и соответствующую семейную политику. Если общество считает, что целью образования является формирование всесторонне развитого человека в соответствии с его сущностью, формирование свободной, творческой, созидательной личности, а не формирование «культурного потребителя» и уж тем более какого-нибудь киборга, то оно и соответствующее образование выстраивает.
Таким образом, страна, государство, народ не могут успешно жить без идеологии. Если утрачена миссия, проще говоря, утрачена цель движения, то куда будет двигаться общество? В пропасть! Россия это подтвердила дважды – и в 1917 году, и в 1991 году. И сегодня она это же подтверждает. Отсутствие идеологии – это в лучшем случае топтание страны на месте. А страны, ее имеющие, успешно развиваются – пример, Китай.
3. Что такое идеология?
Идеология – это феномен общественного или личного сознания, знание, осознанный ответ на главные вопросы жизни: зачем и как должны жить человек и народ, чтобы они были по-настоящему счастливы. На уровне человека идеология есть знание о смысле жизни человека и путях его реализации.
По большому счету, идеология напоминает мораль. Есть нравственность, то есть система отношений человека с Богом и миром: обществом и природой, а есть мораль – система понятий и представлений, предписаний, норм, заповедей, законов, правил, императивов о том, как должен вести себя человек. Самое известное моральное правило: чти отца твоего и мать твою. Можно говорить сколько угодно: я и без морали чту отца и мать. И все-таки … Да, мораль может быть ошибочной, казарменной, ханжеской и т.п. Но наступает ли торжество истинной нравственности, если мораль вообще отбрасывается? Да, нет же. Отсутствие морали ведет к слепоте всю нравственную жизнь, в результате чего в лучшем случае начинается нравственный хаос, а в худшем - нравственное разложение, завершающееся нравственной деградацией общества и человека, ведущей к их гибели.
Значит мораль не есть какое-то внешнее, формальное требование, а тем более разрушительное явление по отношению к нравственности. Напротив, она есть истина нравственной жизни. Поэтому без морали нравственность невозможна вообще – ведь для того, чтобы человек вел себя нравственно, у него должно быть истинное представление о норме своего поведения. А это и есть мораль. Поэтому мораль – это маяк, ведущий человека по морю нравственной жизни. И если нет морали, то нет маркеров, нет критериев, определяющих и регулирующих нравственность. И вот почему мораль должна быть истинной моралью.
Анализируя соотношение нравственности и морали, важно указать, что в нравственности мы имеем дело фактически с тремя явлениями:
во-первых, с самой нравственной жизнью, с нравственностью, в единстве ее нравственного сознания, мышления, нравственных отношений и нравственного поведения;
во-вторых, с моралью, то есть с областью определенных представлений о должном нравственном состоянии и поведении человека. Именно из нравственной жизни вытекает нравственное сознание, то есть мораль, которая так или иначе отражает истину нравственной жизни. Чем ближе мораль к истине нравственной жизни, тем благополучнее нравственность;
в-третьих, с системой нравственного самосознания, то есть системой рефлексии нравственности и морали. Это необходимо в силу того, что в нравственной жизни возможны ошибки и в ней самой и в нормах морали. И необходима их соответствующая корректировка. Именно нравственное самосознание позволяет человеку и обществу согласовывать моральные нормы и нравственную жизнь.
На уровне общества, достигшего определенного уровня своего развития, функции нравственного самосознания выполняют самые разные формы общественного сознания, в том числе и особая наука – этика. Конечно, нельзя сказать, что индивидуальное или общественное самосознание могут быть абсолютно точными судьями морали и нравственности – и они могут заблуждаться. Но именно в этом треугольнике и идет самонастройка нравственной жизни. Если же в этой системе происходит серьезный сбой, то нравственность страдает.
Соответственно, как необходима мораль для нравственной жизни, столь же необходима и идеология для целостной жизни общества и человека, потому что без идеологии вся жизнь общества и человека становится слепой, бессознательной. В этом случае жизнь обрекает человека и общество на вечный поиск решения в каждой новой ситуации. Поэтому идеология – это и есть система знания (понятий, представлений, установок), по которым в целом живет каждый человек и каждое общество, осознают они это или нет, знают они вообще это слово или нет, подобно тому как каждый человек и каждое общество живут в системе определенной морали.
Подобно тому как мораль – это не мертвые понятия, а знание, несущее в себе представление об истине нравственности, так и идеология – это не мертвая система предписаний, а это знание, несущее в себе сведение об истине жизни народа и каждого человека в единстве сущего и должного. Если в основе идеологии не лежит истина сущего – это ложная идеология. Но если в ее основе не лежит представление о должном, - это тоже не идеология. В целом идеология больше, чем мораль, идеология – это норма всецелой жизни человека и общества, и она включает в себя мораль.
Идеология покоится на своем основании, которым является мировоззрение. Поэтому выстроить идеологию можно только на определенном мировоззрении, которое нельзя свести к философии, науке, вообще теории. Теория может формировать мировоззрение, она может дать фундаментальные идеи для будущей идеологии. Вообще, великая теория не есть нечто абстрактное, не имеющее отношение к жизни, но она есть истинное отражение жизни, и в этом случае она может формировать мировоззрение.
Идеология органично связана с мировоззрением, но не есть непосредственно мировоззрение. Эту истину хорошо показали К. Маркс и Ф. Энгельс. Надо отдать должное им, что они, поняв важное, даже определяющее значение идеологии в развитии общества, открыто провозгласили формирование коммунистической или пролетарской идеологии и соответствующего ему мировоззрения в противовес буржуазной идеологии и буржуазному мировоззрению.
Итак, как и в случае с моралью, мы имеем триаду: во-первых, жизнь общества и человека; во-вторых, мировоззрение, которое не только рождает идеологию, но оно и выполняет роль личного и общественного самосознания, и, в-третьих, идеологию.
Таким образом, идеология, как и мораль, – это важнейший компонент жизни человека и общества, определяющий смысл и способ их жизни; это совокупность основополагающих смысловых точек, создающих систему координат, определяющих их развитие, это, образно говоря, маяки человеческой жизни. Поэтому идеология – это нечто такое же жизненное, как и сама жизнь, потому что это сознание жизни общества и человека. Иное дело, в какой мере истинной является идеология, в какой мере она является жизненно значимой для общества в целом и для каждого человека в частности и в какой мере она вообще осознается ими.
4. Идеология в истории человечества
Сегодня часто утверждают, что идеология – это нечто, появившееся с XIX века, и в силу этого она есть нечто искусственное. На самом деле человечество, и это начиная с древнего времени, достаточно сознательно живет на основе идеологии, ее основополагающих принципов. Классический пример идеологии дает нам Библия. Десять заповедей Моисея – это не только нравственные заповеди, по которым жило древнееврейское государство, но это заповеди, построенные на законе справедливости, всей жизни древнееврейского народа и человека. Они же, в свою очередь, определяли и мораль евреев, и еврейское законодательство.
А разве не формировали и не имели свою идеологию другие древние государства, начиная с Древнего Китая и заканчивая Древним Римом?
Иисус Христос дал учение, которое строится на законе любви – любви к Богу и ближнему. И это мировоззрение определило христианскую идеологию, идеологию, на основе которой создавалась христианская цивилизация, начиная с IV в. н. э. Христианская идеология – это идеология личной свободы человека в Боге.
В рамках католической идеологии была сформирована новая – буржуазная идеология – идеология, означающая право человека быть свободными по отношению к Богу и иметь право на полную свободу по отношению к другому человеку. Так человек и общество начали уход от Бога. Отсюда понятие субъектности. Отсюда право частной собственности. Именно эта идеология провозгласила право частной собственности – основу основ буржуазной идеологии. Уже с XVIII в. эта идеология называется либеральной. Сегодня эта идеология выражается в том числе и в философии постмодернизма, в трансгуманизме и т.п..
Еще в XVI веке отдельные мыслители поняли тотальную недостаточность этого общества. Именно в XVI веке зародилась новая идеология – коммунистическая (Т. Мор, Т. Кампанела и последующие социалисты). Однако мощь нового строя и его идеологии была настолько сильной, что веками коммунистическая идеология казалась утопией.
О коммунизме как реальности впервые заявил "Коммунистический манифест". В середине XIX века коммунистическая идеология становится жизненным явлением общественной жизни. По сравнению с либеральной идеологией коммунистическая идеология – это просто светлая сверхгуманная идеология, потому что коммунистическая идеология, поставив перед собой грандиозную задачу дать счастье каждому человеку, несла в себе великую надежду и истину. Можно петь: «Я хату покинул, пошел воевать, чтобы землю в Гренаде крестьянам отдать». Но никто не будет петь: «Я хату покинул, пошел воевать, чтобы землю в России богатым отдать».
И подобно тому как буржуазная идеология на заре своего становления встретила своих критиков, точно также своих глубочайших критиков встретила коммунистическая идеология в лице великих православных мыслителей, таких как Ф.М. Достоевский, Л.А. Тихомиров, К.Н. Леонтьев, русских религиозных философов.
Подчеркну, они, с одной стороны, видели тотальную ущербность либеральной идеологии, и особенно, уже в то время, – ее устремленность к темным силам, а значит «устремленность» в «бездну» (К.Н. Леонтьев).
Но почему русские православные мыслители решительно отвергали коммунистическую идеологию? Да потому, что в коммунистической идеологии они видели ее тотальную недостаточность – отсутствие Бога и значит все грядущие бедствия России: из их высказываний можно составить целую книгу таких пророческих предупреждений. Но … только, как одиноки были эти мыслители в России и мире.
Следовательно, идеология существует в обществе на протяжении всей истории человечества, и народы и люди живут на основе той или иной идеологии, как и на основе морали.
5. Была ли идеология в дореволюционной России?
Если каждое государство живет на основе той или иной идеологии, то и Россия не является исключением. И поэтому, начиная с официального принятия христианства, она формирует свою – православную – идеологию. Важнейшим текстом, определившим идеологию Древней Руси, стала «повесть» "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона Киевского. Эта идеология постоянно развивалась. И к этому тексту прибавлялись новые тексты, в том числе известное всем послание старца Филофея великому князю Василию III.
После Петра Великого в России формируется идеология, которую можно определить всем известными словами: православие, самодержавие, народность, которая давала возможность решить многие проблемы. После революции 1917 года, как всем известно, страна перешла на коммунистическую идеологию.
6. Есть ли в современной России идеология?
В начале 90-х годов наша страна официально через Конституцию объявила, что она является государством без официальной идеологии. Но как уже говорилось, в том-то и дело, что общество не может жить без идеологии, ведь идеология – это не выдумка только коммунистов. И значит в России тоже есть своя определяющая идеология. И она – буржуазная, по-другому, либеральная. Именно она определяет все в нашей жизни от образования до культуры.
Следовательно, отбросив коммунистическую идеологию, мы вернулись к буржуазной идеологии. И она проста, как белый свет: в конкурентной борьбе (о безбрежности этого понятия в нашей жизни свидетельствует даже то, что оно основательно вошло даже в образование!) на рынке ты должен заполучить себе как можно больше денег, то есть благ. Конечно, на честном рынке! А разве еще может быть еще какой-то рынок?! А для всех, кто не может участвовать в этой войне всех со всеми, государство должно обеспечить выживание. Внутри страны оно должно держать социальную службу и полицию, а вовне – ядерный зонтик.
Но такая идеология – это смерть, потому что она лишает страну понимания истинной жизни, понимания пути движения страны вперед. Она обрекает страну на то, чтобы вновь и вновь учиться у Запада, при том, что сам Запад не знает путей своего развития.
Конечно, по факту идеология нашей страны, при том, что определяющей является буржуазная либеральная идеология, является причудливой смесью многих идеологий, куда входят и коммунистическая идеология, и религиозная идеология (православия и других традиционных религий России) и много других. Объяснение этому простое: как в гражданскую войну появляется бесконечное число самых разных банд, так и на переходах общественной жизни расцветает смесь самых разных идеологий. Конечно, может показаться, что в стране столько идеологий – живи и радуйся. Но придет ли куда-то народ, если каждый человек бредет сам по себе, как «ступа с Бабою Ягой»?
Таким образом, именно буржуазная или либеральная идеология определяет все в нашей стране, не только экономику, но и жизнь всей России: современного образования и медицины, культуры и науки, отношения людей и мораль.
7. Почему в современной России нет официально принятой идеологии?
До сих пор главным аргументом против этого является то, что идеология - это коммунистическая форма общественного сознания. И когда она господствовала, она принесла людям множество бед.
Однако идеология – это не только коммунистическая идеология. И это многие прекрасно понимают. Тогда почему же в нашей стране нет официально признаннной идеологии? Когда сегодня многие люди, понимая, что общество не может жить без идеологии, просят, чтобы государство провозгласило эту идеологию, то они и сами не знают, чего они требуют: неужели государство громогласно объявит, что у нас государственной идеологией является буржуазная идеология?
Результаты господства этой идеологии у всех перед глазами – это разрушение многих отраслей хозяйства, ухудшение системы образования, сегодня оно отброшено в середину третьего десятка в мировом рейтинге, это деградация нашей культуры, столь широко представленной бесчисленными «домами» и «фабриками».
Чтобы понять все убожество этой идеологии, достаточно задуматься о следующем факте. Когда предложили вернуть на Лубянку памятник Дзержинскому, то, как противовес ему, предложили памятник Александру Невскому. Интересно, кого бы из нынешних либералов выдвинули бы на освободившееся место? Это даже в голову никому не приходило. И не в силу бесконечной скромности нынешней элиты.
Ну и как ты утвердишь такую идеологию официально? Ведь народ, еще не дошедший до полной деградации, сметет любую власть, которая это сделает. И государство это прекрасно знает.
8. Может ли жить нормально страна при нынешней идеологии?
Чтобы понять всю опасность отсутствия общенародной идеологии – зададим вопросы: что выиграли бывшие республики от распада СССР? Ничего. И совершенно очевидно, что, находясь в едином пространстве, все получали больше, чем живя порознь. Казалось бы, все очевидно! Но страна распалась. Бывшие республики были сброшены в капитализм. А буржуазная идеология – это прежде всего национализм, потому что именно национализм может хоть как-то объединить частных собственников в единый народ. И вот вопреки самим себе они вынуждены жить в национализме, уничтожая не только все русское, но по факту и самих себя.
С этой ситуации Россия, тысячу лет развиваясь как империя, оказалась в худшем положении, чем все другие республики, потому что в России с ее многонациональностью национализм равен самоубийству. В результате страна вынуждена жить, давая максимальную свободу каждому, когда высшим смыслом стало хапнуть любым способом – и не важно кому: предпринимателю или чиновнику, – и свалить в лучшие страны. Да, будем смотреть правде в глаза – это наша идеология. В результате страна стала проходным двором, поляной для чеса.
И когда мы возмущаемся, что бывшие союзные республики бегут на Запад, то здесь надо возмущаться не ими, а нами. Если мы бежим на Запад, то зачем нашим соседям бежать на Запад вместе с нами и вслед за нами – ведь в ситуации паники все спасаются поодиночке.
Поэтому опасность сложившейся ситуации состоит в том, что без нормальной общепринятой идеологии жить нельзя – по крайней мере государство-то, общество-то должны ее иметь.
9. Делает ли идеология общество и человека счастливыми?
Идеология сама по себе не делает человека и общество счастливыми, подобно тому как и мораль сама по себе не делает нравственными человека и общество. В то же время отсутствие истинной морали делает невозможным нравственную жизнь человека и общества. И поэтому, чтобы они были нравственными, им необходимо иметь истинную мораль, которой они и должны руководствоваться в своей жизни. Так и наличие единой идеологии не сделает людей счастливыми, не заставит автоматически людей жить в соответствии с ней.
И, если люди, даже зная Библию, не всегда живут по Библии, то они не всегда живут и в соответствии с нормами морали, идеологии. Но легче ли жилось бы людям, если бы у них не было Библии? Поэтому если в случае наличия идеологии люди могут жить не по ней, то хотя бы будут осознавать деструктивный характер своей жизни, то в случае ее отсутствия люди обречены на бесконечное блуждание на путях своей жизни, а в случае ее долгого отсутствия и на разрушение страны.
Таким образом, идеология – это не само счастье, а средство сделать человека и общество счастливыми.
10. Легко ли создать новую идеологию?
Как часто можно слышать: да что там идеология, да я за полчаса напишу какую хочешь идеологию. Вопрос: почему же не написал?
А не написал потому, что создать истинную идеологию в данное время куда труднее, чем построить с нуля космический корабль. Особенно трудно это сделать в силу сверхсложности современного общества. О рисках развития современного человечества не приходится и говорить: это целый веер, начиная с опасности ядерной или термоядерной катастрофы. Между тем на самом же деле гораздо большая опасность состоит:
во-первых, в быстрой исчерпаемости и деградации среды обитания человека. Как известно, человечество не раз переживало экологические катастрофы, порожденные им самим. И, может быть, когда-нибудь мы посчитаем, сколько цивилизаций погибло. Но если раньше цивилизации были локальными, погибла одна цивилизация, ее место со временем занимала другая, то сегодня человечество стало единым. И в силу этого самоуничтожение окружающей среды приводит к катастрофическим последствиям для всего человечества. А те меры, которые сегодня предпринимаются, типа предотвращения парникового эффекта – это пародия на реальные меры по защите природы;
во-вторых, самое страшное в современном состоянии человечества состоит в том, что бесконечно быстрее, чем исчерпанность внешней окружающей среды, идет исчерпанность самого человека и общества, идет массовая духовная и нравственная деградация людей, выражающаяся во всем, от алкоголизма до бесконечного числа духовных болезней, которыми сегодня охвачены люди на всех континентах. Как здесь не вспомнить гибель Римской империи, погибшей в результате прежде всего этноцида. Удивительно, сегодня наша интеллигенция с воодушевлением копирует западную идеологию – идеологию этноцида.
Создать действительно правильную идеологию в этой ситуации невероятно трудно, и именно потому, что у народов и людей в этой ситуации теряется сам смысл жизни. И сегодня это прекрасно осознается не только учеными, но и политиками. Так, выступая на Валдайском клубе, В.В. Путин говорил: «Человечество достигло очень высокого технологического и социально-экономического уровня. И вместе с тем столкнулось с утратой, размыванием нравственных ценностей, потерей ориентиров и ощущения смысла существования, если хотите – миссии человечества на планете Земля».
11. Можно ли сегодня создать общенародную идеологию России?
Кажется, в этой ситуации прямо-таки напрашивается само собой высказывание: не надо никакой идеологии, а кто как хочет, так тот и жить будет. Ну прямо по А. Блоку: «И нет теперь городового, гуляй, ребята, без вина!» Или еще проще по Ф. Рабле – «Живи, как хочешь!» Правда, А.Ф. Лосев почему-то назвал эту идеологию настоящим «сатанизмом». Поэтому результат такой жизни известен: если общество и живет без истинной идеологии, то оно скоро перестанет жить. И потому, что нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. Увы, это не красивая фраза, а горькая истина.
Значит, и нам необходимо создавать истинную общенародную идеологию, потому что в противном случае нас ждет только деградация и смерть. Если общество устремлено в темноту своего бытия, то в нее устремлен и каждый человек. Да, отдельный человек может сохранять себя и спасти себя даже в самом аморальном обществе: достаточно вспомнить праведного Лота. И все-таки Господь наш Иисус Христос учит: «Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:14). И значит мы должны хотя бы попытаться спасти каждого из «малых сих». И поэтому нужна новая современная честная жизненная общенародная идеология России. И поэтому она может быть создана.
12. Можем ли позаимствовать современную идеологию России на стороне?
Итак, идеология нужна, но создать ее невероятно трудно. Как быть в этом случае? Конечно, первое решение: позаимствовать ее у других, успешных стран. Безусловно, само по себе это правильное предложение. И Россия всегда, и с немалой пользой, а часто и вредом, училась у других государств. Но в данном случае такое предложение однозначно не пройдет.
Идеология есть стержневой момент общественного сознания, и ее просто так не позаимствуешь. Ни теоретически, ни практически. Теоретически, потому что копия не может быть лучше оригинала. И по факту мы не станем другой страной. Значит, копируя инородную идеологию, мы по определению обрекаем себя на отставание. И значит, в лучшем случае мы будем вынуждены догонять тех, у кого позаимствовали идеологию.
Но это абстрактно говоря. А конкретно: у кого мы будем заимствовать идеологию? У Запада. Но Запад сегодня декларирует такую идеологию, что о будущем самого Запада говорят только как о его гибели. Самое же опасное состоит в том, что современная либеральная идеология, прежде всего на самом Западе, полностью исчерпала себя. И она уже не может предложить человечеству ничего, кроме идеологии жизни золотого миллиарда. А этому миллиарду она предлагает идеологию, которая уже выродилась в идеологию этноцида.
Нельзя заимствовать и коммунистическую идеологию, хотя Китай успешно развивается. И потому, что о тотальной недостаточности коммунистической идеологии лучше всего говорит сама практика. Она почти исчезла в нашей стране. И это стало причиной гибели страны в 1991 году. И до сих пор в нашей стране нет коммунистической идеологии. А ведь с того времени прошло 30 лет. Сегодня есть компартия РФ. И где ее идеология? Ее до сих пор нет. И, видимо, уже не будет. И не только в силу субъективных причин, но и объективных: коммунистическая идеология оказалась только частичной истиной, она не могла ответить на всю полноту вопросов жизни советского народа. Результат – начиная с 70-х годов коммунистическая идеология стала осыпаться. А если Советский Союз не мог ответить на главные вопросы жизни страны, – то он рухнул.
И, если в Китае эта идеология еще дает пространство решений, позволяющих ему успешно развиваться, то на какое время? Да, и нельзя забывать о «китайской специфике», то есть конфуцианстве. Но уже зная на своем горьком опыте предел возможностей этой идеологии, не лучше ли не восстанавливать ее в нашей стране?
Таким образом, не заимствование той или иной идеологии и не выбор лучшей идеологии из всех имеющихся в нашей стране должно быть целью нашей работы, а создание современной идеологии – идеологии будущего, которая позволит ответить на фундаментальные вопросы, стоящие перед страной и отдельным человеком, и которая может предложить оптимальные пути жизни страны и каждого человека.
13. Неужели опять идти своим путем?
А другого варианта у нас не остается, потому что здесь, как в русской сказке: направо пойдешь (на Запад), получишь идеологию этноцида, налево пойдешь (Китай), вновь повторишь судьбу Советского Союза.
Остается одно – идти прямо, то есть формировать свою собственную новую идеологию, необходимую для развития нашей страны. И только в этом случае у России есть шанс на прочное и успешное развитие, а значит шанс на выживание. И как знать, может, этой идеологии ждет от России мир. Воспользуются ли другие страны, как и в случае с нашими вакцинами, российским опытом – это их проблема.
Таким образом, судьба современной России – это создание своей осознанной истинной идеологии будущего, потому что страна должна или совершить рывок в свое новое состояние или тихо деградировать. Если Россия предложит, найдет новую идеологию, отвечающую ее сущности, то она предложит этот ответ и для большинства стран СНГ, потому что Россия может успешно жить только сохранив братский союз с бывшими республиками СССР. Поэтому выход из сложившейся ситуации – создание новой идеологии, отвечающей реалиям нашей жизни, а значит, и будущей жизни.
14. Какой должна быть новая идеология?
Чтобы создать новую идеологию, надо прежде всего осознать, что идеология не есть некая умная-умная декларация сама по себе, не есть красивый лозунг, не есть некий компромисс между представлениями разных партий, групп и группировок и т.п., но это есть концепция истинной жизни общества и человека, подобно тому как мораль не есть компромисс разных точек зрения на нравственную жизнь, но есть истина нравственной жизни.
Жизненная идеология вырастает из жизни, она определяется всей жизнью, и она должна отражать реальную жизнь. Если это не так, то идеология превращается в благоглупость. Разъяснять это – после того, как самые выдающиеся умы, в том числе и коммунисты об этом сказали тысячи и тысячи раз нет смысла.
Таким образом, трудность созидания этой идеологии в том, что ее создание требует огромного созидательного труда, это будет бесконечно более тяжелая работа, чем в короткий срок с нуля построить космический корабль или ядерный реактор.
15. Что надо учесть из опыта прошлого?
А учесть надо как ошибки, так и правильные решения прошлых идеологий.
15.1.Можно ли было избежать катастрофы 1917 года?
Лучшим свидетельством, что Россия не может нормально жить без нормальной идеологии, является ее история, ее катастрофический 1917 год. Чтобы понять это, достаточно задуматься о числе погибших в ходе Гражданской войны, умерших от болезней и голода, покинувших страну.
Можно ли было избежать этой катастрофы при том, что страну взорвали десятки причин? В принципе, да! И одним из этих факторов могло бы стать создание единой идеологии страны, направленной на развитие страны. Однако российское государство не имело позитивной живой идеологии, идеологии позитивного развития. Государство, особенно в лице К.П. Победоносцева, который реально отвечал за идеологию в России, сделало всё, чтобы пресечь в стране всякую самостоятельную разработку теории общественного развития, в том числе и Церковью. А главные усилия государства и Церкви были направлены на борьбу с ересями и с материализмом, причем прежде всего методом запрещения. Идеология К.П. Победоносцева, при всем его потрясающем видении тяжелой ситуации в стране, была идеологией сдерживания, «подмораживания», но не развития страны. В школе на уроках "Закона Божия" боролись с материализмом, но не учили детей быть со Христом. Так, сохраняя букву, общество теряло дух христианства. Удивительно, сам К.П. Победоносцев искренне возмущался таким преподаванием. И что он сделал, чтобы изменить его, возглавляя ведомство, которое непосредственно определяло преподавание этого предмета во всех школах России? Абсолютно ничего! Так, консервируя существующую государственную идеологию, страну лишили возможности разработки идеологии, необходимой России в данный момент ее истории.
В то же время у страны для создания идеологии был необходимый потенциал. Более того, фактически у России было огромное число «наработок» для этого, начиная с трудов святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, праведного Иоанна Кронштадтского и заканчивая "Заветными мыслями" Д.И. Менделеева с его идеей построения «народного капитализма». А ведь это была идеология быстрого развития России без насилия и потрясений. Уже в последние годы существования империи будущий архиепископ Иларион (Троицкий) предложил оригинальную парадигму развития общества и человека, названную им парадигмой «преображения», которая была чем-то принципиально новым сравнительно с парадигмой научно-технического прогресса. Увы. Свой шанс Россия упустила.
15.2.Почему победили большевики?
Ответ очень прост: потому что у них была идеология, которую они могли предъявить народу и на основе которой они могли развивать страну. И можно сказать, что В.И. Ленин, обозначивший в своей знаменитой работе «Что делать» проблему формирования новой идеологии на основе марксистского мировоззрения, оказался глубоко прав: чтобы построить новое общество, нужна была новая идеология. И В.И. Ленин разрабатывает марксистскую идеологию применительно к России.
Именно эта идеология позволила собрать из пепла распавшуюся Россию. Какой ценой? Видимо, более дешевой, нежели в случае победы адмирала Колчака, вообще не имевшего идеологии. Были ли у России другие варианты сохранения страны. Абстрактно говоря, да. Реально, - нет. Хотя сегодня многие уверены в обратном. Но это только свидетельствует о страшном внутреннем разделении страны. Малейшее неосторожное движение и страну затрясет.
15.3.Почему рухнул СССР?
Причину многие видят чисто внешнюю. Предательство Горбачева – Ельцина. Да, безусловно, это самые жуткие люди в истории всей нашей страны. Но только ли в них дело? Допустим, они предатели. Но была партия, была армия, были спецслужбы, были Верховный Совет СССР и РСФСР – почему же никто не остановил распад страны? В чем была нужда разваливать страну. Ведь СССР во многом был лучше США. И это прекрасно понимали самые выдающиеся мыслители XX века. Так, М. Хайдеггер, выбирая между «американизмом» и «советизмом», однозначно выбрал «советизм».
Конечно, причиной распада страны стала целая совокупность факторов. Но, безусловно, одной из важнейших причин стало то, что у страны не было адекватной жизненной идеологии. Коммунистическая идеология отвечала потребностям развития СССР первых десятилетий. Но на новом этапе развития нужна была новая идеология. Потребность в новой идеологии остро осознал уже в конце своей жизни И.В. Сталин, как он остро осознал в конце 20-х годов, что если СССР не догонит за десять лет передовые страны, то стране грозит гибель. Смерть Сталина сделала реализацию этой идеи невозможной.
В середине 70-х годов страна должна была выйти на новый уровень своего развития. Но у страны, как и перед революцией, не было официальной идеологии позитивного развития страны. Важно признать, что интеллектуальный потенциал СССР для создания новой идеологии был бесконечно меньше, чем в дореволюционной России. Если говорить прямо, то разрабатывать новую идеологию страны было некому: даже в лице ее действительно умнейших марксистов: Э.В. Ильенкова, М.А. Лифшица и др.
Н.С. Хрущев, создав «программу КПСС», превратил идеологию в анекдот. Говорить о Л.И. Брежневе как теоретике и идеологе нельзя, он попросту даже не понимал, что это такое. М.И. Суслов же фактически стал двойником К.П. Победоносцева, консервируя в живом теоретическом поиске всё, что только можно законсервировать. Но в том-то и дело, что нельзя развивать живое развитие страны методом подмораживания, особенно тогда, когда живое выходит на новый уровень своего развития. Единственным человеком, который осознал значение идеологии, был Ю.В. Андропов. Но его хватило только на то, чтобы честно сказать, что мы не знаем страны, в которой живём. М.С. Горбачев предложил идеологию – «новое мышление для СССР и всего мира», но она уже совершенно не отвечала на живые вопросы жизни. Поставленный на идеологию Е.К. Лигачев – хозяйственник на идеологии – это был просто нонсенс. Сменивший его на этом посту антисоветчик и русофоб Н.А. Яковлев просто добил коммунистическую идеологию. То, что предполагалось, было далеко от истины. А, например, известная статья А.И. Солженицына "Как нам обустроить Россию" - это нечто бесконечно убогое по содержанию. Б.Н. Ельцин же, как и положено ему, просто разрушил страну. Да, он мог сохранить страну. Но его натуры и интеллекта хватило только на то, чтобы стать царем удельного княжества. Увы, как и дореволюционная Россия, страна не смогла найти нужную идеологию. Страна зависла в патовой ситуации. И рухнула.
16. Каким должно быть отношение новой идеологии к важнейшим идеологиям?
Конечно, можно заранее предположить, что новая идеология должна будет вобрать в себя все лучшее из прошлых идеологий. Возьмем либеральную идеологию. Что в ней самое ценное? Это признание абсолютности свободы.
Что в ней есть отрицательного – полное извращение свободы, превращение ее в абсолютный произвол. При этом либеральной морали так трудно противостоять потому, что либеральная идеология – это вовсе не олигархат. Она сама собой рождается и без всяких усилий развивается, как сорняк на поле. Здесь есть один закон – закон частной собственности, которая превыше всего и в конечном итоге – это идол, это мамона. Либеральная идеология – это образ самой жизни. И наиболее четко это видно в либеральной морали, которая и утверждается почти всеми нашими СМИ.
Коммунистическая идеология – это идеология справедливости. Она труднее рождается. Ее реализация требует значительных усилий. Можно сказать, в ее рамках Китай успешно решает свои проблемы.
Но в ней есть свой лимит решения проблемы. И лучшее тому подтверждение – СССР. И, если мы не поняли это после распада Советского Союза, то нас ждет только одно – новая катастрофа. Теперь России, в случае принятия этой идеологии.
Что опасно в коммунистической идеологии? Война с Богом. А это – хотим мы это или нет, война с самим собой, война с собственной душой. Но как пел Владимир Высоцкий: «Сапогами не вытопчешь душу». И поэтому должно быть мировоззрение, которое не «вытаптывает сапогами душу». Уверен, что не найдется материалист, который бы не согласился с этим.
Православная идеология ценна тем, что она указывает человеку не только правильные цели этой земной, но и вечной жизни, она отвечает на вопрос, зачем человеку жить, как человеку жить и что делать. И отсюда более правильное и более гуманное решение многих проблем. Так, коммунистическая идеология представляет капиталиста отнюдь не то что не в розовом свете, а как абсолютное зло. И согласно её идеологии только устранив, даже уничтожив это зло, тем или иным способом люди обретут счастье.
В христианстве отношение к богатым тоже не розовое. Иисус Христос прямо говорит: «Удобнее верблюду пройти сквозь угольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Небесное» (Мф. 19:24). И это потому, что богатый человек, полагающий накопление богатства главной целью своей жизни, тем самым каждой своей клеточкой служит мамоне. Но если богатство богатого становится средством служения Богу и ближнему, служения Родине и делу, то богатый открывает для себя Царствие Божие. И не количеством денег, а своим служением Богу и ближнему. И служение ближнему столь же важно, как к Богу. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20).
Итак, христианская идеология не отрицает частную собственность, не отрицает деньги, но собственность и деньги трудовые. Она никогда не делала деньги идолом. Деньги, ставшие по-настоящему целью жизни человека – это и есть идолопоклонство, это есть служение мамоне. Но доллары, не есть билет в Царствие Небесное и не есть даже билет в счастливую земную жизнь, в лучшем случае средство. И частный собственник может быть счастливым в земной жизни только служа своей собственностью Богу и ближнему. (И аналогичной точки зрения придерживаются традиционные религии России).
Значит, религиозное мировоззрение является наиболее полным мировоззрением. Оно видит в мире Бога, духовный мир, который включает и духовно-нравственную жизнь человека и общества, и мир культуры, в том числе и во всей полноте ее научных, философских, эстетических открытий. И это мировоззрение видит всю полноту материального мира, в том числе и всю полноту материальной культуры и материальной деятельности.
17. На какие базовые вопросы должна ответить современная идеология?
Как можно написать, тем более принять идеологию в нашей стране, совершенно разделенной, где расслоение достигло невиданных масштабов? Ведь эта идеология будет написана в пользу новых русских, это будет издевательство над здравым смыслом, и потому ничего, кроме злобы и ненависти, у большинства людей она не вызовет?
Но в том-то и дело, что новая идеология должна стать не идеологией разделения людей, а идеологией согласия и созидательного труда; не идеологией консервации сложившейся ситуации, а идеологией развития.
А чтобы решить эти проблемы, идеология должна дать истинные ответы на главные вопросы жизни народа и общества. И этот ответ должен быть ответом истины, а не компромиссом разных точек зрения. И только в этом случае идеология будет принята абсолютным большинством людей.
Соответственно, идеология должна ответить на первый вопрос: зачем жить? Жить, чтобы прожить не только земную счастливую жизнь, но и счастливую вечную жизнь. Конечно, кто-то скажет: да нет же вечной жизни, нет ее! Ну и пусть ее нет для тебя. Но почему ты запрещаешь другому обрести счастливую вечную жизнь?
Но чтобы ответить на этот вопрос, идеология должна представить пути, способы и средства счастливой жизни и земной, и вечной. А для этого она должна определить отношения Бога и мира к обществу и человеку и правильные отношения общества и человека к Богу и миру.
17.1.Бог и человек. Человек и Бог
Во-первых, идеология должна представить отношение Бог – человек, она должна отразить волю Божию по отношению к народу и человеку.
Есть ли Бог? В этом докладе нет возможности заниматься доказательством бытия Божия. Буквально одна мысль: в Дубне через два года будет создан новейший коллайдер, на котором или в котором хотят создать искусственную модель Вселенной. Но чтобы создать такую модель, человеку нужно обеспечить для этого сложнейшие условия. А вот Вселенная возникла сама по себе?
Конечно, многие скажут: ну а если я не хочу знать Бога, религию. Ответить можно только известными словами Гегеля о французских дворянах, которые после победы над Наполеоном, вернулись во Францию и своей неразумностью привели Францию к революции 1830 года - «Они ничего не забыли и ничему не научились».
Я уже говорил, что к краху СССР привело множество причин, но определяющей стало то, что под ним не оказалось фундамента. В середине XX века, когда казалось, что в мире торжествует материализм во всем, выдающийся историк А. Тойнби доказал, что в основе всех цивилизаций лежит религиозное основание. Никто не опроверг его точку зрения. Кажется, единственный, кто возразил ему, известный ученый Н.И. Конрад, который писал, что «монадой» возникновения новых цивилизаций могут быть и социально-экономические условия».
Но станет ли социально-экономическая основа началом какой-то цивилизации или нет – это большой вопрос. А фактом до сих пор остается то, что все цивилизации, в том числе и современная европейская, и российская, возникли на религиозной основе.
И невольно вспоминается: когда жалкие остатки еврейского народа заставили копать вавилонские каналы и шансов на выживание у них практически не было, они собирались, возможно, по ночам и плакали о потерянном Иерусалиме. «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» (Пс. 136). И чудо! Еврейский народ, полагаясь на Господа, через 70 лет вернулся на родину, восстановил свой град Иерусалим, стал великим народом. Почему евреи все поняли только на реках вавилонских? Неужели нам нужны свои вавилонские реки, чтобы понять, что народ и человек не может жить без Бога?
Задумаемся: если государства возникли на религиозной основе, то значит они и могут развиваться только на этой основе. Ведь если дом построен на фундаменте, то фундамент не может исчезнуть, сколько бы ни стоял дом. А если фундамент исчезает, то мгновенно валится дом. Соответственно, если общество построено на религиозном фундаменте, то что будет с обществом, если религиозный фундамент исчезнет? И вот ответ, почему рухнул Советский Союз: под ним не было фундамента. Грандиозное здание, которое по многим и многим параметрам было самым грандиозным в мире, не могло не рухнуть. И не важно, по какой конкретно причине оно рухнуло: дунул ветер или на крышу сел воробей.
Кажется, единственным человеком, кто в 80-ые годы не просто понял катастрофическое состояние страны, а предложил спасти страну, соединив социализм с православием, был митрополит Иоанн (Снычев). Можно думать, что это понял в годы Великой Отечественной войны И.В. Сталин. Отсюда и его политика возрождения Православия. Конечно, тут же последует вопрос: а почему рухнула Россия в 1917 году, ведь она была православным государством? Да по той же самой причине и рухнула: массовое отступление людей России, особенно интеллигенции, от Бога.
Поэтому коммунистическая идеология, построенная на материализме, была глубоко недостаточна. А страна, разрушив духовный фундамент, основу российской цивилизации, обрекла себя на разрушение. Будем ли мы еще раз повторять этот же эксперимент? Или двух жутчайших катастроф России на протяжении одного века достаточно?
С другой стороны, идеология должна охарактеризовать и отношения общества и человека к Богу. Общество должно быть с Богом. Если жизнь народа и человека возможны только с Богом, то они должны жить с Богом, в «общении с Богом» (святитель Феофан Затворник). Уход же от Бога – это падение в бездну и общества, и каждого человека.
17.2. Природа - человек. Человек и природа
Во-вторых, идеология должна отразить действие природы по отношению к человеку. Природа во многом определяет жизнь человека. И поэтому мы должны знать, как природа действует по отношению к человеку.
С другой стороны, охарактеризовать действие человека по отношению к природе. Мы должны знать, как человек действует на природу, определить разумное взаимодействие природы и человека.
Идеология должна органично вписать человека в природу. А для этого надо разработать парадигму «преображения природы». И только такая парадигма позволит существовать человеку на этой земле не тысячу лет, как предупреждал Ст. Хокинг (а его следует услышать!), а тысячи и тысячи лет. Поэтому надо вспомнить парадигму «преображения», предложенную русской религиозной философией и особенно архиепископом Иларионом (Троицким). Разработать эту часть идеологии призвано соработничество теологии, философии и науки.
17.3. Общество – человек, человек – общество
В-третьих, идеология должна представить истинные отношения общество – человек. Идеология прежде всего должна определить важнейшие направления развития общества, ответить на вопрос, как жить человеку в этом развивающемся обществе?
Общество определяет жизнь человека. Каким должно быть общество. Как оно должно развиваться? Как оно должно взаимодействовать с человеком? Именно развитие общества и будет определять идеологию. И если идеология не будет отвечать его развитию, то общество просто сметет эту идеологию.
Сегодня мы даже не представляем, сколько глубочайших проблем развития нашего общества должна решить идеология. Вот только одна из них. Хорошо известно, что контрреволюция нигде и никогда не побеждала. И нашу страну тоже ждет новая революция. Но где гарантия, что она не станет катастрофой для страны и народа? Тогда как избежать ее? Об этом должны все думать, и олигархи и не олигархи, потому что в революции мало кто выигрывает, но страдают все.
С другой стороны, мы должны понять и оптимальное взаимодействие человека с обществом и другим человеком. Здесь самое главное – это понять их взаимодействие, определить пути гармонизации этих отношений. И здесь требуется понять и взаимодействие человека с самим собой, потому что каждый человек есть целый мир.
Таким образом, новая идеология должна дать ответы более истинные, нежели их дала коммунистическая и тем более либеральная идеология.
18. Какой по форме может быть современная идеология России?
Каждое время имеет свою форму идеологии. Самой лучшей формой идеологии являются великие религиозные тексты, потому что они есть единство мировоззрения и идеологии, потому что они говорят не только о мире и месте человека в мире, но и что такое истинная жизнь народа и человека и как они должны жить. Сегодня создание такой формы идеологии после Библии и Корана невозможно.
Идеология может быть и в форме какого-то текста. Это может быть проповедь – "Слово о Законе и Благодати". Это может быть поэтичный текст – поэзия Гомера и Гесиода для греков и т.п. Это может быть публицистический текст – "Коммунистический манифест". Это может быть и научный текст – "Что делать?" или "Заветные мысли".
Сегодня же идеология скорее всего может быть создана в форме концепции, концептуального текста. И мы можем сегодня создать именно концептуальный текст.
Это должен быть живой текст, обращенный к России в целом и к каждому человеку в отдельности, текст, открытый для дальнейшего развития.
19. Как создать современную общенародную идеологию России?
Понятно, какой должна быть идеология. Но как создать ее? Казалось бы, ответ на этот вопрос прост: Президент страны должен немедленно создать комиссию, которая должна ее разработать. Но … В том-то и дело, что разрабатывать что-то можно только в том случае, если есть для этого основание – формально же, искусственно идеологию создать нельзя, даже собрав самых умных людей страны.
Но ведь жить нам надо сегодня и в нашей стране. А значит надо создавать идеологию. Здесь и сейчас. И вот почему ее создание должно стать первостепенной задачей всей страны. И здесь самое тяжелое и трудное – осознать необходимость прохождения, как и в любой работе, нулевого цикла – то есть подготовительной работы, без которой нельзя сделать работоспособный проект.
И, в сущности, в нашей стране эта работа уже сделана – написаны не десятки, а сотни таких текстов. Именно этот факт является лучшим свидетельством необходимости идеологии. Именно это является, если не гарантом, то необходимым условием написания истинной идеологии. Ведь философия возможна там, где есть десятки и сотни философов. И "Слово о Законе и Благодати" возможно только потому, что митрополит Иларион обращается не к людям, упавшим с ветки, как считали некоторые специалисты по древней русской культуре, а ко многим людям, «преизобильно насытившихся сладостью книжной».
Сможем ли мы использовать современный интеллектуальный и духовный потенциал в написании новой идеологии? Да, сможем, если соберем воедино в разработке идеологии весь интеллектуальный потенциал России.
А если не соберем? Вспомним, что дореволюционная Россия имела огромный интеллектуальный потенциал, но она его не использовала, в том числе в силу колоссального разделения российского общества, в том числе и прежде всего разделения ее интеллектуалов. Можно ли представить, чтобы единую российскую идеологию создавали вместе В.И. Ленин и русские религиозные философы. Максимум возможного, что смог Ленин – это вовремя отправить интеллектуальный цвет страны на Запад.
А поэтому надо предложить всем, кто сможет и способен это сделать, разработать или внести свои проекты идеологии, которые для успешной работы должны публиковаться в СМИ. Поэтому СМИ и должны стать за какое-то время площадками демонстрации этой идеологии. И чем больше будет таких площадок, тем будет лучше. И среди них может быть и газета «Завтра», более чем какой-либо другой орган СМИ, осознающий необходимость новой идеологии и призывающий к ее созданию.
Будет ли проведена эта работа? Или же все ограничится призывом к написанию идеологии, а написанные проекты будут тихо отправляться в архивы СМИ, а то и вовсе в ящики письменных столов и архивы личных компьютеров? И не повторим ли мы в этом случае евангельскую притчу о пире. Как известно, тогда на пир собрались убогие и нищие. Есть опасность, что в данном случае на этот призыв не откликнутся даже убогие и «нищие духом».
И только если все-таки призыв к написанию идеологии будет услышан и удастся собрать вместе это сокровище, то можно будет приступить к созданию окончательного варианта российской идеологии.
20. Есть ли для создания идеологии в современной России необходимый потенциал?
Как это ни странно, но сегодня Россия имеет намного и много больше шансов для написания современной идеологии, чем СССР, и прежде всего потому, что она имеет великое многообразие теоретических учений. И при этом в России есть реально огромное разнообразие проектов идеологии, а это значит разных истин, разных картин развития страны. Главное – сегодня Россия имеет огромное число мыслителей высочайшего уровня. Она имеет интеллектуальные центры. Например, при органах власти. Она имеет научные центры, начиная с РАН. Университеты, начиная с МГУ. Интеллектуальные центры общественных организаций, начиная с Всемирного Русского Народного Собора. Она имеет десятки интеллектуальных клубов – Валдайский клуб, Изборский клуб и т.д. Она имеет интеллектуальные центры разных партий. В России есть значительный интеллектуальный потенциал и традиционных религий. Так что в России есть кому делать предварительную работу.
И сегодня сделать совместную идеологию бесконечно легче, нежели в предреволюционной России, хотя бы и потому, что, наверное, сегодня все осознают, что необходимо сделать единую идеологию, так как нельзя повторять 1917 год.
Таким образом, в стране есть необходимый потенциал для создания этой идеологии и есть понимание, что создать современную идеологию можно только соборно, коллективно.
21. Почему в работе над идеологией должна принять участие Русская Православная Церковь и другие традиционные религии России?
Не только потому, что за свою многовековую историю они накопили великий духовный и интеллектуальный потенциал, но и потому, что они собрали величайшие ценности, без которых представить современную жизненную идеологию нельзя. Например, традиционная семья – это традиционная православная семья. Что это такое? Семья, как и все в мире, имеет свою норму, нормальной семьей является моногамная семья – норма, которая дана была людям Богом еще в раю, и которая, конечно же, это все знают, гласит: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут [два] одна плоть» (Быт. 2:24.).
Более правильной семьи, нежели эта семья не может быть! Но Господь Иисус Христос, который пришел на эту землю не затем, чтобы «нарушить» закон, а затем, чтобы «восполнить» его, дал и более высшую семью – семью как «малую Церковь». А это значит, что во главе православной семьи стоит Сам Господь и Бог наш Иисус Христос. Поэтому православная семья является подлинной святыней и величайшим сокровищем нашего народа, именно она и является тем идеалом, к которому должны стремиться люди.
Увы, за время советской власти и еще более последовавшее лихолетье мы не просто утратили самое великое сокровище в мире, самое страшное, что мы утратили даже понимание, что мы утратили, утеряв православную семью. А если и найдется такой человек, который поймет, что мы потеряли, то его слова станут плачем, который не будет услышан и не будет понят. Как страшно такому человеку оказаться посреди своего народа, не слышащего и не понимающего его.
Но зачем идеология, если есть Новый Завет? Да, есть. Но ведь в каждое новое время христианство через Церковь, ее святых формулировало новую идеологию применительно к данному времени. Разве теоретические труды и проповеди учителей и отцов Церкви не стали той идеологией, на основе которой и была сформулирована христианская цивилизация? И разве не идеология – "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона? Ведь эта проповедь, произнесенная перед Ярославом Мудрым, отвечала на главные вопросы развития Руси. И мы знаем, что на основе христианской идеологии формируется единое государство, единый русский народ, создается великое государство – государство городов, формируется великая древняя русская цивилизация.
Таким образом, сможет ли православие и другие традиционные религии России дать ответы на вызовы нашей эпохи или же они предпочтут путь ухода от их решений? А ведь участие в этой работе – это и великая ответственность Православной Церкви и всех традиционных религий России и каждого верующего человека за судьбу нашей Родины и судьбу ближнего. Поэтому так необходимо, чтобы сегодня РПЦ и другие традиционные религии приняли участие в совместной работе по подготовке современной идеологии.
22. Создание окончательного текста
И если мы получим всю эту массу материалов, то тогда надо:
- во-первых, просить, чтобы дальнейшую работу над идеологией возглавил Президент РФ В.В. Путин. Если он возглавлял работу над поправками в Конституцию и они были приняты, то он должен возглавить и работу по подготовке общенародной идеологии России. Без Президента страны создать ее будет нельзя;
- во-вторых, создать комиссию, которая будет заниматься дальнейшей работой. Здесь очень важно, чтобы в эту комиссию вошли не функционеры всех рангов, цветов и оттенков, а истинные мыслители. В ней должны быть специалисты в области теологии, философии, науки, буквально всех областей знания: физики, химики, биологи, социологи, психологи и др., потому что нельзя человеку жить на земле – не зная земли, жить в обществе – не зная общества. В комиссию должны войти деятели культуры представители разных социальных сфер;
- в-третьих, успех создания идеологии во многом будет зависеть от того, кто возглавит эту комиссию. Советский ракетно-ядерный проект состоялся потому, что во главе его стоял лично И.В. Сталин, а непосредственно работу возглавили С.П. Королев и И.В. Курчатов. Возглавить эту комиссию должен человек, которому безоговорочно доверяет весь народ. Это должен быть человек, который мог бы объединить людей разных мировоззрений и идеологий в единый созидательный коллектив, благодаря чему на основании всех проектов будет создан единый лучший проект. Таким человеком может быть Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель российского фонда культуры Н.С. Михалков, академик С.Ю. Глазьев;
- в-четвертых, конечно, необходимо широкое обсуждение разных проектов, на основании чего, вполне возможно, комиссия из нескольких лучших текстов сделает один текст. А может быть, вообще исходно будет создаваться оригинальный текст. При этом сама идеология должна готовиться как единый документ, открытый к ее дальнейшему развитию;
- в-пятых, предложить проект «Идеология России» на всенародное обсуждение, а затем после доработки и на всероссийское голосование;
- в-шестых, этот текст и становится тем документом, который направляет жизнь страны, начиная с изменения, а может и создания новой Конституции России и Стратегии развития страны.
Заключение
Таким образом, я ответил, как мог, на вопрос: можно ли и как создать новую идеологию России? В заключение только повторюсь, что создание истинной по содержанию и форме идеологии, даже если каждый человек и все общество в целом ее одобрят, не значит, что с этого момента все изменится к лучшему. Вопрос состоит в том, насколько общество и каждый человек захотят и смогут жить в соответствии с этой идеологией, потому что нельзя загнать кнутом в счастливую жизнь. Но войти в счастливую жизнь без идеологии, то есть без понимания смысла жизни человека и общества, без соответствия ее истине тоже нельзя.