Год семьи начался для многих "ячеек общества" ярко — с новогодних представлений в байк-центре "Ночные волки". Это настоящий день семьи: все в сборе, а сказка, адресованная детям, едва ли не интереснее родителям, особенно папам.
Каждый год мотоклуб "Ночные волки" готовит для детей новогодний праздник. И каждый год этот праздник — воистину новый. Оригинальные темы, непременные находки в представлении, где удивительно сочетаются традиции Русской Сказки с актуальными мировыми событиями, фантастической машинерией и современными технологиями.
Как театр начинается с вешалки, так поход к "Ночным волкам" начинается с "триумфальной арки" — причудливо выстроенного входа в царство скорости, ожившего металла и очевидного-невероятного. Подходя к воротам этой истинной территории смыслов, где всё действительно осмысленно — и пространство, каждая его пядь, и действо, и чудесная техника, — понимаешь, что за вратами этими тебя ждёт что-то особенное, какое-то чудо. Чудесны и сами привратники — брутальные мотоциклисты, источающие силу и уверенность. И твои ожидания не обмануты.
В нынешней Новогодней истории, которая называлась "Духовный Танк или Ангел Херсонеса" зрители, как всегда, встретились с неизменными, исконно русскими сказочными персонажами — Емелей, бабой Ягой, Кощеем бессмертным, скоморохами, Царевной-Лебедь, Дедом Морозом и Снегурочкой… Но эти давние знакомые ещё наших мам-пап и совсем отдалённых предков действуют в современных исторических событиях и влияют на их ход.
В этом году они, отправляясь в сказку, включились в противоборство с разжигателем войны по всему свету дядей Сэмом — безжалостным пузатым буржуином-кровососом. Сталкиваются с огнедышащим, сжигающим всё вокруг себя драконом, а вот и "змея войны струится средь развалин, покрытая железной чешуёй". Дети настроены биться с вползающей на детский праздник огромной змеёй подколодной, что "к шее ползёт по груди, готовой отнять, превратить, уничтожить" Новогоднюю ёлку и детский праздник: "Русская Сказка вся в свежих руинах, а вместо подарков — выстрелы в спину".
Начинается сказка, как всякий новогодний праздник, — с явления прекрасной Снегурочки, въезжающей на карете и обращающейся к зрителям: "Встречайте праздник, детвора, а я Деда Мороза встречать отправлюсь. Он ведь сюда, на праздник, на неземном русском мотоцикле, как на огненной колеснице, мчит".
И у детей сразу рождается ожидание чуда встречи с главным зимним героем — Дедом Морозом. Снегурочка уезжает, а на заснеженную сцену выбегают скоморохи, девицы-красавицы, удалые молодцы. Народ поёт и веселится, празднует приход зимы, Нового года. Но вдруг на них обрушиваются тёмные силы — Левиафан, готовый в "схватке века" уничтожить, изуродовать божественный мир, и коронованный Смертью огнедышащий дракон — поджигатель войн по всему свету.
Кто вступит с ними в бой? Кто переможет вражью силу? Есть ведь у нас богатыри, есть силы, одолевающие тьму. На сцену выезжает русская печь, на ней — Емеля.
"И не печка, и не трактор.
Шире расступись, народ!
Русский сказочный реактор
Дарим вам на Новый год".
Но Емеля спит и не пробуждается, а вылезший на сцену Кровосос хохочет злым смехом:
"Уж тридцать лет как и три года
Защитник вашего народа
Почил, забытый, на печи
И сладко спит себе в ночи,
Даже не ведая о том,
Что скоро так же вечным сном
Заснёт навек и ваша Русь.
И в этом я вам всем клянусь.
Хоть обойти весь белый свет —
Сильней моих хозяев нет".
Сказка? Дети могут не смекнуть, а уж родители сразу подсчитали — 33 года. Да, с 1991 года спит народ-Емеля. Потому и бушуют вражьи силы, насылая беды.
"Мать-Россия — печь планеты.
Это твёрдо заучи.
Всё, что есть на свете этом,
Начинается с печи".
Печь и согреет, и накормит, и она — русский реактор. Но, опоённый дурманом, Емеля спит мёртвым сном. И тогда на сцену выезжает избушка Бабы Яги. Стальные курьи ножки медленно опускаются. Огромная заснеженная избушка из Русской Сказки со скрипом и уханьем тяжко разворачивается к лесу задом, а к сказке и детям передом.
Навстречу ей на своём гигантском, устрашающем троне выезжает царь-Кощей. Но прибыл он не злодействовать. Ведь Русской Сказке грозит гибель. Заокеанское зло, опоив дурманом Емелю, утопив в "радужной слизи" мир, готовится изничтожить сказку.
Баба Яга сетует: "Кащеюшка, беда в нашем царстве случилась. Мёртвым сном спит Емеля. Опоили его, околдовали, заворожили. Печь уж под ним вся обвалилась и погасла. Ежели сейчас молодца не разбудим, печь не разожжём, то сердце Земли заледенеет, Луна станет, как кровь. И царство мёртвых затмит свет небесный".
Яга и Кощей — злые персонажи сказок, но когда враги грозят Святой Руси, то даже Кощей и Яга вместе со всеми сказочными героями дают бой супостату, прогоняют его с русской земли, потому что это их земля, это их сказка.
Русская печь — это душа мира, это печь планеты, которая обогревает своим сердечным теплом, спасает мир от зловещий тьмы, от бед и напастей. И когда бесы рвутся к алтарю, в момент опасности она превращается в яростный, грозный танк.
Емеля просыпается, встаёт с печи, надевает на кафтан бронежилет, меняет треух на танкистский шлем, уезжает на печи в Русский лес, и вот уже из-за новогодней ёлки врывается на сцену не печь, а танк, на борту которого начертано имя — "Алёша". Где ещё детвора может увидеть настоящий танк Т-70? И мы с изумлением видим, как танк выполняет трюки и дрифт — словно перед нами привычный, обыкновенный мотоцикл.
В это время на лазерном экране — чудо преображения: Емеля превращается в танкиста, а Русская печь — в танк. Перед нами — традиция и сверхмодернизм: русская печь, вместе со спящим молодцем уносится в русскую даль, и там, в этой дали, земля приближается к небу, происходит чудо преображения — русский парень вновь, как во все века, в минуту опасности становится воином, защитником земли русской.
Голос, звучащий откуда-то с высоты, словно силы небесные с нами говорят, сопровождает всё сказочное действо: "Вот так происходит чудо. Царство поражения и разрушения, в котором 33 зимы и 33 лета, уходит в небытие. Русский танк вступает в схватку с кромешной тьмой и мировой преисподней. Пусть солнце мёртвых не затмит небесного света. Пусть светоносный танк остановит ползущую к нам тьму. Русская печь вновь возвращается в Русскую Сказку. И тогда в народе, в Емеле, загораются такая удаль, такая мощь, такая страсть! Он мчит на поле боя и обгорелый, со знаменем Победы в оледенелом небе пробивает полынью, из которой в Россию снова хлынет свет небесного царства. Давайте поаплодируем танкисту за самопожертвование, за умение, за удаль!"
Дети чествуют героя! На протяжении всего действа зрители — соучастники. Здесь — по-настоящему народный театр, где главное действующее лицо — народ, зритель — народ, когда сцена и зал — единое целое. Все переживают и нашествие злых сил, и все сопричастны к радости одоления.
Дети видят готовность героев взять на себя тьму, превратив её в свет, закрыть преисподнюю, откуда исходит зло. И они теперь знают, как надо поступить, если столкнутся со злом, они — те самые Емели. В этом и заключается патриотическое воспитание.
А вот сверкающая сфера — земной шар. Внутри него мотоциклисты начинают гонки по вертикали, они носятся под песню Владимира Высоцкого:
"От границы мы Землю вертели назад —
Было дело сначала.
Но обратно её закрутил наш комбат,
Оттолкнувшись ногой от Урала.
Наконец-то нам дали приказ наступать,
Отбирать наши пяди и крохи,
Но мы помним, как солнце отправилось вспять
И едва не зашло на востоке.
Мы не меряем Землю шагами,
Понапрасну цветы теребя,
Мы толкаем её сапогами —
От себя, от себя!"
Эти мотоциклисты — центр Земли, они — огненная магма.
Под музыку Чайковского вплывает неземной красоты Лебедица, народ изумлён:
"Ух ты! Вот это да! Волшебная пушкинская лебедь к нам на сказку пожаловала.
Ей когти коршуна лихого
И злые стрелы не страшны.
Стальными перьями укрыта
Царевна сказочной страны.
Царевна эта — лебедица,
Граду Киеву сестрица.
И для полного родства
Не чужая ей — Москва"
И при этом лебедица
Окропит живой водицей,
И про то она споёт,
Что мы все — один народ".
В короткой фразе слышны и история, и установка-наказ: мы — один народ, Киев — родной нам город.
На предыдущих представлениях "Ночных волков" все с замиранием наблюдали за канатоходцем-знаменосцем, без всякой страховки, без растянутой внизу страховочной сетки идущим с флагом по натянутому над ареной тросу. Но увидеть плывущего над просторами царства байкеров по натянутому тросу мотоциклиста с Андреевским флагом — настоящее чудо. Он вырывается откуда-то из небес, из пылающего огня. Его полёт эпичен:
"Бьёт копытом, гремит железный конь с неудержимым седоком, изрыгает огненную магму из своих железных ноздрей, швыряет в небо раскалённые камни. Чернит лазурь вулканическим пеплом. Из него, как из огненного вулкана истории, в громах и молниях, в ядовитых языках огня, в дивных ослепительных вспышках встаёт Ангел Херсонеса. Россия — это скорость света, это сияющий небесный мотоцикл, на котором мы, обняв Спасителя, летим к новым рубежам".
Непременный, один из самых ожидаемых и ненаглядных моментов — фристайл на мотоциклах. Летающий танк — оксюморон. Летающий мотоцикл — реальность новогоднего праздника "Ночных волков".
Как всякая русская сказка, представление заканчивается победой добра, и вот Снегурочка, отыскав, как и обещала детворе, Деда Мороза, привозит его на праздник. За рулём мотоцикла — Александр Хирург — автор сценария, режиссёр, постановщик представления.
Уникальность его как сценариста, уникальность самого праздника в том, что Хирург перекладывает на доступный, привлекательный, яркий язык театра идеи Изборского клуба, которые сформулированы глубокомысленными идеологами, философами, политологами и не всегда понятны даже взрослым. Хирург преображает сверхсложное в сверхинтересное. Он вместе со своими товарищами-мотоциклистами, соавторами, замечательным поэтом, автором стихов Леонидом Корниловым перековывает идеи в образы, и в итоге дети получают и идею, и образ.
Вот все вместе — герои представления и зрители — зажигают ёлочку. И праздник продолжается, зрители высыпают на сцену, и здесь уже — поистине единый народ, единая семья. Дети общаются с героями, друг с другом, следуют викторины, игры. Это — опыт социального общения детей, которые видят друг друга первый раз. Они ненавязчиво учатся взаимодействовать, находить общий язык. Ведь агрессия в школах, ставшая настоящей проблемой, проявляется учениками в том числе потому, что дети не умеют общаться, никто не учит их этому.
Многие персонажи праздника — чудовища. Это и Череп, и Кровосос, и Левиафан. Они нагоняют страх. Но мы живём в жестокие времена, и дети должны не в оранжереях взрастать, они должны быть готовы встретиться со злом. И они через сказку видят, что есть те, кто даёт отпор, как вот этот простой русский парень Емеля, который в час, когда на Родину идёт враг, встаёт с печи, надевает бронежилет и шлем. И они, дети, тоже должны давать отпор, им показали пример: делай, как я!
В кульминационный момент слышим гимн из рок-оперы "Хождение в огонь" Александра Агеева и Александра Проханова:
"Мы вышли в победный поход,
Слагаем победные песни.
Будь славен, великий народ,
Священной мечты благовестник".
И как напутствие звучит голос Хирурга:
"И равного нам нету никого,
И видим, как, вулканами согрета,
Энергия народа моего
Летит на неизвестные планеты".
Эта сказка, на которую приходят всей семьёй, — и прекрасный концерт со стихами, песнями, танцами, классической музыкой, а также современной музыкой Юлии Чичериной и Александра Агеева, и политинформация в доступной для детей форме, где говорится о войне, о необходимости защищать Родину, это и просветительский проект, где звучат имена героев, исторических персонажей и знаковых событий.