Авторский блог Марина Алексинская 12:30 Сегодня

Мосты над миром

к концерту в Рахманиновском зале Московской консерватории

Самый необычный концерт состоялся 1 ноября. В рамках телемоста «Москва-Париж» он связал туманные набережные Москвы-реки и реки Сены, воссоединил концертные залы Москвы и Парижа. И не только.

Картина происходящего следующая.

Москва, Рахманиновский зал консерватории. На сцене – рояль, за роялем – Дмитрий Маслеев. Пианист-виртуоз, победитель Международного конкурса имени Чайковского (2015 год), один из самых востребованных пианистов сегодня. Вступление в концерт, исполнение Музыкального момента op.16 №5 Сергея Рахманинова, вдруг показалось несколько настороженным. Как будто бы пианист к чему-то прислушивается, чего-то остерегается. Удостоверившись в непогрешимости инструмента, с дальнейшими сочинениями Рахманинова – Вариацией на тему Корелли, Прелюдией op.№10, «Осколками» (фрагменты), Полькой V.R., Этюдами-картинами op.39 №2,4,9 – предстал перед публикой уже во всем торжествующем блеске своего таланта.

Это первое отделение концерта.

Второе отделение – тот же самый рояль на сцене Рахманиновского зала, но уже развернутый к публике. Величественный и одинокий. Сам играющий. То есть, как – сам? Клавиши рояля, как по нотам, двигаются, резвятся сами. Рояль сам исполняет «Благородные сентиментальные вальсы» Равеля, Сонату для фортепиано №5 Прокофьева… Но, послушно каждому прикосновению к роялю Реми Женье. При этом сам Реми Женье – лауреат Международного конкурса имени Бетховена в Бонне (2011 год), чей первый диск Реми, посвященный Баху (2015 год), был удостоен титула «Лучший диск года», – за роялем-копией московского в Париже! в концертном зале Русской консерватории. «Картинка» происходящего в Париже выведена на экран.

Это в Москве.

В Париже – с точностью наоборот.

Первое отделение – самоиграющий рояль в концертном зале Русской консерватории. В точности, секунда в секунду, воспроизводит исполнение Дмитрием Маслеевым сочинений Сергея Рахманинова в Москве. Второе отделение – традиционно. С Реми Женье за роялем и оригинальным звучанием «Благородных сентиментальных вальсов» Равеля, Сонатой для фортепиано №5 Прокофьева. «Картинка» происходящего в Москве выведена на экран.

Так в первый ноябрьский вечер – дождливый в Москве и бархатный в Париже – два пианиста Дмитрий Маслеев и Реми Женье, два виртуоза, не знающие технических преград в профессии, впервые бросили вызов еще и времени, и расстоянью. И вышли – победителями. В час концерта, почти как в сказке Шарля Перро, рассыпали географические границы, в условность превратили временные рамки. Миром правила – только музыка.

Концерт так и назвали – «Концерт двух пианистов».

И все же, главный виновник торжества – рояль.

Рояль-дисклавир японской фирмы Yamaha – одного из ведущих производителей музыкальных инструментов в мире, лидера прорывных футурологических технологий. В данном случае рояль «поверяет алгеброй гармонию», и это – не метафора. Оснащен сложнейшим устройством – системой механизмов (управляют клавишами и педалями) и датчиками (записывают тончайшие нюансы игры, включая динамику и педализацию), – позволяющим автономному воспроизведению музыки, в какой бы точке земли рояль не находился от своего собрата. Но так, словно за инструментом сидит пианист.

Безусловно, чудо-рояль на сцене Рахманиновского зала в Москве и Русской консерватории в Париже – сюрприз для публики. Весьма эффектный. Демонстрирует изощренность человеческого ума, на какие только кунштюки он не способен сегодня. И как опыт, эксперимент – весьма оригинален. Для желающих онлайн проводить уроки, постигать нюансы мастерства игры на фортепиано – так просто находка, новое «окно возможностей». Сверхоригинальное и сверхсовременное учебное пособие.

Однако, и его уязвимость – очевидна.

Уже потому хотя бы, что тайна искусства – велика есть. И не в руках она технологий. Ни сверхсовременный рояль, ни «цифра», ни страсть к роботизации и даже – к искусственному интеллекту не заменят за роялем живого пианиста, не создадут ту неизъяснимую атмосферу концерта, ради которой, собственно говоря, публика и заполняет престижные концертные залы мира, затерянные в глубинке филармонические площадки.

Для меня же концерт стал лишним подтверждением факта: идея авангарда – капризная гостья. Посещает сверхзакрытые гостиные залы, избирает сверхконсервативную среду. В данном случае – Российское музыкальное общество (РМО) – инициатора и вдохновителя концерта.

В этом году РМО отмечает два юбилея. 165-летие со дня основания в Санкт-Петербурге под эгидой великой княгини Елены Павловны. 100-летие со дня открытия филиала РМО – Русской консерватории в Париже. Возглавил Консерваторию тогда князь Сергей Михайлович Волконский, бывший директор Императорских театров, кому мир музыки обязан, в том числе, шедевром «Спящая красавица» Чайковского. Среди почетных профессоров были Александр Глазунов, Александр Гречанинов, Николай Метнер... С 1953 года Русская консерватория в Париже носит имя выдающегося русского композитора Сергея Рахманинова.

Сегодня директор Русской консерватории в Париже и глава филиала РМО во Франции – Арно Фрилле. Специально приехал в Москву. Предваряя в Рахманиновском зале консерватории «Концерт двух пианистов» назвал концерт – «вечером памяти», «вечером мира, надежды, символизирующим связь между Парижем и Москвой, между Францией и Россией».

Мосты над миром.

1.0x