В России построена первая гигафабрика по производству литий-ионных накопителей энергии — предприятие, открывающее перед страной совершенно новые перспективы. Что за продукцию здесь будут выпускать и как планируют её утилизировать? Почему первый завод разместили в Калининградской области и где уже строят второй? Расскажем об этом, а также о новом герое недели после краткой сводки позитивных новостей.
Время новостей
Новая дизель-электрической подводная лодка «Великие Луки» проекта 677 вошла в состав Военно-морского флота.
На Череповецком судостроительном заводе спустили на воду буксир проекта ТСК.395М.
На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе началось строительство серии грунтоотвозных судов.
В Челябинской области запущен первый в стране полный цикл производства продукции из высокоплотного российского графита.
В Московской области открыт завод релейной защиты и крупное производство строительных конструкций.
В Ульяновской — линия электротехнических изделий и новая линия упаковочных материалов.
В Калужской области — производство плитной продукции.
В Краснодарском крае — производство медицинских изделий.
В Курганской области — производство гидроизоляции.
В Чуваши — комплекс по переработке отходов.
В Калининграде — производство пищевой продукции.
В Пензенской области — птицеводческий блок.
Гигафабрика
В понедельник в городе Неман Калининградской области «Росатом» дал старт опытно-промышленной эксплуатации первой в стране гигафабрики литий-ионных накопителей энергии. Её годовая мощность составит 4 ГВт·часа, поэтому объект и называют гигафабрикой. Важно, что это не сборочная площадка, а предприятие полного цикла — от первичной химии аккумуляторной ячейки до создания финальных модулей и комплектных батарей. Такой уровень суверенных технологий доступен сегодня не многим странам. Фабрика размещается на участке площадью свыше 23 гектаров. Протяжённость производственных линий составляет 2,5 км. Производительность — одна батарейная ячейка в секунду.
Проект стоимостью 75 млрд рублей стал настоящим вызовом для российской промышленности, ведь возводить фабрику начали в 2022 году, и западные страны приложили максимум усилий для того, чтобы остановить стройку. Но ещё более серьёзным стал вызов конкуренции — сегодня значительная часть рынка принадлежит китайским производителям, которые за счёт своего масштаба способны удерживать цены на низком уровне и вытеснять соперников. Но благодаря технологическим решениям «Росатому» удалось достичь себестоимости продукции, сопоставимой с восточноазиатскими игроками.
Общая мощность завода позволит обеспечить батареями до 50 тыс. электромобилей в год. И почти вся продукция уже законтрактована на несколько лет вперёд. Однако спектр её применения шире, чем кажется.
Продукция
Выпускаемые на фабрике ячейки универсальны, и из них можно формировать накопители энергии для разных целей. Главный потребитель — это, конечно, новый российский электромобиль «Атом», производство которого недавно запустили в Москве. Также на батареи российского производства перейдёт калининградский завод «Автотор» и другие предприятия отрасли. Но не только этой. Аккумуляторы будут использоваться в составе электробусов, троллейбусов, трамваев с автономным запасом хода, строительной и карьерной техники и даже локомотивов и набирающих популярность электросудов. Иронично, что, хотя санкции были направлены на срыв проекта, в то же время они расчистили российский рынок от многих иностранных конкурентов и открыли обширное поле для работы. Ведь нужны накопители не только для транспорта.
Ещё одно перспективное направление — это использование аккумуляторов в составе гибридных мобильных или стационарных электростанций. Особенно это актуально для возобновляемых источников энергии, главный минус которых — нестабильность работы. Более того, найти применение батареи могут даже в составе АЭС для накопления энергии в период пониженного потребления и выдачи в пики, а также для страховки на случай технических или аварийных остановок. Вот почему во всём мире рынок накопителей растёт ударными темпами, и вот почему России так важно было запустить собственное производство на своей земле. Потребление аккумуляторов в мире продолжит расти, по сути, уже полным ходом идёт новая электрификация экономики. И это, конечно же, заставляет уже сейчас развивать и утилизацию накопителей.
Хотя в России пока нет крупных предприятий по переработке литий-ионных батарей, такая работа ведётся, и первое должно появиться в Нижегородской области довольно скоро. Самое главное, что «Росатомом» создана собственная технология переработки, пригодная для промышленного внедрения. Химический состав аккумуляторов гигафабрики, а именно никель, кобальт и литий, делают переработку рентабельной, что позволит по-настоящему замкнуть производственный цикл — от добычи сырья и выпуска изделий до их переработки и повторного использования. Впрочем, на это потребуется некоторое время, поэтому пока внедряется технология продления срока жизни продукции гигафабрики. Идея в том, что после завершения эксплуатации в электромобиле батарея ещё вполне работоспособна и отправлять её на свалку или переработку преждевременно. Поэтому решено внедрять их в стационарные объекты — остановочные павильоны, фонари, светофоры, зарядные станции для спецтехники и другие объекты городской инфраструктуры, без их подключения к общей сети, а значит, без лишних проводов. Так вышедшие на пенсию батареи ещё послужат на пользу людям и уже только потом отправятся на переработку.
Теперь разберём популярный вопрос о том, почему для размещения гигафабрики выбрана именно Калининградская область.
Это начало
В этом году силы НАТО опять проводили учения с отработкой блокады Калининградской области и нанесением ударов по её ключевым объектам. В связи с этим приходится часто слышать вопрос: зачем Россия построила такую важную фабрику в довольно уязвимом регионе, окружённом недружественными странами? Ответ уже неоднократно озвучивался высшими должностными лицами России: любая попытка атаковать или изолировать Калининградскую область будет означать начало полномасштабной войны, в которой Россия будет готова применить все имеющиеся у неё средства защиты. Поэтому угроза со стороны НАТО не может быть доводом против строительства новых производств в любом из российских регионов.
Но Калининградская область была выбрана неслучайно. Во-первых, там находится тот самый завод «Автотор» — один из главных потребителей продукции гигафабрики.
Во-вторых, в Немане уже была удобная площадка для фабрики — рядом с местом, где в лучшие времена хотели построить Балтийскую АЭС. И, возможно, ещё построят, недавно руководство «Росатома» заявило, что корпорация рассчитывает в будущем вернуться к этому вопросу.
В-третьих, Калининградской области тоже нужны высокотехнологичные предприятия. Новая фабрика создаёт 1200 рабочих мест и ещё 300 — в смежных сферах. Фабрика будет обеспечивать налоговые поступления в местный бюджет, на базе местного Балтийского федерального университета развёрнута подготовка молодых специалистов, а также построено новое жилья для работников и ведётся строительство социальной инфраструктуры.
Но вместе с этим уже возводится и вторая аналогичная гигафабрика в Московской области. Её запустят в сентябре 2026 года, и её продукция тоже уже законтрактована почти на 70%.
Таким образом, можно констатировать: никакие усилия западных стран не смогли сорвать создание первой суверенной гигафабрики в России, и теперь отрабатываемая на ней модель производства будет масштабирована в других регионах. Это важно ещё и потому, что подобные заводы создают внутри страны стабильный и прогнозируемый спрос на металлы и химические элементы, а значит, с одной стороны, стимулируют разработку новых месторождений, а с другой — переработку добытого внутри страны, а не экспорт в сыром виде. Вот почему первая гигафабрика станет началом качественной трансформации всей российской промышленности, с чем мы и поздравляем жителей России и её доброжелателей!
Будем следить за развитием событий в следующих выпусках. Далее анонс и история героя.
«В Национальном исследовательском ядерном университете „МИФИ“ построили четырёхэтажный бассейн с дистиллированной водой, но не для плаванья, а для весьма интригующих научных задач. Там же строят один из мощнейших лазеров „ЭЛЬФ“, сферические токамаки и плазменные космические двигатели. О каждом проекте, его назначении и о российской науке в целом поговорили с новым гостем нашей студии. Познавательная беседа доступна для всех бесплатно по адресу sponsr.ru/super или ссылке в описании».
Далее — о герое.
Время Человека
В минувшие выходные на Волгоградскую область обрушился снежный буран, какого не было уже 70 лет. Видимость упала почти до нуля, и на трассе один автомобиль улетел в кювет, а два следующих за ним застряли, и их стало быстро заметать снегом. В машинах находились взрослые и дети, ждать помощи им было неоткуда, а с каждой минутой становилось всё холоднее…
И вот, когда казалось, что силы на исходе, через пургу и завалы к потерпевшим выехал трактор, а в нём житель соседнего села Ермек Туралиев. По своей инициативе в эту страшную ночь, рискуя собой, он вышел на расчистку дороги, зная, что наверняка кому-то потребуется его помощь. И не ошибся. Мужчина не без труда пробился к замерзающим людям и по очереди перевёз их в село, где разместил в своём доме, накормил и обогрел. Благодаря его стараниям были спасены 15 человек.
Ермек Туралиев известен местным жителям как простой, но отзывчивый и добрый человек. Его супруга работает учительницей начальных классов, старший сын исполняет свой долг в зоне СВО, а младший учится на следователя.
Благодарим за подвиг и желаем успехов!






