На Балтийском судостроительном заводе заложен шестой атомный ледокол «Ленинград» проекта 22220, на Камчатке на завершающий этап государственных испытаний вышел новейший военный ледокол «Евпатий Коловрат», а в апреле стартуют испытания нового патрульного ледокола «Иван Папанин», способного нести крылатые ракеты «Калибр». Тем временем американцы решили пощекотать нам нервы и провели разведку вдоль Севморпути своим ледоколом «Healy». Каково сегодня соотношение сил в Арктике, и к чему нам готовиться, а также о новых героях недели расскажем после краткой сводки позитивных новостей.
Время новостей
На Балтийском судостроительном заводе заложен атомный ледокол «Ленинград» проекта 22220.
На заводе «Вымпел» началось производство нового плавдока.
Очередная партия танков Т-72Б3М поступила в войска.
«Росатом» начал строительство четвёртого энергоблока атомной электростанции «Эд-Дабаа» в Египте.
На Коломенском заводе запущен второй испытательный стенд для двигателей.
В Калининградской области – производство стройматериалов и завод комплектующих для солнечных батарей.
В Московской области – производство насосных станций.
В Оренбургской – комплектующих для пищевого оборудования.
В Тюмени – производство гибких полимерных армированных труб для нефтегазовой отрасли.
Соотношение сил
На Балтийском судостроительном заводе заложен шестой атомный ледокол «Ленинград» проекта 22220. На сегодняшний день три ледокола данного проекта уже трудятся на трассах Северного морского пути, ещё два строятся. Про сам проект сказано, в том числе и на нашем канале, уже много, поэтому напомним лишь главное: атомные ледоколы проекта «Арктика» способны ломать лёд толщиной до трёх метров и могут работать как на глубокой воде, так и на мелководье в руслах рек. Всего в составе национальной группировки России сейчас 41 ледокол, в том числе 34 дизельных и семь атомных. По этому показателю мы впереди планеты всей, а атомных ледоколов больше нет ни у кого. Иногда можно услышать, что другим странам ледоколы просто не нужны, и только по этой причине мы вырвались так далеко вперёд, ведь у нас северная страна, и мы вынуждены пробивать себе путь сквозь льды. Но северных стран в мире достаточно – Швеция, Финляндия, Канада, Дания, Норвегия имеют свой ледокольный флот, даже Эстония содержит один ледокол, подаренный Финляндией – старичку «Тармо» уже 61 год, а он всё трудится в Финском заливе. К тому же вовсе не обязательно быть северным государством, чтобы иметь необходимость в собственных ледоколах, ведь Южный полюс планеты также покрыт ледяными полями. Поэтому свои ледоколы есть у ЮАР, Китая, Южной Кореи, Японии, Чили, Аргентины. И, конечно же, у Соединённых Штатов Америки, которые считают, что обязаны обеспечить себе свободу судоходства в любой точке мира. Так вот, у России больше ледоколов, чем у всех остальных стран вместе взятых. Но мы продолжаем строить всё новые. Давайте разбираться, зачем.
В 1964 году американцы решили взять СССР «на слабо» и без разрешений отправили три ледокола Береговой охраны и военный ледокол USS «Burton Island» AG-88 транзитом через наш Северный морской путь. Кончилась авантюра позором – в проливе Вилькицкого корабли Северного флота преградили путь американским ледоколам, и те были вынуждены убраться восвояси. Страны обменялись гневными нотами протеста, в 1967 году американцы решили повторить попытку, но в ту зиму выдались такие тяжёлые ледовые условия, что они в итоге отказались от своей затеи. С тех пор свой нос на наш Север без разрешения они не совали, но в 2023 году внезапно решили вновь прощупать нашу решимость…
Ледовая разведка
26 августа 2023 года один из двух рабочих тяжёлых ледоколов американской Береговой охраны USCGC «Healy» WAGB-20 вышел из порта Кадьяк и направился на север, чтобы совершить трансполярный переход вдоль всего российского побережья Северного Ледовитого океана. В отличие от своих предшественников, он не стал искушать судьбу и держался строго у границ, не входя в нашу экономическую зону.
Формально американцы с борта «Хили» занимались установкой и обновлением гидрологического оборудования – различных надводных и подводных датчиков, используемых для научных исследований. Скорее всего – вместе с этим обновляли аппаратуру, следящую за передвижениями наших подводных лодок. Экипаж вернулся в порт приписки, совершив кругосветное плавание, преодолев 25 000 миль за 159 дней. Никаких российских законов он не нарушал, но на всякий случай за ним всю дорогу приглядывали с нашего научно-исследовательского судна «Академик Немчинов» и, наверняка, отмечали, где именно американцы опускали свои датчики.
Своим походом «Хили» продемонстрировал союзникам способность и решимость действовать в северных широтах. Однако сами американцы признают, что пока не готовы противостоять там России. Как мы говорили, в строю у них сейчас два неатомных ледокола. Существует программа Polar Security Cutter по возведению трёх новейших тяжёлых дизель-электрических боевых ледоколов. По сравнению с нашими атомными гигантами, они в полтора раза меньше по габаритам и водоизмещению. Но построить даже такие машины американцы не в состоянии, даже несмотря на то, что к их услугам поставщики всех мировых компонентов и агрегатов. Головной ледокол должен был быть построен летом текущего 2024 года, но он не существует пока и на бумаге. Оказалось, что, даже взяв за основу немецкий проект Polarstern II, американцам сложно сделать на его основе свой собственный, и из-за ошибок в моделировании процесс затянулся. Ещё одна проблема возникла со специальными сплавами стали EQ47, необходимыми для обеспечения прочности корпуса, американские верфи не умеют с ними работать. Поэтому по самым оптимистичным прогнозам головной ледокол будет готов в середине 2028 года, но в это мало кто верит.
Согласитесь, что на этом фоне Россия, штампующая один атомный ледокол за другим, выглядит просто чемпионом. На самом деле так оно и есть, и нужно говорить об этом без стеснения.
Только вперёд!
В пятницу мы заложили шестой атомный ледокол проекта 22220, ожидается закладка и седьмого. На судоверфи «Звезда» продолжается строительство первого ледокола новейшего проекта 10510, который станет самым мощным в мире. По заявлению представителей «Атомфлота» работа идёт по графику, и спуск на воду головного ледокола состоится в 2025 году. Также известно, что «Росатом» решил строить ещё, по меньшей мере, четыре дизельных ледокола по новому проекту. Ну и конечно, отдельной темой является строительство ледоколов для военных.
Прямо в эти минуты на Камчатке проходит завершающий этап государственных испытаний новейшего ледокола «Евпатий Коловрат», построенного для Тихоокеанского флота. За время испытаний лётчики на палубных вертолётах Ка-27 различных модификаций выполняли задачи в акватории Авачинского залива в дрейфе и на ходу в различных погодных условиях, в том числе и ночью. Совершено более 100 взлётов и посадок, и совсем скоро ледокол поступит в распоряжение военных, чтобы обслуживать дальние гарнизоны, проводить караваны боевых кораблей и выполнять другие задачи.
В апреле на заводские испытания выйдет патрульный корабль ледового класса проекта 23550 «Иван Папанин», ещё три таких находятся в стадии строительства. Ни одна страна в мире угнаться за нами по темпам строительства таких кораблей сегодня не способна. Да что уж там говорить, даже все страны мира вместе взятые, не могут нас догнать. Но если только мы сбавим темп и перестанем заниматься развитием Севморпути, нет сомнений, что на него предъявят свои права наши недруги – разведывательный поход американского «Хили» прозрачно на то намекает. Будем держать вас в курсе событий. Далее о героях.
Время Человека
В Юрге пожилой мужчина переходил железнодорожные пути и не видел, что в этот момент к платформе приближался состав-снегоочиститель. Стоявший на перроне сотрудник полиции Иван Качаков крикнул пенсионеру, чтобы тот остановился, но мужчина не услышал и лишь ускорился. Тогда Иван бросился к нему навстречу и остановил, в этот же миг прибыл состав. Если бы не быстрая реакция Ивана, могла бы случиться трагедия.
Ещё один случай спасения произошёл в Калужской области. Там местный житель решил сократить путь домой прямиком через пруд, провалился под лёд и не мог выбраться из воды самостоятельно. Это заметил капитан полиции Виталий Лавров, который прогуливался неподалёку в свой выходной. Не мешкая, он бросился на помощь, схватил большую ветку, подполз к полынье и вытащил пострадавшего. Благодаря грамотным действиям капитана Лаврова человек был спасён.
Желаем всем героям недели крепкого здоровья и благодарим за подвиг!