Авторский блог Георгий Малинецкий 08:56 24 ноября 2020

Монстр образования

Главным в системе образования стал чиновник
2

Помнится, в школе меня поразил отрывок из гоголевского «Ревизора», в котором Хлестаков с упоением описывает свою деятельность и незаменимость: «И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе 35 тысяч одних курьеров».

«Куда их столько? И может быть, лучше без них обойтись?» – спрашивали мы у учителя литературы. Но он умело уходил от ответов, вновь и вновь переводя разговор на гиперболы и эпитеты. Однако вопросы, ответы на которые не были получены в школе, встают опять и опять. Как говорят немцы: «Ганс не знает того, что не выучил Гансик». Те же вопросы у меня встают и сейчас.

Грустной привычкой во многих ведомствах стало ожидание смены руководителя. 10 лет Министерством образования Москвы руководил И.И. Калина, вошедший в историю многими выдающимися реформами. Одна из них связана со слиянием 4-5 московских школ в одну и присоединением к ним нескольких детских садов. Зачем это надо, чиновники объяснить не смогли. Но когда им доказывали абсурдность этого решения, то некоторые из них проницательно смотрели в глаза и веско говорили: «Это решение политическое…». Конечно, это полумера, лучше бы к школам присоединить роддома, ясли, поликлиники и крематории. Тогда бы был полный цикл.

В былые советские времена директор знал всех своих учителей и многих учеников. И все его знали… Он действительно имел отношение к учебе, к педагогике. Не то сейчас. Если есть 5-7 тысяч учеников, под тысячу учителей, да еще 5-7 зданий в разных местах и ежедневные совещания у вышестоящих начальников, то тут уже не до учеников… И вообще вся эта работа - для супермена. На моих глазах один третьеклассник убеждал друзей: «Я самого директора школы видел!». Ему не верили – зачем толковать о невозможном.

Нелегка жизнь директора в этой реальности. На вопросы, чем же он занимается, директор одной из лучших школ города кратко ответил: «Постоянно отвечаю на жалобы, принимаю комиссии и ищу учителей. И всё это на «котором поводке». Подробнее директорам отвечать некогда – работать надо. Мне в этом году пришлось поучаствовать в поиске школьных учителей, способных решать сложные задачи, готовить ребят к олимпиадам по физике и математике. Приложенные усилия говорят о том, что в Москве это почти невозможно. Может быть, в других городах дела обстоят лучше.

Конечно, многие порадовались, что И.И. Калина решил заняться не департаментом образования, а другими делами, но, как сказал мне один мудрый учитель: «Люди уходят, а их дела остаются, – таков у них, чиновников, закон. Перемен к лучшему не ждите». Дети по-прежнему учатся в школах-монстрах.

Времена сейчас нелегкие. «Дистанционка» стала наказанием для детей, учителей и родителей. Да и медики бьют в набат – дети не должны проводить так много времени у компьютеров. Замысел тотальной дистанционки понятен. Знания тут не важны – надо, чтобы дети больше сидели дома и меньше выходили на улицу в пору пандемии…

Вся надежда на родителей и волонтеров, на то, что они смогут помочь занять детей, научить чему-нибудь полезному. Тем более, что дети не чужие, а их собственные.

Можно, например, в школе открыть бесплатный факультатив по математике для малышей со всеми программами, разрешениями и комиссиями у тех, кто готов учить… От школы-то требуется всего-навсего предоставить классы, - «Бесплатно нельзя, там свет и тепло». (Я заметил, что у нас, хотят отказать, всегда валят на тепло и свет). Мои знакомые договорились о плате за занятие в 100 рублей «на свет», которые пойдут в фонд школы. И после многих недель работы контрактного отдела (дела у чиновников ответственные, особенно когда дела никакого нет) было заявлено, что нужно брать по 450 рублей за занятие, поскольку таков закон, принятый управляющим советом школы. Естественно, хочется, чтобы отвечал закон, а не ты сам.

Конечно, волонтёр отказался – зачем же брать деньги с родителей, для которых это может быть не маленькой суммой, если ты взялся поработать бесплатно?!

Конечно, в школе есть управляющий совет, который возглавляет прославленный спортсмен. Государство ему в своё время очень и очень помогало, причём бесплатно. Но, по мысли администрации школы, совет этим заниматься не будет. Занятые люди, а тут эти… дети. И фенечка от директора: «Спасибо за несостоявшееся сотрудничество. Мой совет, дружеский, научитесь слышать кого-то, кроме себя». Красиво.

Ещё более меня удивило, что эта странная ситуация имеет место во многих школах. Один папа хотел бесплатно научить детей играть в баскетбол, другой в теннис… Куда бы пошли забранные у родителей деньги? Завсегдатаи объяснили мне, что 80% должны отойти школьным чиновникам, 20% волонтерам или другой расклад: 60% - 40%.

В одной из окрестных школ-монстров новоявленные чиновники заняли целый детский сад. Много их, очень много. В прославленном инженерном вузе они заняли многие свободные аудитории огромного нового корпуса и… часть туалетов. Сейчас найти свободную аудиторию для внеочередного занятия – большая проблема. Всё это подтверждает закон Паркинсона – число чиновников не зависит от объёма порученного дела.

Замечу, что в Китае, Южной Корее, Сингапуре – в странах, совершающих технологический прорыв, ситуация иная. В Южной Корее например, на время экзамена переносят полёты самолетов, чтобы они не мешали школьникам. Но все перечисленные страны занимают первые места в международном тесте PISA, оценивающим способности среднего 15-летнего школьника применять полученные знания. Президент РФ тоже говорит о прорывах, но у нас картина иная. Российские ребята находятся в начале четвертого десятка теста PISA. Чиновники-с…

Разумеется, среди чиновников есть талантливые и творческие люди. Например, до недавнего времени Российскую академию наук курировал вице-премьер Т.А. Голикова, занимающаяся также социальными пособиями. Учёные невесело шутили, называя себя инвалидами умственного труда, а теперь всё иначе – науку перевели под начало Д.Н.Чернышенко, который курирует программу «Цифровая экономика», Высшую школу экономики, спорт и многое другое. И ведь во спортом все логично – в здоровом теле – здоровый дух. Без здорового духа учёным никуда.

Подготовка вузов к аттестации и аккредитации требует сочинения и печатания многих сотен тысяч страниц текстов. На первый взгляд, их и перечитать, и осмыслить невозможно. Но наши чиновники справляются.

В далёком 1903 году Ленин писал: «Ни в одной стране нет такого множества чиновников, как в России. И чиновники стоят над народом, как тёмный лес…». И когда большевики взяли власть, он самым активным образом боролся с бюрократизмом. Ленин признавал, что аппарат делает тысячи ошибок, но они быстро исправляются, чтобы двигаться вперед, а не тонуть в бумажном болоте. Одним словом, нужна обратная связь, чтобы видеть, как деятельность столоначальников влияет на результат.

Может быть, и нам стоит попробовать? Тогда, глядишь, можно будет обойтись без 35 тысяч курьеров, заняв этих людей более полезным или интересным делом. Может быть, тогда волонтеры смогут преподавать своим детям то, что хотят и могут, бесплатно. Может быть, тогда дела у наших ребят пойдут лучше, а слово «прорыв» наполнится конкретным содержанием. Давайте попробуем!

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
24 ноября 2020 в 10:42

Предложение.

На базе всех школ и ВУЗов России к 2018 году создать "Образовательные, спортивные и культурные центры"!

Господа, мы все привыкли к тому, что в школах и в ВУЗах нашей страны осуществляется только и только образовательная деятельность. При этом все школы и ВУЗы проектировались и строились из расчёта именно того, что в них осуществлялась только образовательная деятельность. А вопросы массового спорта, культуры и вообще досуга школьников, студентов и взрослых жителей России (в советские времена) перекладывалось: на дворцы пионеров, дома культуры, спортивные школы, театры и т.п.
Но пришли другие времена...

Это требует иначе мыслить и организовывать общество.
Именно поэтому я предлагаю, в рамках существующих учебных заведений, расширить их функциональные обязанности перед обществом.

То есть, преобразовать (МОДЕРНИЗИРОВАТЬ) сегодняшние школы и ВУЗы в "Образовательные, спортивные и культурные центры" окружающего их социума.

Я глубоко убеждён в том, что все новые "школы" нужно проектировать и строить, исходя из предлагаемого принципа. Больше того, можно и нужно "перепроектировать" по такому принципу уже существующие школы. Как правило, территория около школ это позволяет реализовать. Сегодня большая территория вокруг школ, очень часто, превратилась, в лучшем случае, просто в пустырь. И если эта реконструкция школ будет поручена умным и талантливым архитекторам, то сегодняшние школы могут вообще превратиться не просто в центры, а во дворцы.

Что ещё важно в этом смысле? Эти учреждения НИКОГДА не будут пустовать, безотносительно демографической ситуации со школьниками конкретной местности (района и т.д.). Ведь эти центры будут вести не только образовательную, но и спортивную, и культурную деятельность для жителей прилегающей к ним территории.

Спортивные секции, всевозможные кружки и прочие культурные занятия могут и должны проводиться не только для детей, но и для всех жителей окружающей территории, и не только за счёт бюджета, но и на платной основе.
То есть, сегодняшние школы превратятся в центры творческого общения людей всех возрастов, и всех слоёв общества. Переоценить это будет просто невозможно.
Многие сегодняшние пенсионеры могли бы возглавить кружки, спортивные и оздоровительные секции для детей и взрослых за умеренную плату.
Наконец, это стало бы даже экономически более эффективным для всех слоёв общества. Больше того, этот механизм позволил бы включить огромные массы наших граждан в массовый спорт, в кружковую и даже научно-познавательную деятельность.
Сегодня простым гражданам нет реальной возможности свой досуг продуктивно и творчески проводить в "шаговой доступности". Предлагаемый механизм это позволит сделать реально быстро и эффективно!
Совершенно невозможно переоценить для граждан России возможный социально-культурный эффект от предлагаемых мер. Ведь сегодня почти незнакомые люди дома, двора, микрорайона получат место творческого и продуктивного общения и занятий. Чужие и малознакомые люди (дети и взрослые), в своём окружении, по месту жительства, обретут новый смысл жизни и новые жизненные опоры.
С уважением.
Перепёлкин Николай Васильевич.
1 сентября 2014 года
++++++++++++++++

Вот как давно я предлагал всё это МИНИСТЕРСТВАМ: образования, культуры и спорта, и даже Президенту.......

Зачем чиновникам этих министерств (на всех уровнях, от городов и федерации)???

В России был, есть и будет ещё долгие времена - ДУРДОМ...........

5 декабря 2020 в 11:50

Поговорка "в здоровом теле – здоровый дух" изначально звучала гораздо правильнее: "Надо молиться, чтобы в здоровом теле был и здоровым дух". Думаю, что нездоровый дух меркантильности не даёт здоровья и образованию

1.0x