Сообщество «Экономика» 08:49 26 сентября 2024

Монеты и нумизматика: "Ёжик в тумане" и госполитика в области истории и пропаганды

выпусков памятных монет стало слишком много, и интерес к нумизматике драматически упал

Поводом обратиться к вынесенной в заглавие статьи теме стал очередной выпуск памятных монет Банка России, превратившийся из ставшего заурядным и незаметным явления в легкий скандал в СМИ. Итак, Банк России выпустил монету «Ёжик в тумане» из серии «Российская (советская) мультипликация» номиналом 3 рубля, весом 34 г серебра и тиражом 7 тыс. штук. Также с «Ёжиком в тумане» выпущены монеты массового чекана номиналом 25 рублей отдельно из стали и медно-никелевого сплава тиражом 850 тыс. и 150 тыс. шт.

Выпуск подобных монет давно превратился в неинтересную широкой публике рутину без внимания СМИ, но в этот раз удостоился первополосных сообщений. Поводом стали претензии автора мультфильма Юрия Норштейна в отношении соблюдения авторских прав на мультфильм и образ, принадлежащие «Союзмультфильму».

К слову, сам мультфильм вызывает много вопросов. С одной стороны, длинный перечень различных премий и восторженные воздыхания творческой интеллигенции, а с другой стороны – сам ёжик, какой-то ищущий себя в личностном кризисе, да и медвежонок –раскормленный, с отдышкой никчемыш. На мой взгляд, этому мультику далеко до шедевров вроде «Ну, погоди!» и многих других советских мультфильмов. К примеру, не понятны причины обхода вниманием дизайнеров Банка России советских мультипликационных шедевров 1950-х годов, таких как «Двенадцать месяцев», «Снежная королева» и др.

Оставим подробности дискуссии по авторским правам, поскольку не это предмет данной статьи. Возможно, особенности характера, нужда или проблемы со здоровьем заставили Юрия Норштейна пойти по пути скандала, а не благодарности, хотя увековечивание на монете в нашей стране всегда было признанием заслуг и пропуском в историю. Рассмотрим произошедшее сквозь призму нумизматики в контексте государственной политики в области идеологии, истории и искусства.

Для начала отметим категорическую важность монет для истории. Многие исторические факты далекого прошлого достаточно достоверно устанавливаются историками именно через монеты, поскольку монеты были массовыми и дошли до нас в хорошей сохранности в изрядном количестве. Каждый мало-мальски значимый правитель и государство старались чеканить свои монеты, начиная от крупных империй и видных императоров и заканчивая удельными князьями и баронами. На монетах массового чекана отображались территориальные символы в виде гербов и их фрагментов, а также названия денежных единиц с национальным, а иногда и двуязычным написанием.

Например, Российская империя чеканила для Польши монеты с двойным номиналом в рублях и злотых с российским гербом, для русской Финляндии – с российским гербом и скандинавским номиналом, а также монеты для русской Грузии. Так демонстрировалось для современников и потомков как подданство национальных окраин, так и уважение центральной власти к местным традициям.

По тиражам, виду монет и стабильности монетного ряда историки теперь судят об экономических успехах и политической устойчивости прежних государств и эпох. Более того, многие видные правители Нового времени и XX века старались как можно дольше придерживаться монетного ряда своих предшественников.

Монеты средневековой Московии обычно маленькие и овальные (их еще называют чешуйками), что отражает не только допотопные технологии чекана той эпохи, но и экономические трудности становления русской государственности.

Знаменитый Медный бунт в Москве в 1662 году был вызван избыточной чеканкой монет из меди для финансирования Русско-польской войны за утерянные в Смутное время земли и воссоединенную в 1653 году Украину. Этот бунт негативно повлиял на ход войны, в которой первоначально наша страна имела значимые успехи.

Петр I, создав Российскую империю, стал чеканить крупные, круглые, ровные монеты из серебра. Он оставил потомкам устойчивую финансовую систему, с введенной при нем подушной податью и без государственного долга, что впоследствии предопределило стабильность монетного ряда вплоть до 1812 года.

Советское правительство после лихолетья Гражданской войны уже в 1921 году вернулось к дореволюционным размерам серебряных и медных монет. На рубле 1924 года царского размера и металла изображены новые идеологические символы эпохи – рабочий и колхозник со светлым будущим в виде восходящего солнца. Золотой червонец «Сеятель» с изображением крестьянина также полностью заимствовал царские размеры, вес и содержание металла. Есть также гипотеза, что советское правительство использовало царские штемпели для золотых монет, необходимых для расплаты за импорт оборудования.

Разменная монета в копейках так вообще минимально изменилась на аверсе с номиналами и обрамляющими их колосками, но с новым советским гербом на реверсе. Случайно ли, но герб Советского Союза частично унаследовал идеологию объединения национальных окраин Российской империи, только с ленточками вокруг колосков по числу национальных республик, в продолжение традиции маленьких щитов – местных гербов на крыльях царского орла.

В середине 1920-х годов меняются вес и сплав 1, 2, 3 и 5 копеечных монет, но остаются прежними размеры и вес монет в 10, 15 и 20 копеек, хотя и с заменой в 1931 году серебра на медно-никелевый сплав. Сквозь денежные реформы 1947-го и 1961 годов наш монетный ряд проходит без изменений, лишь с заменой монет среднего номинала на другие года выпуска с минимальным изменением дизайна, а мелкая монета даже продолжает хождение с подорожанием в 10 раз на фоне деноминации.

Считается, что монетная и финансовая система СССР были стабильны между 1961 и 1991 годами. Если же взять размеры 10, 15 и 20 копеечных монет, то их диаметры и вес 1991 года почти соответствовали их предшественникам еще из 1798 года. Так, советские 10 копеек имели диаметр 17 мм и вес 1,6 г, а при императоре Павле I – те же 17 мм и 2 г.

Советские юбилейные рубли не случайно почти повторяли размеры николаевских рублей (31 и 33 мм в диаметре), хотя и с другим металлом и весом. Выпуск каждого советского юбилейного рубля превращался в событие для всей страны, а тиражи достигали нескольких миллионов штук. Так, 1 рубль 1983 года, посвященный 20-летию полета Валентины Терешковой в космос или 1 рубль 1984 года к 185-летию со дня рождения Пушкина имели тираж почти по 2 млн.

В преддверии Олимпиады-80 возобновляется выпуск золотых «Сеятелей» с повторением штемпелей 1920-х годов, размера и веса еще николаевских червонцев, и с добавлением лишь нового года чекана. К слову, современные 50 рублей «Георгий Победоносец» по своему диаметру и весу очень близки к николаевским 10 рублям (7,89 и 8,63 г общего веса, 7,78 и 7,74 г веса чистого золота, 22,6 и 22,5 мм диаметром). Такие совпадения подпитывают конспирологические суждения о продолжении тайного господства золота как основы мировой денежной системы.

После достаточно длинного для такой заметки исторического экскурса вернемся в современность и к «Ежику в тумане». Да простят меня руководители и сотрудники Банка России и Санкт-Петербургского монетного двора, но трудно удержаться от критики их работы, особенно по сравнению с советскими временами. Нумизматика так вообще теперь в глубоком упадке и интересна только немногим возрастным людям, хотя в советские времена была одним из самых массовых увлечений.

В СССР юбилейные рубли, выпускаемые многомиллионными тиражами, массово оседали в частных коллекциях. Выпуск каждого юбилейного рубля был событием для миллионов коллекционеров и членов их семей, отражал важное историческое событие или достижения конкретного человека. Государство использовало юбилейные рубли как важнейший инструмент политики в области идеологии и истории. К тому же выпуск юбилейных рублей был очень выгодным для государства делом, поскольку цена металла в монете была намного меньше номинала, и рубли уходили из денежного обращения в частные коллекции.

Тираж серебряного «Ежика» всего 7 тыс. штук, тогда как советские олимпийские серебряные 5 рублей выходили тиражами за 200 тыс. штук. Не только «Ёжик» столь малочисленный, но и все другие современные памятные монеты Банка России, с тиражами даже меньшими, в основном по 3-5 тыс. штук, примерно в 50 раз меньше олимпийских советских. Удивительно, но даже такие важные с исторических позиций монеты, как «Орден Красной Звезды» или «1000-летие основания Суздаля», выпускаются тиражами по 3 тыс. штук.

Стальные 25 рублей с «Ёжиком» выпускаются для повседневного обращения тиражом 850 тыс. штук, вполне близко к тиражам советских юбилейных рублей 1980-х годов, однако очень небольшая часть этих «Ёжиков» осядет в коллекциях. Сама монета по своему типичному размеру выглядит далеко не так солидно, как советские или николаевские рубли, да и «Ёжик» не тянет на события масштаба советских юбилейных рублей.

Несоразмерность и неважность современной линии памятных монет является лишь одной из причин упадка нумизматики. Самих выпусков памятных монет стало очень много, а многие выпуски, как «Ежик», совсем не тянут на исторически и идеологически важные события. Например, в 2024 году выпускается 38 монет из серебра и золота, включая 100-летие нескольких российских регионов, дикушку и перевязку из серии «Красная книга», годовщины основания Уфы и Кирова, «Корчик Фаберже». Также выпускаются 10 монет регулярного чекана по 10 и 25 рублей тиражами по 1 млн штук, в основном с городами.

Банк России запускал в обсуждение через СМИ дизайн обновляемых бумажных денег, даже было некоторое подобие голосования на предмет разных объектов для изображения на банкнотах.

Обновленные 5 тысяч рублей вполне хороши с уникальным символом Салехарда (великая русская река Обь в пересечении с Полярным кругом) и монументом «Сказ об Урале» из Челябинска (с отсылкой к важности уральской промышленности). Обновленные 1 тысяча рублей с башнями Нижегородского и Казанского кремля и зданием уфимского музея археологии и этнографии отражают важнейшие аспекты нашей истории и единения народов.

Банкнота 100 рублей с Ржевским мемориалом или бухтой Севастополя очень впечатляют, выверены с исторической и идеологической точек зрения. Даже 100 рублей к Чемпионату мира по футболу с провидчески нарисованным голкипером, вытащившим сложный мяч из угла ворот, вполне хороши.

Хотя при обсуждении дизайна обновленной банкноты в 1000 рублей не обошлось без скандала на предмет уместности выбора архитектурных памятников. На казанском здании православной церкви, ныне превращенной в музей, отсутствовал православный крест, и вообще это здание было не главным архитектурным символом православия и сосуществования двух религий в Казани. Важным символом Казани является башня «Сююмбике», но с очень противоречивой историей. С башни вроде бы бросилась последняя правительница Казанского ханства, при том, что многие историки указывают на строительство башни в середине XVII века, а сама Сююн выехала в Москву за год до взятия Казани и прожила в Москве и Касимове еще несколько лет.

Руководители СССР уделяли пристальное внимание дизайну и монет, и бумажных денег, утверждали их лично, чем подчеркивали значимость вопроса. О процессе выбора свидетельствуют многочисленные эскизы и пробные чеканы, о которых можно узнать из исторических сборников «Гознака» и Московского, и Ленинградского монетных дворов, а также на сайтах этих организаций и их музеев.

Историки много интересного могут рассказать о сталинских «портянках» и хрущевских «фантиках», точнее, о выборе размеров бумажных денег. Сталинские бумажные деньги образца 1947 года, как ни странно, повторяли по своему размеру и композиции большие николаевские 100 и 500 рублевые банкноты, только вместо Петра I и Екатерины II был Ленин, а вместо царских символов – советские. Хрущев, утверждают историки, лично утвердил намного меньшие по размеру бумажные деньги образца 1961 года, которые были более удобны в обращении и долговечны, но совсем не столь солидны, как сталинско-николаевские.

Таким образом, выпуск монет с «Ёжиком в тумане» – это совсем не вопрос значимости самого мультика или авторских прав на персонажа. Такая монета, как и многие другие памятные и регулярные монеты, просто не должны выпускаться ввиду несерьёзности запечатлеваемого ими. Следует в принципе значительно сократить выпуск второстепенных памятных монет, вернуть к ним уважение и престиж коллекционирования.

Тематику выпуска памятных рублей и их дизайн следует утверждать путем более широкого обсуждения среди руководителей государства и специалистов в области идеологии, истории и культуры. Значимое слово здесь должны иметь помощник президента Владимир Мединский, курирующий вопросы истории и культуры, и Первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко, отвечающий за идеологию и регионы.

Целесообразно вернуться к обсуждению возможной деноминации, возврату номинала и размера монет и банкнот к образцам советской и царской эпох, как важнейшего идеологического моста между современностью и нашей историей XX и даже XIX веков. Советские руководители нисколько не боялись ни периодических деноминаций, ни преемственности монетного ряда с прежней эпохой.

Автор - доктор экономических наук, профессор кафедры общественных финансов Финансового университета

1.0x