Феномен СССР — это то, что нам необходимо разгадать, объяснить самим себе в первую очередь, чтобы спасти свою историю от разграбления и мародёрства различными «доброжелателями». Как говорится: «Если не мы, то кто?».
Хотел бы коснуться аскетичной жизни нашего народа на всём протяжении советской эпохи.
Для начала заглянем в нашу «любимую» Википедию. Да-да, это один из немногих случаев, когда можно заглянуть в этот ресурс. Итак, читаем: «Аскеза, аскетизм — преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающее в себя самоистязание. Цель аскезы — достичь определённых духовных целей». Далее: «В более широком смысле аскетизм — образ жизни, характеризуемый самоограничением, прежде всего на удовольствия и роскошь; крайняя скромность и воздержание».
Перенося это определение на советскую эпоху, в результате имеем, что во исполнение трудного обета, а именно «построения социализма в отдельно взятой стране», советский народ пошёл по пути преднамеренного самоограничения и самоотвержения, вплоть до самоистязания. Последнее слово подчеркну. Именно самоистязания. И пусть умолкнут все, кричащие о репрессиях и сравнивающие Гитлера со Сталиным, нацизм с коммунизмом. Народ (советский, русский), который пошёл по пути самоистязания (именно добровольно выбрал этот путь в 1917-1922 годах, кто бы что ни говорил!), и народ (нацистский, немецкий) который пошёл по пути истязания других народов - это два абсолютно разных подхода, два противоположных пути!
В истории России аскеза наиболее проявлялась в монастырях. Монахи добровольно принимали постриг, отказываясь от всего мирского, бренного, пустого и служили одному господину — Богу. Монастырь — это была крепость небесная на жестокой падшей земле. Монастырь стоял среди соблазнов мира сего и не впускал их за свои стены.
Если провести некую параллель (не прямую конечно, но косвенную),то получится, что Советский Союз — суть монастырь, стоявший среди капиталистического мира, в котором властвуют деньги и низменные потребности людей.
Советские люди добровольно приняли аскезу, то есть самоограничение, самоотречение ради будущей великой цели. Но с последующими поколениями добровольность этого шага заменилась на обязательность, на некую ложную само собой разумеющуюся преемственность. Советская власть и всё советское общество не учли, что каждое новое поколение, каждый гражданин СССР должны были добровольно выбирать этот путь аскезы, осмысленно. Ведь, если следовать выбранной аналогии, то в монахи не посвящают абы кого, толпами, как говорится «добровольно принудительно». Это выбор каждого конкретного человека.
Отсюда напрашивается вывод, что советская система не могла существовать в поколениях. Такая система в принципе может существовать только приливами новых людей в общество мобилизующихся на великие свершения аскетов и, одновременно, исключением из этого общества падких на мирские соблазны людей. Ведь гипотетический ребёнок даже самого великого подвижника может стать самым отъявленным негодяем. Что мы и видели в позднесоветские годы, когда дети ветеранов войны и строителей гигантских объектов индустрии становились фарцовщиками, менялами, мечтающими о западной жвачке и джинсах.
В 70-80-е в «монастырь» под названием Советский Союз проникли бациллы разврата, желания красивой жизни, быстрых денег… Слабые «подвижники», а именно молодые граждане СССР, не удержались перед соблазнами и пали жертвой западного образа жизни.
Как известно, в монастырях нет детей, нет слабых неокрепших духом людей. Ибо через таких людей проникнет ржавчина и плесень в любой монастырь, если они бы там жили. Это очевидно. Думаю это положение справедливо и для СССР. Никогда советская система не могла бы соревноваться с западной капиталистической в потреблении (только недалёкий Хрущёв мог предложить подобный дискурс советскому обществу), ибо русский социализм предлагал свободу от власти денег, развитие всех интеллектуальных и культурных способностей людей. А это исключает в принципе такие вещи, как журналы «Playboy», 100 марок сигарет и пива, индустрия развлечений, азартные игры и т. д. Но всё это всегда будет привлекать людей, ибо человек грешен и падок на соблазны. Такова природа человека после грехопадения.
И СССР утопичен в принципе, как государство, существующее в поколениях. Он мог возникнуть в истории одномоментно, на короткий период, как некий всплеск души русского народа, подъём его глубинных желаний, как ответ на существующие вызовы времени, некое предчувствие перемен в мире, когда необходимо будет мобилизоваться и совершить великие деяния. И действительно, в одно поколение была совершена революция, Гражданская война, индустриализация, Победа в ВОВ, покорение атома и космоса. Двадцатилетний парень вершил революцию, бился в Гражданской войне, в 35 лет он уже строил машиностроительные заводы и гидроэлектростанции, в 45 лет командовал батальоном, полком, фронтом в Великую Отечественную, в 50 лет создавал советский атомный проект, в 65 лет конструировал межконтинентальные ракеты, в 85 лет на последнем дыхании создавал орбитальные космические станции. Дальше поля притяжения Земли и Луны фактически советский человек не вырвался. Состарился, выдохся, не успел… Его дети ещё шли в его фарватере, но внуки уже диссидентствовали, а правнуки фарцевали, а потом и те и другие распродавали то, что построили прадед и дед.
СССР — это был потрясающий феномен в мировой истории, просуществовавший 70 лет (фактически срок осознанной жизни одного человека), в котором народ, добровольно вступивший на путь самоотвержения и самопожертвования, вынес на себе тяжести индустриализации, великой войны и покорения атома и космоса. Но сам проект мог быть только в одном поколении, мобилизационном и аскетичном. Последующее разложение и развращение поколений — процесс закономерный. К сожалению, такова природа людей. Аскеза — не для всех. Высшие цели, самопожертвование — для избранных. Это добровольно взятое на себя бремя. И если родитель его взял на себя, то нет гарантии, что его ребёнок возьмёт на себя и сдюжит то же самое.
Как бы это ни было печально, но СССР есть короткий, уникальный и неповторимый момент в истории человечества. Но думаю, что возможен подобный мобилизационный проект и в будущем — условный СССР 2.0, но скорее с другим именем. Он возникнет на русской почве в годину очередной смуты и предчувствия новых вызовов времени, в которых будет необходима сплочённость и покорение новых ныне недосягаемых вершин.