24 февраля состоялись 10-ые выборы в Парламент Молдовы, которые в самой Молдове ничего, по сути дела, не изменили, но зато отлично засветили некоторые важные геополитические сдвиги, которые уже как 5 лет происходят на восточноевропейском пространстве республик бывшего СССР.
Сейчас 101 мандат в Парламенте Молдовы стал поделен примерно поровну между 3-мя политическими силами. Так, Партия Социалистов по итогам выборов получила 35 мандатов, Демократическая Партия – 30, а блок ACUM – 26. Также в Парламент прошли семь депутатов от партии «Шор» и трое «независимых» кандидатов, двух из которых, прошедших от округов Приднестровья, уже сейчас можно смело записывать в актив Демократической Партии Владимира Плахотнюка.
В итоге, Парламент Молдовы опять не получит консолидированного по всем вопросам большинства, но при этом, фактически, Парламент Молдовы как и до этого контролируется проамериканскими силами в лице Владимира Плахотнюка и Майи Санду. Демократическая Партия и блок ACUM – это одни и те же «американские яйца», но только лежащие в разных корзинах. «Пророссийский» Президент Молдовы Игорь Додон и его Партия Социалистов, хоть и выиграли выборы, набрав 31% голосов, но, фактически, эти выборы проиграли, не сумев получить в Молдавском Парламенте большинство мест и тем самым суметь изменить расклад сил и в исполнительной системе власти Молдовы.
Лично для Игоря Додона такого рода результат на фоне беспрецедентной поддержки России, выглядит катастрофой, так как социалисты набрали на выборах, как минимум, на 10% голосов меньше самого минимума, что им прогнозировали. Например, политический аналитик из Тирасполя Константин Грибков перед выборами уже прогнозировал, что: «Социалисты может быть по партийным спискам, приблизятся к 50% и то вряд ли... А это только 25 кресел в парламенте...».
Такой результат у Социалистической Партии, во многом, связан с провальными решениями относительно экспорта молдавских товаров в Россию через Украину и рядом иных моментов, к которым в Молдове отнеслись, как к прямому политическому шантажу со стороны России. До начала препятствования проезду молдавских фур через российско-украинскую границу, а также до угроз высылки из России молдавских гастарбайтеров, рейтинг у социалистов был стабильно в районе 45-50%, но вот после такого рода «гениальных» политических ходов, пусть эти искусственно созданные проблемы и "чудесно разрешились" перед самыми выборами, он скатился до самого минимума.
Теперь Игорь Додон публично отрекается от России, заявив на днях на VII Глобальном форуме в Баку, что он не является пророссийским Президентом Молдовы и все такого рода утверждения не верны. «Сегодня я сделал заявление о том, что единственно верный путь для Молдовы — это промолдавский путь. Мы имеем ассоциативное соглашение с Евросоюзом, развиваем отношения со странами СНГ и ЕАЭС и считаем, что такая политика отвечает интересам Молдовы» - отметил Игорь Додон. Также Игорь Додон готов идти на альянс с блоком ACUM «ради того, чтобы сменить действующее правительство», а, скорее всего, чтобы просто попытаться «поделить» с Майей Санду пост Премьер-министра и Президента Молдовы без ущерба для себя. ACUM, понятное дело, на такой альянс с Додоном не пойдет.
Но такого рода заявления на фоне глобальных ошибок как отвечающих за Молдову чиновников из Москвы, так лично Игоря Додона, его политическую карьеру уже спасут вряд ли, и борьба за место Президента Молдовы в 2020-ом году будет идти больше между Владимиром Плахотнюком и Майей Санду, а сама Молдова, да еще и вместе с Приднестровьем, окончательно заняли проамериканский вектор политики на Европейском континенте.
Помимо низких результатов социалистов на выборах в Молдове, интересную позицию заняло также руководство Приднестровья, которое до этого момента считалось пророссийским регионом. Как известно, с 2016-ого года все ветви власти Приднестровья стали замыкаться на местное олигархическое образование – холдинг “Sheriff” и Президента этого холдинга – Виктора Гушана. На выборах в Парламент Молдовы на Приднестровье отводилось 2 одномандатных округа и нынешняя приднестровская власть организовала просто массовых исход избирателей из Приднестровья на молдавские участки для голосования. В итоге, в 2-х этих округах победили люди, близкие к главе Демократической Партии Владимиру Плахотнюку – Виорел Мельник и Александр Олейник. При этом Александр Олейник уже сделал соответствующее заявление после выборов. Так, Александр Олейник дал понять в интервью для Радио «Свободная Европа», что готов поддержать Демократическую партию и европейский вектор. Избранный депутат говорит, что новая законодательная команда должна найти широкий или узкий консенсус, но в любом случае европейский вектор и развитие страны за счет реализации Соглашения об ассоциации должны быть основным вариантом. «Нам нужно создать коалицию, чтобы сохранить проевропейский курс» - отметил избранный от Приднестровья депутат.
Что касается Виорела Мельника, то он хоть и является кумом нынешнего Президента Игоря Додона, но с последним у Мельника отношения сейчас хуже некуда. Зато у него существуют прекрасные отношения с Иланом Шором, а также Владимиром Плахотнюком. С Иланом Шором отношения у Виорела Мельника настолько прекрасные, что его имя в некоторых материалах фигурирует в очень сомнительных историях вместе с именем самого Шора, а также находящегося в данный момент в тюрьме за банковские махинации Владимира Филата.
Лично я так вообще считаю, что за такого рода деятелей, как Мельник и Олейник в Молдове, кроме Приднестровских округов, куда народ просто сгонял на голосование холдинг “Sheriff”, негде бы никто не проголосовал вообще.
В целом, после 24-ого февраля 2019-ого года у России на территории Молдовы и Приднестровья не осталось ни одного пророссийского политика, если не брать во внимание незаконного посаженного в тюрьму депутата Верховного Совета Приднестровья Олега Хоржана. То есть мы увидели, как работает на практике, описанный еще в ноябре 2017-ого года на страницах издания «Коммерсант» «теневой формат ведения переговоров и решения спорных вопросов» между Виктором Гушаном и Владимиром Плахотнюком (А вместе с ним еще и учитываем интересы Петра Порошенко, с которым Плахотнюк находится в одной проамериканской геополитической связке). Понятное дело, в рамках данного «теневого формата» России место не отводится. При этом действия, например, некоторых структур того же МИД России, «почему-то» больше аффилированы с интересами холдинга “Sheriff”, а не с интересами Российской Федерации. Отсюда, наверное, и такие провалы по всей Восточной Европе, когда уже бывшие, априори, пророссийскими Молдова с Приднестровьем начали открыто играть на стороне Вашингтона.
При этом ничего удивительного в такого рода поведении руководства холдинга “Sheriff” на самом деле нет. Экспорт холдинга завязан на Европейский Союз (Через Молдову), а импорт – на Украину. Для стабильной работы экспорта и импорта в нынешних геополитических реалиях холдингу “Sheriff” необходимо договариваться с людьми, реально принимающими решения как в Кишиневе, так и в Киеве. А сейчас и там, и там находятся контролируемые из Вашингтона личности – Владимир Плахотнюк и Петр Порошенко. Поэтому геополитический выбор Виктора Гушана был немного предсказуем.
В свою очередь Россия на территории Приднестровья вообще никак не развивала альтернативные представителям холдинга “Sheriff” политические силы и не предпринимала никаких действий, когда руководство Приднестровья начало открытые политические репрессии на территории Республики, уничтожив остатки той оппозиции, что еще была, на корню. Теперь у Кремля нет никаких реальных политических рычагов влияния на власть в Тирасполе, что и привело к такого рода драме в феврале на выборах в Парламент Молдовы и, если не предпринять немедленных адекватных мер, то окончательно вывело Молдову из сектора российского влияния.
Только вот еще одна проблема состоит в том, что вслед за Восточной Европой, большой провал российской внешней политики грозит еще и в Германии. Речь тут идет о такой партии, как «Альтернатива для Германии». В своем материале «Приднестровье, как антиутопия», я уже отметил роль холдинга “Sheriff” в пиаре данной партии на выборах в Немецкий Федеральный Парламент в сентябре 2017-ого года. Напомню, что тогда через подконтрольного холдингу “Sheriff” провайдера Kartina.TV началась реклама ультраправой немецкой партии «Альтернатива для Германии». К слову, сам провайдер Kartina.TV, по информации издания «Ведомости», часто транслирует российские каналы без информирования их об этом. При этом у «Альтернативы для Германии», а, особенно ее лидера Бернда Луке, отношение к нынешней российской власти и лично Владимиру Путину, мягко скажем, неоднозначное. Так как именно Бернд Луке вошёл в число профессоров, которые отказались присуждать Владимиру Путину степень почётного доктора за успешное проведение экономических реформ в России. А в 2013-ом году партия «Альтернатива для Германии» раскритиковала план спасения капиталов на Кипре, охарактеризовав банковские вклады там «грязными деньгами российских олигархов». Также сопредседатель «Альтернативы для Германии» Александр Гауланд заявил, что немцы могут гордится подвигами немецких солдат в Первой и Второй мировых войнах.
На протяжении последних десятилетий наиболее лояльными к России силами в Европе были Социал-демократическая партия Германии, а также немецкая «Левая партия» и те силы, которые ее сформировали в 2007-ом году. Националистическая партия «Альтернатива для Германии» несет в себе угрозу как раз для социалистов и Христианско-демократического союза, с которым немецкие социалисты образовали коалицию. А ведь во многом, благодаря именно отличному отношению к России этих немецких партий, удалось начать реализацию таких проектов, как «Серный Поток» и «Северный Поток-2», которые так сильно сейчас хотят сорвать американцы. При этом на прошлых выборах в Бундестаг «Альтернативу для Германии» пиарят на незаконно транслируемых своим провайдером российских каналах приднестровские олигархи, а некоторые российские политические силы открыто оказывают данной партии поддержку, что моментально освещается во всех европейских СМИ и, явно, не идет на пользу двухсторонним отношениям Москвы и Берлина. Так кто союзник для России в Германии? Это доказавшие на практике свое желание сотрудничать с Россией немецкие социалисты или немецкие ультраправые популисты, Председатель парламентской фракции которых Александр Гауланд не против иногда перефразировать даже такого классика немецких ультраправых взглядов, как Адольф Гитлер?!