Павелецкий вокзал… Именно отсюда идут поезда в мой любимый Борисоглебск, где я родилась и выросла. И вот уже девять лет, с тех пор, как муж попал служить в Подмосковье, я несколько раз в год сажусь в вагон ставшего в какой-то мере родным поезда на Балашов, чтобы через 13 часов сойти на небольшой железнодорожной станции, где на перроне меня всегда встречает моя любимая мамочка. Снег ли на улице или невыносимая жара, промозглый осенний ветер или проливной дождь, я всегда, подъезжая к платформе, сквозь мутное вагонное стекло (почему-то оно всегда такое) вижу на фоне кирпичного вокзального здания ее родной силуэт. Она тоже замечает меня. Ее взволнованное лицо озаряет счастливая улыбка, от глаз лучиками разбегаются морщинки. Мама взмахивает рукой, затем прижимает ее к губам, как будто пытается сдержать крик, на глаза набегают слезы… Но этой встречи ждать еще несколько часов, пока же я захожу в свое купе...
Дорожные знакомства... Честно говоря, я их не очень люблю. Ну, не нравится мне открывать душу первому встречному, а общение с соседями в поездах дальнего следования, на мой взгляд, именно это и подразумевает. В купе две женщины и мужчина, с ними мне придется коротать время до утра. Здороваюсь. Естественно завязывается обычный в таком случае разговор: куда и откуда едешь, откуда родом? Когда подходит моя очередь, отвечаю, что еду в Борисоглебск.
"Ну, и как там обстоят дела с разработкой никеля?" — интересуется одна из соседок.
"А еще там недавно во время реконструкции рухнул мост, — подхватывает другая. — Что-то не везет вашему городку".
Почему-то большинство людей с огромным интересом реагируют на негативную информацию? Почему бы им не вспомнить, что в этом городе в 30-х годах прошлого века в летном центре переучивался легендарный Валерий Чкалов, в честь которого впоследствии было названо летное училище? Или что там одно время работал Максим Горький или проживал Герой Советского Союза Виктор Талалихин, летчик, одним из первых применивший ночной таран в годы войны. Или что оттуда родом великолепный, неподражаемый Николай Рыбников… Грустно… Именно в этот момент у меня и родилась идея написать о моем любимом городе, чтобы люди узнали его таким, каким его знаю и люблю я, а вместе со мной — и тысячи его жителей.
"Борисоглебск? — переспрашивает мужчина с верхней полки. — Знаю, знаю, очень душевный городок…" Надо же, как он точно подобрал эпитет! Всего одно слово, а как много сказано о городе.
Борисоглебск… Изумительный по своей красоте и духовности исконно русский город раскинулся вблизи слияния рек Хопра и Вороны. Опоясанный лесами, он вот уже более трех сотен лет стоит на южной границе Воронежской области, как могучий средневековый богатырь на своем посту. Правда, сейчас перед ним не озвучивается задача охранять подступы к соседним крупным городам от южных захватчиков, как это было три века назад.
В то время, в конце XVII-го века, почти весь Тамбовский край был уже укреплен от набегов своих неизменных степных врагов калмыков, татар и ногайцев острогами, засеками и городами, лишь территория, где сегодня расположен Борисоглебский район, представляла собой вольную степь да поле. Русские люди жили здесь небольшими общинами. У них даже не было своих храмов. Местные жители, впоследствии ставшие борисоглебцами, пожаловались как-то царю: "Церквей Божьих и попов у нас нет, и помирают наши братья без покаяния и без причастия святых таинств, а родильницы лежат без молитв долгое время. Царь-государь, смилуйся — пожалуй!"
И вот в 1698 году по царскому указу строится Борисоглебск, а спустя несколько лет появляется и первая церковь, как и многие в те годы — деревянная, в честь святых Бориса и Глеба. Отсюда пошло и название города. Согласно историческим данным население стало быстро увеличиваться. Например, пензенское село Колояр переселилось сюда в полном составе. Это и неудивительно — под защитой крепостных стен и царских служивых людей жилось намного спокойнее. И стал город постепенно расти и развиваться.
Кстати, большинство жителей Борисоглебска уверены, что самые красивые девушки живут именно в их городе. И в подтверждение своих слов приводят легенду о том, как Петр Первый во время строительства своего флота собирал сюда красавиц из разных мест. Так ли было на самом деле или нет, сейчас уже не узнаешь. Но то, что сегодня на улицах города, действительно, много красавиц и просто симпатичных представительниц прекрасного пола, это точно.
Если уж речь зашла о Петре Первом, то следует сказать несколько слов о знаменитом Теллермановском лесе с его могучими дубами, который подступает вплотную к Борисоглебску. Он и правда приглянулся царю Петру, когда тот задумал поднимать российский флот. Кстати, в современном гербе и флаге Борисоглебска присутствуют дубовые листья и желуди. Когда-то в этом лесу в изобилии водились и кабаны, и олени, и лоси. Хотя, говорят, что и сейчас они никуда не исчезли. Если встать вместе с восходом солнца, то на влажном песке (который после ночного тумана как бы выравнивается) на берегу реки можно увидеть множество следов. И тот, кто умеет их читать, скажет, кто тут проходил: семейство ли кабанов или олени. Нужно просто углубиться в эту красоту, прислушаться к ней, присмотреться. Дикие звери понимают опасность больших трасс, поэтому туда не выходят. Человек своей урбанизацией загнал их далеко вглубь. Еще на строительстве трассы Москва—Волгоград, можно было часто видеть, как они выходили к дороге. Правда, тогда она еще не шумела, как сегодня. Кстати, до сих пор на обочинах там можно встретить дорожные знаки "осторожно, дикие звери". Знаки-то есть, а самих зверей не видно.
Борисоглебск прекрасен своей самобытной провинциальностью. Утопающий летом в зелени садов и скверов, он встречает своих гостей неспешной размеренностью маленького российского городка, до сих пор сохранившего свою патриархальную купеческую сущность. Одно— и двухэтажные деревянные и каменные домики, построенные в конце XIX-го — начале XX-го веков, прекрасно вписываются в его современный облик со своими украшенными ажурной деревянной резьбой наличниками, ставнями и дверьми. Город бережно хранит свое историческое архитектурное богатство.
Помните, как поется в знаменитой песне? "Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную…" У меня тоже есть свои любимые улочки в родном городе, по которым я с огромным удовольствием гуляю в каждый свой приезд. Правда, Вишневой и Грушевой у нас нет. А имеющиеся названия, честно говоря, не отличаются оригинальностью, такие можно встретить едва ли не в каждом российской городе: Матросовская, Чкалова, Свободы, Первомайская, Гагарина, Терешковой, Карла Маркса, 40 лет Октября… По названиям улиц можно проследить историю нашей страны. Хотя старожилы до сих пор помнят те, старые имена, и по привычке называют улицы не Павловского, а Кирсановская, не Пешкова, а Ярмарочная, не Победы, а Дровяная, не Советская, а Дворянская. А еще Выгонная, Крестьянская, Мещанская, Солдатская, Казанская… Мне же, честно говоря, не очень важно, как они называются, поскольку никакого политического смысла я там не выискиваю. Я просто с удовольствием прогуливаюсь по улицам, по которым когда-то ходила в школу и на кружки в Дом пионеров, бегала на дискотеки и на свидания.
Облик сегодняшнего Борисоглебска разительно отличается от того городка, из которого я уехала 18 лет назад. За эти годы из промышленного — а в то время на его территории насчитывалось более десятка предприятий — он стал торговым. Несколько рынков, огромное количество магазинов, оптовых баз, торговых центров, супермаркетов… Создается впечатление, что все население что-то продает друг другу и что-то покупает друг у друга. А как же производство? На месте городского молочного завода, выпускавшего в свое время десятки наименований продукции, в том числе и вкуснейший пломбир, лучше которого я в своей жизни не пробовала, сверкает стеклянными витринами очередной торговый центр, предлагающий новые коллекции и сулящий невероятные скидки. Завод "Металлист", производящий когда-то весь ассортимент эмалированной посуды, медленно и как-то тихо умер. А мертвые, как известно, сопротивляться не могут. Поэтому нет ничего удивительного, что через некоторое время на бывшей его территории распахнул двери очередной магазин. Обувная фабрика практически без боя уступила свои площади очередному, наверное, десятому по счету, городскому торговому центру. Был в городе и свой "почтовый ящик", работавший на оборонку. Сейчас в его цехах разливают лимонад и минеральную воду.
Естественно, такая печальная участь постигла далеко не все борисоглебские предприятия. Некоторые смогли сохранить производство, другие еле держатся на плаву. Но общая картина все же нерадостная. Рабочих мест в городе мало, особенно для молодежи. А Борисоглебск, если смотреть по количеству учащихся и студентов на душу населения, с полным правом можно назвать молодежным или студенческим городом. И самый важный и пока не решаемый вопрос — это вопрос распределения молодых специалистов: рабочих мест катастрофически не хватает. Молодёжь да и люди более старшего возраста едут на заработки в Москву. В этом отношении Борисоглебск мало чем отличается от других небольших российских городов.
На эту животрепещущую тему я разговорилась с директором дорожного техникума Надеждой Павловной Глотовой. По ее словам (полностью поддерживаю, да и покажите мне человека, который не согласится), кадровая политика на производственных предприятиях хромает, на местах, начиная с рабочих специальностей, среднетехническим персоналом и инженерным составом в основном работают неспециалисты, люди с непрофильным образованием. Может быть, они и хорошо работают, но не по специальности. Хотя это проблема не только Борисоглебска, но и страны в целом.
Когда дорожный техникум (независимо от профиля учебного заведения) передали в ведение субъекта федерации, получилась интересная вещь. Они готовят специалистов не только для района и области, а для всей центральной России, но связи с соседними субъектами не имеют. А дороги-то они строят не в отдельно взятой области, и тем более районе, а по всей стране. Дороги — это артерии государства, а вот взгляд-то на эту проблему получается не государственный. Транспорт — важнейшая отрасль развития страны. Вспомните Америку тридцатых годов прошлого века… Ее лихорадило от великой депрессии, а между тем вся сеть автодорог США была заложена именно в это время. Нельзя не понимать, что дороги — это главное, то, с чего все начинается. Подъездные пути, мосты, транспортные развязки, аэродромы — то, с чего начинается жизнь любой страны. Ведь почему Борисоглебск в свое время начал быстро развиваться? У него было очень удачное расположение — через Ворону, Хопер, Дон он был связан с Азовским морем.
Надежда Павловна — из семьи потомственных сельских учителей. Женственная, красивая и эффектная, она поступила на специальность "строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов". Инженерная специальность — это не всегда просто для женщины, а уж совмещать инженера и руководителя дано не каждой представительнице прекрасного пола. Но у Глотовой получается. "Наверное, такой склад характера", — говорит она сама про себя.
Она пишет стихи, готовит к изданию уже четвертую книгу. О чем они? В основном о любви. Глубокие, проникновенные, потрясающе понятные и в тоже время невероятно сложные. Говорит, что писать любила всегда. В школе сочинения получались на целую тетрадку, причем обходилась без черновиков. Но никогда не думала о том, чтобы публиковать свои стихи, подсказали друзья-дорожники. Свои книги она подписывает — Лика Лукина. Псевдоним не придумывала, родился сам. Лукина — фамилия любимой бабушки, Ликой же она хотела назвать свою внучку, то есть Надежду Павловну, вот и получилось — Лика Лукина. Светлое, солнечное, душевное имя. Почему она не хотела писать под своей фамилией? Все просто: не знала, как студенты воспримут то, что она пишет стихи. Но восприняли хорошо.
Помните фразу из старого советского фильма: "Настоящая жизнь в городе начинается только тогда, когда в него входят военные"? Можно сказать, что в Борисоглебске настоящая жизнь началась еще при Екатерине II, когда она своим указом расквартировала здесь драгунский полк. На тогдашней окраине города было выстроено всё необходимое: казармы, конюшни, полковая церковь. Большинство зданий сохранились до сих пор — строили тогда на века, что называется, на совесть, не то, что теперь. С тех пор прошло много времени, но эти здания всегда использовались только для "военных целей": здесь была кавалерийская школа, летный центр, военное училище, снова летный центр. А вот в бывшей полковой церкви разместился Дом офицеров. Кстати, весной этого года Борисоглебское летное училище отмечает свой 90-летний юбилей. Надо признать, что судьбу этого учебного заведения не назовешь легкой — несколько раз его закрывали, потом снова восстанавливали.
Я помню времена, когда на его огромной территории кипела жизнь. Сейчас же, несмотря на то, что в его стенах располагается факультет Краснодарского летного училища, территория за высоким забором кажется практически необитаемой. Заколоченные ангары, облупившаяся краска на зданиях, потрескавшийся асфальт, выцветшие плакаты…
В 1998 году, когда Борисоглебску исполнилось 300 лет, руководство города задумалось, как отметить такую солидную дату. Хотелось сделать что-то действительно полезное для его жителей, а не просто поставить очередную галочку в итоговом отчете. И вот тогда-то и родилась идея попытаться восстановить храм Святых Бориса и Глеба, покровителей города, в честь которых он и получил свое имя. В первый момент этот проект показался не просто нереальным, а фантастическим — на месте храма были одни руины. Когда люди смотрели на них, то говорили в один голос: это нельзя восстановить, легче снести, сравнять с землей и заново отстроить. Но Валерий Александрович Лебедев, бывший на тот день мэром Борисоглебска, решил попробовать. Одного только мусора и земли (эти залежи доходили до середины окон) было вывезено более тысячи КАМАЗов! Можно назвать настоящей Божьей милостью для города, что на его пути встретился такой человек, как В.А.Лебедев. Сейчас Валерий Александрович является ректором Борисоглебского филиала Воронежского архитектурно-строительного университета. Наверное, ему уготовано судьбой восстанавливать то, что разрушено до основания. Здание, где расположен его филиал, он поднял, буквально, из руин за несколько лет.
Невысокий, немолодой, но удивительно энергичный, крепко сложенный седовласый мужчина. Он излучает уверенность и спокойствие. А еще к нему очень подходит определение "мудрый". Это понимаешь буквально после нескольких минут общения с ним. Когда же я попала к нему в кабинет, то увидела, что он там находится не один. Его окружают… совы. Они повсюду: на столе, на стенах, в шкафах, на полках и даже на балконной ковке — он собирает фигурки этой в какой-то мере загадочной птицы. Начало этой коллекции было положено еще в 1979 году, когда знакомый чех подарил ему первую сову. Теперь их несколько десятков.
Мы долго проговорили с Валерием Александровичем, он показал мне свое "хозяйство", рассказал о планах на будущее. И в разговоре я узнала, что весь коллектив возглавляемого им учебного заведения (по собственному желанию, этот вопрос ставился на голосование) вот уже несколько лет перечисляет один процент от заработной платы на восстановление храма Святых Бориса и Глеба.
Отец Игорь, пока еще был не священником, а простым рабочим и трудился на восстановлении этого храма, нашел здесь серебряный крест. А спустя некоторое время его рукоположили, и он стал настоятелем этого самого храма. И вот уже много лет продолжает его восстанавливать.
Мы беседуем с ним в храме. Холодное еще зимнее солнце прорывается сквозь стрельчатые окна и, смешиваясь с узором каменных плит, замирает у нас под ногами. Говорим тихо, но наши голоса, стремительно улетая ввысь, отталкиваются от сводов и возвращаются, наполняя собой все пространство. Акустика в храме великолепная. Может быть, это отчасти объясняется тем, что каким-то чудом сохранились родные, еще те, первые, купола. Мы говорим с отцом Игорем о том, что возрождение города, как духовное, так и во всех иных смыслах должно наступить именно с возрождения храма Бориса и Глеба.
Когда в 2001 году устанавливали крест на главный купол, было объявлено штормовое предупреждение. Небо было затянуто тучами, к тому же не хватало высоты строительного крана. Но среди рабочих нашелся доброволец, который, взяв крест в руки, поднялся наверх и пошел с ним по стреле крана без всякой страховки. Очевидцы рассказывают, что как только крест был установлен, тучи разорвались, и на купол пролился яркий солнечный свет. А когда работы завершились, небо снова стало мрачным.
После начала восстановления храма прошло почти одиннадцать лет прежде, чем 6 августа 2009 года была совершена первая Божественная литургия, впервые за 90 лет. Сейчас еще рано говорить о полном завершении работ, для этого необходимы и немалые денежные средства, которых, к сожалению, не хватает, и рабочие руки, которых тоже на сегодня не так много.
Многие люди оказывали посильную помощь в деле восстановления храма. В их числе — и нынешний вице-премьер Дмитрий Рогозин. В конце 90-х годов он был депутатом Госдумы от Аннинского избирательного округа, куда входит и Борисоглебск, и очень часто бывал в городе. Для него было важно своими глазами увидеть, чем живут борисоглебцы, какие нужды испытывают. Местные жители до сих пор вспоминают Рогозина с благодарностью — он много сделал для города.
РЯдом с храмом Бориса и Глеба расположился Дом ремесел — удивительное, даже уникальное место, где дети и взрослые могут не только приобщиться к искусству, но и постичь секреты различных ремесел, например, резьбы по дереву или чеканки. Братья Долгиревы: Вячеслав, Виктор, Игорь и Александр, — работают здесь уже несколько лет. Под их руководством у ребят получаются настоящие шедевры: декоративные панно, предметы быта, резные деревянные наличники. В храме также есть изделия местных мастеров — отец Игорь с удовольствием продемонстрировал мне их. А еще я познакомилась с удивительным художником-самоучкой Валерием (он попросил называть его просто по имени, без фамилии), который расписывает храм и пишет иконы.
Далеко не каждый провинциальный городок может похвастаться наличием собственной картинной галереи и драматического театра. А Борисоглебск может. В далеком 1909 году на деньги купца и мецената Мягкова было начато строительство Народного дома, где сейчас и располагается театр. Это здание признано сегодня объектом историко-культурного наследия регионального значения и считается одним из лучших в городе.
Людмила Веденяпина пришла работать в театр хореографом 15 лет назад, в тот год, когда начали восстанавливать церковь Бориса и Глеба. У нее тоже, можно сказать, началась новая жизнь. В город приехал режиссер Адгур Кове. Для постановки спектаклей ему нужен был хореограф. И тут на одном из городских фестивалей он увидел Людмилины работы, а поскольку ее танцы были театрализованными, он сразу понял: вот то, что ему нужно. Танцевальный коллектив, которым на тот момент руководила Веденяпина, защищал тогда звание народного. Режиссер посмотрел ее танцы, взял видеокассеты с другими работами и… через несколько дней пригласил на беседу. От предложения принять участие в спектакле вместе со своим коллективом Людмила и не думала отказываться. Так началась совместная работа. Спектакль Л.Медведева "Реквием" шел несколько сезонов, горожане с удовольствие ходили на него.
Сама Людмила Сергеевна танцует с 15 лет и не мыслит своей жизни без танцев и без театра. Кстати, ее дочка Алиса, настоящий ребенок закулисья, которая с годика стала сопровождать маму на репетиции, в этом году поступила в театральный ВУЗ. Она тоже "больна" театром. Это у них, по-видимому, семейное…
Вот и пришло время уезжать. Я не люблю прощания на вокзалах, не люблю чувство щемящей грусти, которое захватывает тебя в свои цепкие объятия, когда ты понимаешь, что пришла пора расставаться, и неизвестно, когда ты сможешь сюда вырваться в следующий раз. Хотя местные старожилы помнят Борисоглебский железнодорожный вокзал 40-х годов прошлого века совершенно другим — таким, каким мы, жители XXI века даже не можем его вообразить. Представьте себе, что по выходным дням прибывающие поезда встречали под вальс "На сопках Манчжурии" в исполнении духового оркестра. Вход на перрон был платным, и дамы в шляпках и нарядных платьях, не спеша, прогуливались вдоль платформы. А вечером в здании вокзала начинал работать единственный в городе ресторан. Белые колонны, потолочная лепнина, сводчатые окна с тюлевыми занавесками, пальмы в кадках, метлахская плитка на полу, сервированные хрусталем и фарфором столики с накрахмаленными скатертями… Как все это не похоже на тот вокзал, в стенах которого я сейчас жду своего поезда на Москву. Но я все равно очень люблю этот вокзал, очень люблю этот маленький провинциальный городок, очень люблю его жителей…