Авторский блог Александр Проханов 00:00 14 мая 2015

Мистический сталинизм

Все павшие на этой войне погибли не просто за Родину, не просто за родные пороги, за великие русские пространства, не просто за русскую историю, а пали за высшие райские смыслы. Пали за те смыслы, которые у человечества стремились отнять, заменить их смыслами ада. Святость этих героев и мучеников соотносима не только с их красной эрой, не только с красным мессианством, а соотносима с христианской, божественной святостью.

Мальчиком я видел Иосифа Сталина. Это было на Красной площади во время майской демонстрации. Я шёл в густой колонне демонстрантов и ничего не видел, кроме шаров, плакатов и букетов. Но вдруг на мгновение колонна распахнулась, и я увидел вдалеке, на розовом мавзолее, Сталина в мундире генералиссимуса. Он был виден нечётко, в какой-то перламутровой дымке. Колонна сомкнулась, и этот туманный перламутровый Сталин отразился в моём сознании. Я пронёс этот образ через всю мою жизнь.

Ещё я помню праздничный салют на Красной площади, когда у Кремля грохотали пушки, в небе распускались огромные цветные букеты, и среди них, высоко поднятый на аэростатах, в перекрестии голубых прожекторов сиял портрет Сталина, как чудотворная икона. Я помню эти детские впечатления, когда сегодня размышляю о Сталине.

Сталин — это бутон, который, расцветая, с годами обнаруживает бесчисленное количество лепестков. И в каждом лепестке свой образ и цвет сталинизма. Сталин открывается нам в партийном строительстве, в политических коллизиях, в острейших идеологических схватках. Сталин раскрывает себя как великий модернизатор, когда за пятилетку строились тысячи авиационных, танковых, кораблестроительных заводов. Сталин — идеолог, создававший новые идеологемы и постулаты постленинского советского периода. Есть Сталин языковед, полагавший, что мировым языком будущего станет русский язык. Есть Сталин природовед, который распорядился после войны сажать сады по всей изнурённой разрушенной советской земле.

Сталин — непревзойдённый геополитик, в Ялте перед глазами Черчилля и Рузвельта рисовавший палочкой на песке будущее устройство мира. Сталин — единственный из русских правителей, кому удалось собрать все славянские народы под единым куполом. Но есть особое учение о Сталине, которое может быть названо "мистический сталинизм". Учение о Сталине как о таинственной, загадочной, соединяющей землю и небо категории, которая укладывается в религиозное представление народа о высших ценностях и высших смыслах бытия.

Сталина многократно пытались вычеркнуть из русской истории. Это делали всей мощью государства — при Хрущёве после ХХ съезда. Вся перестройка была лютой десталинизацией, когда зубилом выкалывали из народной памяти имя Иосифа Сталина. Все 90-е, ельцинские годы, Сталина выжигали огнемётом, надеясь на пепелище сталинизма возвести победную башню либерализма.

И хотя на устранение Сталина из русской истории бросались несметные силы — это устранение не имело успеха. Сталинская звезда продолжала сверкать. Это значит, что народ постигает Сталина не только разумом, но и сердцем. Иосиф Сталин — плод религиозного сознания русских. Соединение земной личности Сталина с её небесным проявлением делает эту личность непоругаемой. Икона Сталина, которая на протяжении десятилетий рубилась топором, жглась огнём, осквернялась, закапывалась в землю, эта икона продолжает и сегодня сиять во всей своей восхитительной, божественной красоте.

Что же составляет основу "мистического сталинизма"? В русских волшебных сказках с глубокой древности проходит сюжет: страшный дракон Змей Горыныч напал на землю, проглотил солнце, похитил восхитительную царевну, подчинил своей власти всё сущее на земле. С этим драконом идёт сразиться или отважный витязь Иван-царевич, или народный простофиля, Иван-дурак. Этот простак выходит на бой с чудищем. Сражается с ним. Отсекает ему голову. Побивает его. Добирается до иглы, на конце которой хранится смерть Кощеева. Ломает эту иглу и освобождает из плена царевну. А если царевна спит мёртвым сном в хрустальном гробу, то Иван-царевич целует её в уста, и она просыпается. Наш народ ещё в древности предчувствовал в грядущем витязя освободителя, богатыря, вождя, который вступит в сражение с самыми чёрными, страшными силами на земле. Народ предчувствовал Сталина.

Сталин появился в русской истории, когда адские силы хлынули из Преисподней. Чёрный, страшный вар ада стал выплёскиваться из-под земли. Он затопил Германию. Затопил Европу. Затопил Японию. Он двигался по миру, сжирал народы и царства. И казалось, этому страшному адскому огню, этой лаве нет сопротивления. Но на её пути встал советский народ — красный встречный огонь. На её пути возникла светоносная сила — Сталин. И схватка светоносных сил с силами тьмы являет собой смысл всей человеческой истории. Рай сражается с адом. Рай, куда вторгаются чёрные силы тьмы, рай с затоптанными райскими садами и клумбами, рай, который пополняется всё новыми мучениками, изрезанными, истерзанными, расстрелянными, поверженными, этот рай одолевает тьму. Смысл "мистического сталинизма" в том, что русскому, советскому народу была вменена грозная миссия одоления ада.

Быть может, смысл красного периода русской истории — надрывного, трагического, патетического, с непомерными жертвами и с колоссальным строительством — смысл был в том, чтобы красная эпоха родила победу. Великий, могучий и прекрасный народ был организован в воинство, чтобы сокрушить адову силу и одержать победу. И весь смысл сталинизма был в том, чтобы подготовить народ к победе. Все деяния Сталина, и самые ранние, скрытые от глаз, и грандиозные схватки с его недругами, и надрывное строительство военных заводов, и создание партии — ордена меченосцев, взращивание лидеров и героев — всё это делалось Сталиным ради победы.

Победа была той миссией, к которой его готовили судьба и история, к которой он себя готовил. "Мистический сталинизм" трактует Сталина как таинственного, дарованного человечеству Богом лидера, одержавшего победу над адом.

Как Христос 2000 лет назад принёс величайшую жертву, взойдя на крест и одолев адовы силы, так и советский народ принёс во время Великой Отечественной войны и бросил на жертвенный алтарь 30 миллионов лучших своих сыновей. И такой страшной, непомерной ценой одолел ад. Ад был повержен. В мае 1945 года Сталин попрал ад. И человечество вновь стало двигаться путями, которые уготовил ему Господь при сотворении мира.

Война 1941-1945 гг. с первых же её дней была наречена священной войной. Художники — поэт и композитор — своим потрясённым богооткровенным чувством поняли эту войну как священную и создали грандиозную песню "Вставай, страна огромная". "Священная война" — это псалом войны, псалом грядущей победы. Война была священной. И значит, победа в этой войне была священной. Образ святости витал над всей войной, хотя она была наполнена чудовищными изуверствами, муками, смертями, разорванными телами, кровавыми бинтами лазаретов, пленными, которые умирали от голода в фашистских концлагеря. Война была чёрная, кромешная. И всё равно она была святая. Святость витала над всеми, кто участвовал в этой войне. Она витала над пехотинцами. Витала над командирами взводов и отделений, над командирами батальонов и рот, полков и бригад, армий и фронтов. Святость витала над штрафником и над генералиссимусом. Все, кто был захвачен грандиозным и чудовищным военным вихрем, все, кто в это время в тылу, в чистых полях, среди снега, из только что привезённых вагонов выгружал станки, включал их, на ветру, в метели вытачивал гильзы для снарядов — все были святы.

Вся советская рать, всё, что было связано со святоносной победой, всё несёт в себе святость. Всё священно. И, конечно, священным является Мавзолей, на который поднялся Сталин в 1941 и в 1945 годах. Два великих парада, что прокатились по Красной площади, — это парады-богослужения, на которых творилась литургия победы.

Все павшие на этой войне погибли не просто за Родину, не просто за родные пороги, за великие русские пространства, не просто за русскую историю, а пали за высшие райские смыслы. Пали за те смыслы, которые у человечества стремились отнять, заменить их смыслами ада. Святость этих героев и мучеников соотносима не только с их красной эрой, не только с красным мессианством, а соотносима с христианской, божественной святостью.

Герои и мученики из сталинского красного синодика. Зоя Космодемьянская, которая, с петлёй на шее, на эшафоте, измученная, истерзанная продолжала петь победу и проклинать врагов. 28 гвардейцев-панфиловцев, которые под Дубосеково, обмотавшись гранатами, кидались под фашистские танки. Талалихин, который направлял свой истребитель навстречу "хейнкелю", и винтами своей машины перерубал крылья со свастиками. Гастелло, бомбардировщик которого был подбит, и он, погибая, сжимал штурвал, направляя свой самолёт на колонну немецких танков и цистерн с горючим. Молодогвардейцы, юноши и девушки, которым в гестапо ломали кости, жгли огнём, а потом кидали в шахту Краснодона. Матросов, принявший в свою грудь тысячу смертоносных пуль. Карбышев, который стоял обнажённым под ледяной страшной водой, и эта вода — чёрная вода смерти, омывая его, превращалась в живую воду жизни. Это святые, которых рано или поздно напишет иконотворец на деревянной доске, и над их головами будут золотиться нимбы. И среди этого сонма святых, среди огромного пантеона сталинских героев и мучеников будет стоять сам генералиссимус — Иосиф в белом парадном кителе с алмазной звездой на груди. И над его головой будет сиять золотой нимб.

Победа невозможна без Сталина. Победа, которую топтали во время перестройки. Победа, которую оскверняли в 90-е годы. Победа, которую хотели отнять у народа, оскверняли и отнимали, выламывая из неё Сталина, хотели отделить Сталина от русского народа, от Советской Армии, утверждали, что победа совершилась вопреки генералиссимусу Сталину. Эти усилия, порчи, лукавые утверждения не достигли своей цели. Победа невозможна без Сталина. Сталин и есть победа. И эта победа не только военная, не только идеологическая. Это религиозная победа. Мы в России и по сей день, и завтра, и через 100 лет будем исповедовать религию победы. Ибо религия победы — это та сила, которая питает государство российское. И святомученики, которые были забиты насмерть или пали, пробитые пулями, они хранят наше государство, хранят наш народ, делают наш народ бессмертным, делают народ угодным божественному промыслу.

Не нужно ставить памятник Сталину. Сталин — это не гранит и не бронза. Сталин — это скорость света. Его роль описывается формулой E = mc в квадрате. Где Е — история человечества, m — история России, c — Сталин.

Доля русского народа — превращать тьму в свет, обращать поражение в победу. Это и есть "мистический сталинизм".

1.0x