Москва решила заменить посла в Минске. Третий раз за два с половиной года. Место Дмитрия Мезенцева может занять Евгений Лукьянов, который сейчас возглавляет посольство в Латвии.
Стойкие слухи о скорой замене представителя России в братской республике появились ещё в феврале, а по-хорошему об этом наверняка задумались уже в августе, на фоне протестов. Но МИД, традиционно отказываясь признать свой провал, решил выждать полгода, сохраняя хорошую мину при плохой игре.
Чехарда с послами в Белоруссии началась ещё летом 2018 года, когда Москва решила сменить старожила Александра Сурикова, занимавшего пост представителя России аж с 2006 года, и влить в посольство свежую кровь в лице 49-летнего Михаила Бабича, прежде не имевшего опыта дипломатической работы и во время службы в Чечне прозванного, по слухам, «мясником». В 2016 году Киев отказался утвердить его кандидатуру на пост посла России на Украине. Будучи сверхактивным на своём посту, Бабич и в Белоруссии продержался недолго. Слишком серьёзно взялся за реализацию Союзного договора и союзной интеграции, не подружился с Лукашенко и вообще открыто конфликтовал с белорусскими элитами. За отстаивание торговых интересов России белорусы прозвали его «счетоводом». В итоге, официальный Минск на фоне обострения отношений с РФ взял курс на выдавливание Бабича из страны, что привело к довольно уникальной ситуации, когда посол РФ в дружественной стране проработал менее девяти месяцев.
С попыткой сгладить ситуацию в Москве перегнули, и в итоге на смену проактивному Бабичу пришёл по виду расслабленный и податливый Дмитрий Мезенцев. Как и всегда, поначалу общественность имела на его счёт некие иллюзии. До Белоруссии Мезенцев специализировался на информационных операциях во время выборов. Учитывая выпадавшие на его срок президентские выборы и выборы в Парламент, некоторым это казалось продуманным шагом. К тому же он китаевед, а это, на фоне сближения Минска и Пекина, также многим виделось не случайным. Другие же заявляли, что Мезенцев – предрешённый провал, слишком мягкий, ищущий компромиссов, без опыта работы в агрессивной среде, тем более в международной сфере. В итоге вторые оказались правы. Мезенцев, похоже, проиграл своему предшественнику в отстаивании наших интересов. Бабича, конечно, трудно сравнить, например, с послами США на Украине, которые там играют роль наместников. Но он заметно выделялся в лучшую сторону среди нынешних российских послов. Сообщали, что замену Мезенцева долго не удавалось согласовать с белорусской стороной.
Но вот, стало известно имя нового посла РФ в Белорусии. Им станет действующий на сей момент посол в Латвии, 69-летний Евгений Лукьянов. Лукьянов – опытный дипломат и чиновник. В МИД работал ещё в советские времена. Потом с 1990-го по 1991-й был заместителем директора Эрмитажа. С 1993-го по 2006 год занимал руководящие должности в «Дрезднер-банке» и ВТБ. После этого вернулся на госслужбу и в 2007 году стал заместителем полпреда в Северо-Западном федеральном округе, а в 2010 году перешёл на должность заместителя секретаря Совета безопасности России. Говорят, что на своём посту в Латвии он был вполне хорош. Активно занимался деятельностью русской общины, отстаивал наши интересы. У нового посла серьёзный экономический бэкграунд, он досконально в ней разбирается, а, как мы знаем, уметь считать деньги особенно важно, когда речь идёт об отношениях с Минском.
Мезенцева же тем временем назначили на должность Госсекретаря Союзного государства России и Белоруссии, вместо Григория Рапоты, у которого срок полномочий подходит к концу. Кто-то говорит: шило на мыло. А кто-то, что Мезенцев там наделает ещё больше дел. Пишут, что деятельность Рапоты привела к тому, что аппарат Союзного государства превратился де-факто в аппарат Лукашенко в России, который продвигает идеи отличия белорусов от русских и лоббирует выделение Белоруссии российских дотаций без продвижения интеграции. Мезенцев же станет достойным продолжателем дела Рапоты.
«Бабич в 2018 году приехал воевать, давить лукашенковских белорусизаторов, обрезая бесконтрольные потоки скрытых и явных субсидий, сплачивать вокруг себя недовольные элиты. Результат смены агрессивного Бабича на пассивного Мезенцева – это продолбанный шанс убрать Лукашенко, одновременно консолидировав вокруг идеи интеграции белорусские элиты и общество.
И вот это новое назначение тому явное подтверждение. Мезенцев провалился. Вместо него назначают посла, имеющего опыт работы в агрессивно русофобской стране, для которой Россия – враг, русские – враги, русский язык – инструмент оккупации. Это и есть реальное признание провала, за два года Белоруссия из прижимистого и скользкого, хоть и формального, но всё же союзника, превратилась в 4-ю прибалтийскую республику, новую Латвию, со всеми присущими прибалтийской республике антироссийскими и русофобскими комплексами. С чем я и поздравляю МИД РФ и внешнеполитические Управления Администрации президента. Пацаны, это было непросто, почти невыполнимо, но вы справились!», – пишет ТГ-канал «Историк-алкоголик».
«Это будет уже третья смена хозяина особняка на Нововиленской за неполные три года. После «посольского долгожителя» Александра Сурикова послами побывали Михаил Бабич и Дмитрий Мезенцев. У первого отношения с белорусским руководством не сложились, у второго – сложились даже чересчур хорошо. По всей видимости, Лукьянов призван стать «золотой серединой» – и с Лукашенко не ссориться, и интересы своей страны отстаивать, и интеграцию продвигать.
Предпосылки для этого есть. Лукьянов – представитель патриотического крыла российской дипломатии, неоднократно делал резкие заявления против западной политики на постсоветском пространстве. Западникам и сторонникам многовекторности будет с ним сложнее. Он не боится публично комментировать острые вопросы, принимать решения и брать на себя ответственность. И ещё одна немаловажная деталь. Лукьянов не только отдал 13 лет работе в банковской сфере, но в «Дрезднер-банке» руководил направлением по предотвращению отмывания денег. Во время работы послом в Риге он также демонстрировал глубокие познания в латвийской экономике. Так что к нам снова едет счетовод. Но как говорится, чаще счёт – крепче дружба», – пишет ТГ-канал «Зам па iдэалогii».
Однако не все разделяют оптимизм в отношении нового посла.
«Чтобы понять серьёзность фигуры нового посла РФ в РБ, достаточно посмотреть на его возраст. Евгению Лукьянову 69 лет. Никакой активной политики в таком возрасте человек проводить не может. Ему уже всё равно. Бабичу на момент назначения послом России в РБ было 49, он на 20 лет моложе Лукьянова. Бабич принадлежит к другому поколению, поэтому его не приняли послом на Украине, поэтому он раздражал Лукашенко и понимал, что белорусский режим враждебен России, и работал по его демонтажу. Возраст Лукьянова ставит крест на всех рассуждениях о его работе в Совбезе, о его работе в Латвии. Для проведения активной политики дедушек не шлют. Их шлют для слива интересов.
Самое страшное, что Администрация Президента подбирает послов так, чтобы они сливали интересы России и работали на Лукашенко. То есть, вредительская деятельность послов в РБ не оказывается неожиданностью, их за этим и отправляют. Посольство России в РБ держит рекорд по пропорции между потенциалом для работы (население РБ легко сделать неотличимыми от русских, РБ легко пронизать русскими сетями влияния, поставить лояльный режим и затем присоединить) и фактическим результатом (население РБ промыто орнаментами, мовой, вышиванками, латинкой, РБ пронизана западными сетями влияния, управляется враждебным режимом и максимально далека от объединения с Россией)» – пишет ТГ-канал «Бульба престолов».
В целом, можно предположить, что работа посла в Минске точно будет не легче, а, возможно, даже сложнее, чем в Риге. Мало того, что ситуация расшатана, готовятся конституционные реформы, так и в общем отношение к нынешней российской власти у части белорусского общества ухудшилось, старательно нагнетаются антироссийские настроения. Перемещение посла из Риги в Минск можно назвать перестановкой сил на переднем крае российской дипломатии. К тому же, может статься, что именно во время исполнения полномочий Евгения Лукьянова Белоруссия попрощается с Александром Лукашенко, в политическом смысле. Все эти факторы не позволяют назвать работу посла в Минске синекурой, и опыт предыдущих представителей России в Белоруссии это доказал.