Авторский блог Илья Комов 14:04 16 апреля 2013

Миссия в камне

Обратить ко Спасению контуженые души жителей нашей разорённой страны – задача не только нравственного, но и физического выживания. Нередко с риском для жизни православное священство несёт крест миссионерского служения среди туземцев в собственной одичавшей земле, в травмированном народе, потерявшем корни и память

Обратить ко Спасению контуженые души жителей нашей разорённой страны – задача не только нравственного, но и физического выживания. Нередко с риском для жизни православное священство несёт крест миссионерского служения среди туземцев в собственной одичавшей земле, в травмированном народе, потерявшем корни и память.

Молитвенноепредстательство равноапостольного святителя Николая Японского (равноапостольных святых в Русской Церкви всего трое, включая князя Владимира и княгиню Ольгу), сейчас актуально и спасительно, как никогда.

Будущий святитель родился в Берёзовском погосте Бельского уезда в нынешней Тверской области в семье диакона. Окончил Бельское духовное училище, Смоленскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию, где принял постриг и был избран для служения в церкви в японском городе Хакодатэ, куда прибыл 2 июля 1861 года.

В первые же годы о.Николай самостоятельно(!) изучил японский язык, обычаи, поэзию и культуру. Надежды на то, что местные люди только и ждут того, чтобы принять крещение и воцерковиться, не оправдались – японское общество относилось враждебно к иностранцам и особенно к чужим религиям. Недаром первым японцем, которого крестил о.Николай, был его несостоявшийся убийца. (Как это созвучно современной России!). Синтоистский жрец ТакумаСавабэ пришёл к о.Николаю, чтобы убить его, ибо считал, что чужая религия – средство для захвата Японии. Разговор с о.Николаем потряс его, он принял крещение и стал священником. Уже к 1870 году православная община насчитывала 4.000 человек, а к 1912 году – около 33.000 человек и 266 православных общин.

В 1870 году по ходатайству о.Николая была открыта русская духовная миссия с центром в Токио, 8 марта 1891 года был освящён кафедральный Воскресенский собор, называемый японцами Николай-до. В процессе миссионерской деятельности святитель перевёл на японский язык Священное Писание, богослужебную литературу, создал духовную семинарию, начальные школы, библиотеку, приют, издавал православный журнал на японском языке.

Во время русско-японской войны, несмотря на опасность, святитель остался со своей паствой. С согласия японского правительства им было организовано Общество духовного утешения русских военнопленных, число которых достигло 73.000 человек, для их окормления им были отобраны 5 священников, владевших русским языком.

Святитель настолько завоевал любовь и уважение когда-то враждебного к нему народа, что после кончины японский император Мэйдзи лично распорядился о его захоронении со всеми почестями в черте города.

Будучи рождённым и выращенным в Бельском уезде, святитель до конца своих дней не оставлял родные места молитвенным попечением.

Бельскому уезду и его центру, городу Белому, была уготована трагическая судьба, типичная для большинства русских земель. На протяжении 3 веков, наполненных сражениями за право быть русским, он находился на стыке 3 враждующих земель: московской, литовской и польской, с боями переходил из рук в руки – для литовцев и поляков это был удобный плацдарм для броска на Москву. Впервые город упоминается в 1350 году именно в связи с захватом поляками.

После присоединения в 1654 году к Российской империи в Белый пришли долгожданное спокойствие и экономический расцвет. По сведениям на 1913 год Бельский уезд занимал 9675 кв. вёрст, в нём проживало 200.000 человек, и из них 11.000 в городе. В 77 храмах возносилась молитва к Богу, из них 7 в самом Белом. Действовало 37 заводов (в т.ч. кирпичных), 162 мельницы, 534 молочные лавки, 12 машинно-прокатных и зерноочистительных пунктов с широким набором передовых орудий по обработке почвы.

В 1840 году в Белом была основана публичная библиотека. В 166 начальных школах обучалось 11.487 учеников, а также действовали мужская и женская гимназии, ремесленные школы, высшее начальное и духовное училища.

Двадцатый век, как и по всей России, прошёл по городу Белому всесокрушающим роковым катком. Бельчане в полной мере пережили как нацистский, так и большевистский геноцид. В Великую Отечественную войну город был полностью разрушен – уцелело только два старинных дома. Население частично погибло, частично было угнано в Германию. С заколоченными окнами в Небо (все уцелевшие храмы были снесены уже после войны), почти втрое сократившееся за 100 лет население в наши дни так и не оправилось от шока и пребывает в тяжком оцепенении.

Но святитель Николай Японский не оставляет своим молитвенным миссионерским попечением родную землю и в наши дни.

Единственный островок Спасения – храм Петра и Павла, пока расположен в гражданском здании, бывшем Доме пионеров, но в нём возносится усердная молитва искренне верующих людей. Либеральным туземцам, обильно распространяющим креативную ложь о жадных попах на мерседесах, было бы полезно увидеть, с какой евангельской самоотверженностью в течение 15 лет осуществляет свой миссионерский подвиг настоятель, благочинный протоиерей, отец 8 детей, о.Александр Чайкин. Какими сверхусилиями и скорбями продвигается идея строительства храма, столь остро необходимого людям.

К сожалению, люди лишены понимания, сколь уникален их край, какой величайший гений духовной жизни был их земляком и небесным заступником. Для миссионерского пробуждения возникла идея увековечить память святителя мемориальной доской. Но через некоторое время о.Александр пришёл к выводу, что настоящий прорыв в осознании людей произойдёт только тогда, когда в самом центре города встанет полноценный памятник их земляку, св. Николаю Японскому, в качестве главной градостроительной доминанты.

Господь по молитвам святого явно благословил идею: начальство её одобрило, нашлись небогатые люди, местные и из других районов страны, пожертвовавшие крупные суммы денег из личных средств. При чудесном стечении обстоятельств удалось выйти на профессионального и воцерковлённого (редкое сочетание!) скульптора, готового изваять за треть общепринятой цены статую для монумента.

Анастасия Мотовилова, чьим предком был знаменитый служка Серафима Саровского, внучка выдающегося русского скульптора ХХ века Георгия Ивановича Мотовилова (1892-1963), автора оформления лучших станций московского метро, Волго-Донского канала, памятников А.Толстому в Москве, Кутузову в Смоленске, Чехову в Ялте, Некрасову в Ярославле – унаследовала от деда уникальный дар архитектонического понимания формы. Мастера такого уровня и такой школы сейчас наперечёт.

Динамичное сочетание и пропорциональная игра различных по весу объёмов сконцентрировали молитвенную мощь образа, заключённого в строгую значительность монументальной композиции. Поэтому, несмотря на сравнительно скромный размер, чрезвычайно удачная гранитнаястатуя сможет стать как смысловой, так и архитектурной кульминацией города.

Для завершения работы над памятником теперь необходимо собрать вторую половину требуемой суммы, не менее миллиона рублей. Мы надеемся, что православные люди откликнутся, и уникальный город молитвенной и воинской славы, русский город Белый, будет спасён. Пришло время, чтобы Святитель Николай Японский вернулся на родину, чтобы обратить к вере свой собственный многострадальный народ.

Илья КОМОВ.

Реквизиты для пожертвований:

МРО православный Приход церкви ап. Петра и Павла г. Белый
ИНН 6918001256
КПП 691801001
ОКАТО 28206501000
Расчётный счёт 40703810663110100322
Сбербанк России ОАО Нелидовское ОСБ 5624/054
БИК 042809679
Кор.счёт 30101810700000000679
Тверское ОСБ 8607 г. Тверь
Адрес: 172530 Тверская обл., г. Белый, ул Ленина д.16
Телефон: 8(48250) 22106

1.0x