Однажды наступило Завтра. И это было совсем не то завтра, что наступает в привычной череде дней и порядке вещей. Не понедельник, не вторник и даже не воскресенье. Это было ЗАВТРА. Настоящее. И пришло оно совсем с неожиданной стороны. И совсем не так, как мы могли бы себе представить… Хотя… просто так ничего не бывает.
***
Ниже речь пойдёт об особом «стечении обстоятельств», которое может существенно расширить диапазон выбора, связать, казалось бы, не сочетающиеся между собой процессы в потенциально мирный выход из украинского кризиса. И все же выход будет долгим и трудным.
Сейчас почему-то практически не говорят о том, что в Украине сложилась ситуация двоевластия. Двоевластия на двух уровнях. А ведь именно это питает уникальную возможность выхода. Уникальную с точки зрения возможности применения правовых механизмов.
О чем идёт речь? Сейчас вполне реально инициировать проведение всеукраинского референдума по изменению государственного устройства (федерация или конфедерация). И провести его в действующем правовом поле даже без согласия на то Президента Порошенко или Верховной Рады. И тем самым спасти страну от окончательного краха и распада. Сохранить целостность и придать импульс преобразованиям.
Кстати, Новороссия, поддержав это движение, продвинется намного дальше в закреплении своего статуса.
Ну а если официальный Киев (помечтаем) посчитает возможным поддержать, и, особенно, возглавить процесс, то мирный характер преобразований будет обеспечен.
Особенность нынешней ситуациии - двоевластие на двух уровнях.
Во-первых, в Украине существуют два легитимных Президента. Один, Петр Порошенко, пришел к власти в результате последних выборов 25 мая 2014 года. Второй, Виктор Янукович, всенародно избран в 2010 году и не сложивший свои полномочия ни сам, ни отстранен законно.
В то же время, в Украине существуют двойные государственно-территориальные образования на юго-востоке страны. Это Луганская и Донецкая области с законно действующими госадминистрациями, с одной стороны. И с другой – Донецкая и Луганская народные республики, образовавшиеся в результате референдума 11 мая 2014 года. Обе эти власти имеют в обозначеных регионах достаточную социальную базу. И главное — наличие вооруженных сил Новороссии.
Именно это даёт возможность, обойдя Киев, задействовать законные механизмы по проведению референдума о будущем устройстве Украины. А, заодно, также путём референдума, отменить некоторые законы, нарушающие права человека. И, как результат референдума, появится возможность полной перезагрузки центральной власти. По сути мирным путём без нагнетания истерии и ненависти, без ожидания очередных выборов или очередных переворотов. И, наконец, начать конструктивные реформы.
Это в идеале конечно же. А с точки зрения реальности осуществления?
Сегодня нет препятствий для проведения референдума - режим чрезвычайной ситуации или военное положение в Украине не введены. Именно они ограничивают право народного волеизъявления согласно ст.21 Закона о референдуме. Для инициирования референдума необходимо собрать не менее 3 млн подписей в двух третях областей, по сто тысяч подписей в каждой.
Это реально, ведь стремительно растёт недовольство центральной властью. В «кровавые игры» олигархов втягивается всё большее количество далеких от политики граждан. Множится количество бунтов против мобилизации. К тому же экономическая ситуация стремительно ухудшается. Местным властям едва удаётся сдерживать негодование. Все более осознаваемой становится безответность и безответственность местных властей. Структура власти, которую культивирует Киев, не ориентирована на интересы народа. На этой почве региональные элиты вполне могут сформулировать идеи по перезагрузке власти с целью обретения регионами достаточного пакета политических и экономических полномочий чтобы решать региональные проблемы самим и заставить Киев считаться со своей позицией. Через эту потребность идея федерализации может быть воспринята народом.
Можно конечно же возразить: как же случится общенациональное действо при столь глубоком расколе нации на запад и восток? Понятно, что политической однородности в Украине не достичь по определению. Но, этого и не нужно. В Украине общность совсем Другого порядка и качества. И она сложилась, что бы там ни говорили. Тем более, что федерализация позволяет каждому региону сформулировать Свою идею развития. Это запрос к региональным элитам. Рано или поздно украинцы осознают необходимость привести в соответствие форму государственности внутринациональному многообразию.
Сейчас у всех кровоточат раны, но кровоточат по-своему. Поскольку получены они по разные стороны фронта. С этой болью нам придётся жить и строить. Такова судьба. Правду приватизировали «украинские» олигархи, подменив собой национальную политическую элиту. Узурпированной оказалась и государственная символика, присвоенная радикальной частью общества. На этом основании происходит подмена национальной идеи смыслами самоуничтожения.
Далее, после сбора подписей, старт референдуму должен дать Указ Президента или решение Верховной Рады. Надеяться на то, что Президент Порошенко или Верховная Рада поприветствуют народную инициативу не приходится. Скорее всего официальный Киев не будет спокойно смотреть на это, смиренно ожидая, когда воспрянувшее гражданское общество «закроет крышку гроба» над властью радикалов. Будет сопротивление. Несомненно.
Вот поэтому, и только поэтому, и только в это роковое время украинская общественность должна будет осознать необходимость обращения к «старому» Президенту, к Януковичу. И только лишь для того, чтобы он наложил перст легитимности волеизъявлению народа, дал старт общенациональному референдуму. И обеспечил реализацию этого волеизъявления. Особенно в случае необходимости преодоления сопротивления киевских властей.
Как? И вот тут-то Президент Янукович может посчитать правомерным обратиться к вооруженным силам Украины и Новороссии и придать легитимности их походу на Киев. Кстати, все территориальные силы самообороны сыграют решающую роль по своему предназначению привязанности к родной земле. Поскольку ситуация взаимного недоверия будет преодолена не скоро.
Но, повторимся, теоретически можно допустить 1% из ста, что Президент Порошенко осознает неизбежность судьбы и откликнется… И у него будет шанс хоть как-то потом оправдывать себя за приказы стрелять.
***
Это не прогноз. Лишь описание реально сложившихся обстоятельств.
Таким возможен механизм запуска реформ уже сегодня.


