Сообщество «Советская Атлантида» 09:47 26 января 2022

"Мираж" - как выглядела бедность на Западе?

Социальная трагедия и когнитивный диссонанс
7

Вообще, роман Джеймса Хедли Чейза "Весь мир в кармане" - обычная криминальная драма, тогда как советский кинохит "Мираж" (1983) – это социальная трагедия. Чейз не обличает капитализм – он его обрисовывает в качестве фона. Латышский режиссёр Алоиз Бренч, напротив, говорит о том, что причина случившегося – именно общественный строй. Вот тут - прекрасный разбор полётов у другого автора.

...К тому же, роман создан в 1959 году, и поэтому никаких «ветеранов вьетнамской бойни» там не было. Но разве это мешало популярности советского телефильма? Он отличный! И, вместе с тем, его просмотр в те годы создавал у нас-подростков когнитивный диссонанс. И не только у подростков. Итак, пятеро отчаявшихся людей совершают преступление, за которое – в случае провала – их ждёт ни много ни мало – электрический стул. Повторюсь – от крайней нужды.

По идее им нечего терять – во всяком случае, всем, кроме уголовника-профи, которого сыграл Регимантас Адомайтис, деваться более некуда. Особенно девушке – Джинни Гордон (о, шикарная Мирдза Мартинсоне!) Мы видим последнюю степень риска, бывающую на краю пропасти – в пропасть они (Эл и Джинни) там и прыгают, красиво взявшись за руки. Но! Все эти люди хорошо или – очень хорошо одеты, а Джинни и вовсе демонстрирует великолепные костюмы, купальники, обувь и – причёски.

двойной клик - редактировать изображение

Её белый костюм – вариация на тему сафари – тогда буквально поразил своей актуальностью. В Москве так могла бы выглядеть переводчица из Интуриста или жена дипломата. Никаких выкрутасов - зато всё на месте и это всё - по первому разряду. А сумочка? А блеск помады? На протяжении фильма Джинни постоянно меняет наряды, равно как и её брутальный друг – Эл Китсон. Его куртка смотрелась, как мечта загран-командировочного.

Реальная мисс Гордон – из романа Чейза выступает куда как скромнее. Вот некоторые фразы, дающие понять, что Джинни реально бедствовала: «Девушка открыла дешевую потрепанную сумочку…», «Она сможет поехать в Нью-Йорк, оденется прилично, может быть, даже снимет хорошую квартиру и будет жить как человек…», «У меня никогда не было хороших платьев. Редко удавалось сходить в кино».

Безусловно, в 1980-х годах уровень жизни в Соединённых Штатах значительно вырос. И …стоп! Мы же о восприятии, не так ли? Мы видели, как стильно причёсанные и модно одетые люди идут на страшное групповое преступление, потому что они – бедны. Очень бедны. И если вот так выглядит последний рубеж, то как же там живут нормальные инженеры, доктора, юристы и – пролетарии? А чиновники министерств и ведомств?

двойной клик - редактировать изображение

Это была какая-то «эпидемия» у советских режиссёров – показывать любую западную женщину, как эффектную даму с обложки журнала Vogue, а всякого англо-американского парня, жалующегося на дырявые карманы, серую life и жестокие нравы буржуазного социума – в умопомрачительных джинсах и яркой футболке, стоившей у нашего фарцовщика …намного дороже, чем в заокеанском moll-e. И ты ещё его найди – я имею фарцовщика, а не молл. Итак, что мы получаем на выходе?

Мысль населения о том, что «у них там» любой нищий пьёт колу и носит джинсы такой-то фирмы – в одной из серий по телеку шла реклама штанов из денима, какого-то шоколада и обуви. Человек так устроен, что он воспринимает всё то, чего у него нет, как более ценное, а своё – не замечает или воспринимает, как должное. И когда началась Перестройка, многие полагали: ну, теперь у нас будут всякие супер-конфеты в разноцветных фантиках, а завоевания социализма …тоже никуда не денутся.

Cообщество
«Советская Атлантида»
1
Cообщество
«Советская Атлантида»
Комментарии Написать свой комментарий
26 января 2022 в 12:24

Блестяще, Галина! Отличная зарисовка!

26 января 2022 в 12:46

Да ладно бы если на эту лабуду о "благоухающем Западе" купились бы столичные фарцовщики, да малограмотная "творческая интеллигенция". Нет же! Советские "академики", лауреаты нобелевских и сталинских премий, видные "ученые", модные "экономисты", публицисты, седоголовые "божьи одуванчики" - типа, "совесть нации", члены Политбюро, писатели и прочие "элитарии" повелись на этот развод, как последние ЛОХИ.

26 января 2022 в 13:47

Странно, но когда я юношей впервые посмотрел этот фильм, то никаких диссонансов не испытал. На одежду мы тогда никакого внимания не обращали, ни на богатую, ни на бедную. За фарцовщиками гонялись единицы, по крайней мере в моем окружении. Но в целом автор права. Миф о Западе как о райских кущах наделал много зла. Но формироваться он в массах начал активно только в годы перестройки. А фильм действительно - великолепный!

26 января 2022 в 14:44

"начал активно только в годы перестройки"
- Не согласен! Впрочем, если с оговоркой об активности... В центральной (!) "Правде" (!) "Тёркин на том свете"! Наш тот свет и их тот свет - очень различались. "И такие, брат, мамзели!". Тёркин не соблазнился, выбрался на ЭТОТ свет. Но, чувствовалось, не без сомнений. А у автора, похоже, этих сомнений не было.

26 января 2022 в 14:25

Меня и сейчас, когда я смотрю позднесоветские фильмы, поражает этот диссонанс: быт в СССР показывается довольно убогим, жизнь - трудной (вообще-то так и должно быть, "жизнь прожить - не поле перейти"), много производственной темы, а жизнь на Западе показывалась как сплошные бары, коктейли, незатейливая музычка, доступные женщины и "супермены" вперемешку с "джентльменами", даже, если они шпионы.
Странная такая "пропаганда" наоборот.

26 января 2022 в 14:58

Да, фильм – шедевр. Дух захватывало, когда смотрел его в первый раз лет 20 назад (сейчас уже реагирую намного спокойнее). Но, наверное, только женщины присматривались там к костюмам – я лично всех этих шикарных курток и футболок Эла Китсона просто не замечал. (Зато заметил его боксерские качества!)
Но хочется сказать о другом.
А не кажется ли вам, что российская наша киноиндустрия делает сейчас то же самое? Ну, то есть внушает, что мы тут в России сейчас все очень даже прекрасно живем.. – почти как при коммунизме!
Если еще не кажется, советую обратить внимание на телеканал ТВЦ.
Там тоже – детективы. Сплошные, причем. Например, с утра – серия про американского лейтенанта Коломбо, днем – серия про французского отца Брауна, ну а к вечеру – аж четыре серии подряд про наших – российских - современных оперов. И так – изо дня в день, из недели в неделю, из месяца- в месяц и из года в год... Мда! Только диву даешься: когда это они успели «наклепать» столько детективов! И на чьи, спрашивается, деньги?...
Так вот, смотришь порой (от нечего делать) эти самый современные детективы, и думаешь: «А ведь Хрущев-то оказался прав: начиная с 80-х мы и вправду стали жить при коммунизме!»
Ну, поначалу, конечно, не очень... Но вот в последние годы – несомненно!
Живем мы все в просторных, обычно – двухэтажных, квартирах. Кушаем мы, как правило, в кафе и ресторанах. Ездим загород на такси. Хотя и каждый имеет свой «Мерседес». И вообще, если речь заходит о деньгах, отмахиваясь, отвечаем: «Заплачу сколько нужно: деньги не проблема».
Ну, разве не коммунизм?...

26 января 2022 в 23:17

Да был еще один фильм c Мирдзой Мартинсоне и Марианной Вертинской "Cмерть под парусом " Из той же серии .

1.0x