Авторский блог Марина Струкова 15:30 27 февраля 2020

Мир гуслей открывает двери

Сложно ли стать гусляром? Каких видов бывают гусли? Где и как делают гусли?

Возрождение русской национальной культуры связано с интересом к старинным музыкальным инструментам, которые возвращают песням, былинам и духовным стихам их изначальное звучание.
Самый древний струнный инструмент на Руси это гусли. Сложно ли стать гусляром? каких видов бывают гусли? Где и как делают гусли? Рассказывает Сергей Горчаков создатель мануфактуры «Мир гуслей».

двойной клик - редактировать изображение

— Сергей, здравствуйте. Обычно молодые люди учатся играть на гитаре, на клавишных, а Вы обратились к гуслям, которые мы видим только в исторических фильмах. Когда и почему у Вас появился интерес к этому музыкальному инструменту?
— Знакомство с традиционной культурой захватило меня после того, как побывал на русском фольклорном празднике. Увидел там настоящих русских девушек, которые занимались игрой на гуслях профессионально. До этого у меня было стереотипное мнение о русской культуре. Казалось, что это исполнители, подобные Надежде Бабкиной, то есть некий лубок такой. Подобное видение навязывается нам ТВ и многих людей фольклор поэтому, скорее, отталкивает, чем привлекает. Но когда ты слушаешь настоящее, традиционное живое пение под этническую музыку, это захватывает любого человека, который хоть сколько-то ощущает свои национальные корни.
После этого мероприятия я заинтересовался традициями, фольклором, русскими праздниками. Изучил их не то что бы на профессиональном, но на хорошем любительском уровне. Мне захотелось делать что-то в старинном стиле. Я стал мастерить мебель, вырезал чаши-братины. И со временем пришёл к идее создать, реконструировать старинный музыкальный инструмент, который зазвучал бы под моими руками.

— Когда это произошло?
— Около десяти лет назад я сделал первые гусли. Тогда мне был 21 год.

— Как вы пришли к решению заняться бизнесом в этом направлении?
— Изначально такого решения не было, хотя финансовый вопрос возник в связи с переездом из города в провинцию (из Санкт-Петербурга в Тверскую область), на родину моих предков. До этого я занимался ремонтом, а потом и перепродажей автомобилей. Но это дело было мне не по душе, и когда у меня сгорела машина, я счёл это знаком: с автомобильным бизнесом пора завязывать.
Затем делал ульи для пчёл и продавал их. Гусли на тот момент являлись просто хобби, дополнительным интересом. Но однажды случилось так, что я показал свои гусли профессиональным мастерам и, на удивление, они оценили качество ещё того, несовершенного инструмента.
Тогда в 2010-2011 годах гусли были редкостью и считались дорогим инструментом. Заказав их мастеру, приходилось ждать нередко до года, и стоимость даже небольших гуслей была около 9-10 тысяч. Если жителям Москвы такая цена была вполне доступна, то для жителей провинции (тех же тверичан) это была серьёзная сумма. То есть, ситуация, когда человек заинтересовался, захотел приобрести инструмент и тут же его купил (как часто происходит сейчас), тогда была почти нереальной, людям приходилось ждать и копить деньги.
Примерно в то, непростое для гусельной культуры время, и зародилась идея делать такие инструменты массово, для начала 50-100 экземпляров в год, продавать их по 2,5-3 тысячи рублей и тем самым распространить эту традицию в России.
Сейчас мы предлагаем богатый выбор гуслей по цене от 1600 рублей до 25000 рублей. Каталог инструментов есть на нашем сайте и в сообществах.

— Как Вы нашли единомышленников, собрали свою команду?
— Я понимал, что в одиночку мне будет трудно реализовать такой масштабный проект как возрождение гусельной культуры, поэтому стал искать помощников. Первого человека я нашёл в местной школе. Преподаватель порекомендовал своего ученика, на тот момент ему было 14 лет (этот мастер, Виктор, работает у нас до сих пор). Я начал постепенно его обучать работе на станках, с электроинструментом. Постепенно к парню пришёл профессионализм. Он выполнял часть работы, мои поручения. В месяц мы стали делать 20-30 инструментов. Учились на собственных ошибках, делали свои открытия.

двойной клик - редактировать изображение


Примерно полгода прошли в творческих исканиях — мы хотели добиться того, чтобы инструмент был прочным и при этом хорошо звучал. Я стремился создать технологию, которая позволяла бы изготовить гусли быстро и качественно. Несмотря на небольшой, в то время, опыт в столярных работах, ключевая задача была выполнена. Если сегодня сравнивать наши первые инструменты с теми, которые мы сейчас производим, то, конечно, это земля и небо (сейчас всё отработано гораздо лучше).
Затем у меня появился ещё один помощник, вместе с которым мы построили первую деревянную двухэтажную мастерскую. Появился настоящий цех по изготовлению гуслей, где каждый день работали 2-3 человека.
Сначала мы изготавливали серийно одну, потом 2-3 модели гуслей. На сегодняшний день (включая традиционные модели-реконструкции вроде гуслей «Авдоши») у нас более 30-ти моделей!
Команда росла и дальше, естественно. Сначала я сам делал гусли, и отвечал клиентам, ездил на почту отсылать товар. Затем на определённом этапе развития производства, кроме мастеров, у нас появились менеджеры по продажам, кладовщик, управляющий. Сейчас нас 25 человек! Есть даже свой художник-оформитель, который может сделать роспись гуслей соответственно пожеланию заказчика.

двойной клик - редактировать изображение

— С серьёзными проблемами не сталкивались?
— Сталкивались, к сожалению. В 2018 году мы погорели, нашу мастерскую полностью сожгли в зимнюю ночь. Стояло багровое зарево, всё за считанные минуты превратилось в пепелище. Погибли все наработки, материалы, много готовых гуслей, заготовок; было уничтожено дорогостоящее оборудование. Удалось спасти из пожара лишь небольшую часть гуслей, которые ребята вытаскивали из горящего здания и сбрасывали прямо на снег. МЧС после установили, что это был поджог, так как их специалисты нашли следы горючего вещества при осмотре остатков строения. Мы так и не выяснили, кто совершил это злодеяние. А так не хотелось думать поначалу, что кто-то чужой виноват — грешили на неисправную проводку, не думали даже про человеческую подлость.

— Технология изготовления гуслей сохранилась с древних времён или её приходится воссоздавать?
— Каждый из наших мастеров производит гусли в полный цикл, от начала и до конца. По сути, мы используем древние технологии в сочетании со своим опытом и современным оборудованием. Как добиться качественного звука, как создать инструмент, который прослужит долго (возможно, более ста лет) — над этим размышляет и работает каждый наш мастер.
Мы собирали и собираем знания о старинных гуслях и наш опыт в их изготовлении уже превышает объём информации, доступный мастерам-
кустарям раньше. Мы сделали несколько тысяч инструментов и, думаю, знаем о гуслях уже больше, чем наши предки.

— Есть ли у вас старинные экземпляры гуслей, которые служат образцом?
— Этнографических экземпляров гуслей у нас в коллекции, к сожалению, нет. В начале восьмидесятых годов прошлого века экспедиция из Ленинградской консерватории обнаружила в Псковской области настоящих гусляров — оттуда привезли старинные гусли и сейчас они есть в российских музеях. Остались записи игры этих гусляров, довольно много таких роликов в открытом доступе. По этим материалам мы и начали делать наши традиционные модели. К традиционным русским в нашем ассортименте сейчас можно отнести модели: девятиструнные «Крыловидные прямые», «Авдоши», 10-струнные «Столбово», 18-струнные шлемовидные гусли, лировидные «Бахарь» на 6 струн.

— Значит, гусельная традиция никогда не прерывалась. И это прекрасно!
— В принципе, да. Традиционные модели гуслей пользуются довольно большим спросом. Ведь у нас есть как копии старинных образцов, так и собственные современные модели, разработанные внутри мануфактуры.

— В былинах гусли обычно яровчатые, то есть из явора (клёна). А какое дерево используют сейчас? Есть ли какие-то особенные нюансы в изготовлении гуслей?
— На самом деле, в старину на Руси гусли чаще делались, конечно, из хвойных пород: из ели или сосны. На данный момент, бОльшая часть наших инструментов изготавливается из ольхи, а из клёна, который вы упомянули, делаются только авторские премиальные 21-струнные шлемовидные гусли от мастера Николая Кудрявцева и академические модели. Но не скажу, что инструмент из ольхи звучит хуже кленового! Сверху мы на все инструменты по нашим стандартам всегда ставим мелкослойную еловую деку радиального распила, что уже значительно улучшает звук (на Руси такая технология была кустарям недоступна).
От материала, из которого изготовлен корпус, конечно, тоже зависит тембр и качество звучания инструмента, не выйдет сделать хорошо из подручных средств. Нередко используем вставки из красного или чёрного дерева на корпусе, но это, скорее, для красоты и прочности, чем для звука.

— Какие виды гуслей производит Ваша мастерская и чем они отличаются?
— Сегодня мы производим несколько типов гуслей. Это «традиционные» модели, «детские» модели, «современные» и «академические».
У нас больше 10 моделей крыловидных гуслей от 6 до 12 струн ценой от 3000 рублей. Изготовленные как по этнографическому образцу, так и современных.

двойной клик - редактировать галерею


Именно такие гусли бытовали в центральной России. Обычно взрослым начинающим музыкантам мы советуем начинать учиться именно на крыловидных гуслях. Детям для обучения подходят гусельная дощечка и гусли на 6 и 7 струн.

Шлемовидные гусли у нас 18, 20 и 21-струнные. Это одни из самых популярных моделей среди всего ассортимента. Шлемовидные гусли знакомы большинству по иллюстрациям к «Слову о Полку Игореве», где на них играет Вещий Боян.
С шлемовидными гуслями также часто изображают Садко. Шлемовидные гусли бытовали раньше у народов Поволжья, но сегодня они популярны больше в центральной России. К примеру, известный гусляр, наш друг — Егор Стрельников, исполнитель православных духовных стихов и кантов, предпочитает именно шлемовидные гусли в качестве основного инструмента.

двойной клик - редактировать изображение

Среди шлемовидных гуслей, производимых нами, хотим выделить модель под названием «Спас». Инструмент изготовлен по мотивам гуслей изображенных на иконе 17 века «О тебе радуется», которая находится в церкви Спаса на Городу в Ярославле. По шлемовидным гуслям уже есть много бесплатных уроков в интернете, поэтому инструмент стал доступнее не только с точки зрения наличия и цены благодаря нам, но и благодаря XXI веку и новым технологиям общения, если так можно выразиться.
Лировидные гусли стоят особняком. Их прототип — новгородские гусли «Словиши», на которых играют стоя и держа инструмент вертикально. Относятся к периоду XI-XV веков, были найдены при археологических раскопках Владимиром Ивановичем Поветкиным, музыковедом и реставратором. Среди наших гуслей идейный потомок — «Словишей» — это модель «Бахарь». У них красивая архаичная форма и аутентичное звучание!
Академические гусли мы начали делать недавно, для нас это качественно новый уровень. Разработки проходили в сотрудничестве с участником ансамбля «Купина», художественным руководителем РКЦ «Купина», преподавателем РАМ им. Гнесиных — Дмитрием Кукушкиным. Гусли звончатые (а именно этот вариант академических гуслей мы изготавливаем) используют в ансамблевой игре, как сольный инструмент с аккомпанементом, для игры с оркестром.

двойной клик - редактировать изображение

Такие гусли гораздо сложнее фольклорных гуслей в изготовлении и требуют профессионального обучения. Игру на академических гуслях преподают в музыкальных школах и музучилищах страны, в высших музыкальных учреждениях образования.

— А что вы думаете об укулеле (гавайская гитара)? Если выходить на большой рынок, они достаточно популярны.
— Да, укулеле сейчас в тренде. Но в чём главное преимущество гуслей перед гавайской гитарой? У гуслей тысячелетняя традиция, которая связывают нас с нашими предками, это инструмент с живой душой. Звук гуслей через века передаёт нам русский культурный код, национальное чувство красоты.

— Спрос на вашу продукцию растёт, чем это обусловлено?
— С одной стороны, растёт интерес к русской народной культуре. С другой, сами мы делаем немало для роста популярности гуслей и для продвижения исполнительской культуры игры на них. Гитара приелась, гитары повсюду продаются, многие на них играют. А гусли до сих пор явление новое!
Летом 2019 года мы были на фестивале «Нашествие», к примеру. За четыре дня мы научили играть на гуслях более тысячи человек! Пели песни из русского рока под гусли, вокруг нас собиралось человек по 200-300 разом, с восторгом и хором подпевали. Приходили как простые люди, так и панки с ирокезами и неформалы всех мастей, интересно было даже им.

двойной клик - редактировать изображение

Кстати, мы проводим экскурсии на нашем производстве. Если вы придёте к нам, посмотрите, послушаете наш рассказ, то гарантируем — это останется в душе и со временем (а то и сразу) вы тоже захотите приобрести гусли. Приглашаем!

— Расскажите немного о покупателях гуслей. Откуда приходят заказы?
— Гусли нам заказывают не только соотечественники, но и иностранцы (чаще русские эмигранты, конечно). Они пишут нам о своей тоске по Родине. Гусли для них символ культуры предков, с помощью этнической музыки они поддерживают связь с Россией.
Карелы и финны покупают кантеле — родственный инструмент гуслям, традиционный для их национальной культуры. Бывают самые неожиданные покупатели, в частности мне присылают видео с играющими на наших гуслях афроамериканцами из солнечного Майами. Практически на каждом континенте есть гусли нашей мануфактуры!Инструмент как будто сам находит где ему проявиться — от церковной общины до молодёжной тусовки, от фольклорного праздника до большой сцены.

двойной клик - редактировать изображение

— Интересуются ли гуслями известные музыканты, а не только обычные любители русского фольклора?
— Недавно наши гусли появились у группы «Металлика». Мы даже представить не могли, для кого делали и расписывали инструмент, но случайно увидели в Instagram в сторис группы, что фанаты дарят шлемовидные гусли нашей мастерской их гитаристу Кёрку Хэммету. Представьте наше удивление!
Инструменты от «Мира гуслей» есть также у Вячеслава Бутусова, Константина Кинчева, Бориса Гребенщикова, у групп «Ария», «Нейромонах Феофан», «Калинов мост», 25/17 и др.
Появилась мода на гусли, но в то же время это всё-таки не попсовый, не мейнстримовый инструмент.

— Говорят, гусли связаны с глубинными корнями народного сознания, поэтому на них можно научиться играть самостоятельно, по наитию. Купил и заиграл. Или всё-таки нужно какое-то музыкальное образование?
— Сейчас в неоязыческих кругах модно рассуждать о гуслях с мистической точки зрения, но мы осознанно отстраняемся от мистики и эзотерики. Мы о гуслях читаем только научно-исследовательские статьи.
Освоить этот инструмент действительно просто, он интуитивно понятен. Мы часто проводим «живые» мастер-классы, в которых участвуют одновременно 20-25 человек; на выставках это нередко индивидуальные мастер-классы. Стоит объяснить и показать азы игры на гуслях, как люди начинают уже исполнять первый наигрыш. И даже люди, от музыки далёкие, которые впервые прикоснулись к музыкальному инструменту в принципе.
Сейчас в нашем паблике в VK 25 тысяч человек, о нас сняты около 40 сюжетов, в том числе федеральными каналами. У россиян есть запрос на традиционную музыку. Недаром в Сокольниках недавно открылся первый в мире Музей русских гуслей и китайского гуциня.
Наша тема близка многим, кто задумался о духовности, о народной культуре, о патриотизме в хорошем смысле этого слова. Конечно, гусли это духовный инструмент.

— Да, в старину русские певчие иногда пели под гусли. Не на богослужении, а только в процессе обучения. И царя Давида рисовали в Псалтыре с гуслями — считалось, что под их аккомпанемент он исполнял свои хвалы Богу.
— Да, всё верно. Мы тоже начали делать гусли-псалтири, с которыми изображают царя Давида, и уже есть определённый спрос на них. К слову о богослужении — сейчас среди наших покупателей нередки священники.

двойной клик - редактировать изображение

— Думаю, гусли будут замечательным подарком для ребёнка. В чём вы как специалист видите пользу такого подарка?
— Современные люди музыкально раскоординированы. И когда взрослый человек начинает учиться игре на музыкальном инструменте, то зачастую не чувствует ритма, не слышит мелодию. Потому что в детстве нам не развивали музыкальный слух в рамках какой-либо системы. У меня самого когда-то была такая раскоординация. На Руси, в деревнях ребёнок с первых лет всегда слышал вокруг живую музыку: гармонь, струнные, народное пение. У него формировалось представление о музыкальных инструментах и красоте мелодий. Позже он и сам мог легко запеть или заиграть.

двойной клик - редактировать изображение

Раньше ребёнку делали гусельную дощечку, настраивали, он носил её с собой, трогал струны и слышал правильные звуки. Учился различать их высоту, тембр. У него выстраивались правильные нейронные связи. Мы возвращаем эти традиции теперь уже в город. Нам кажется, что получается!

— Каковы ваши творческие планы?
— Мы намерены найти инвестора и построить у себя большое Гусельное подворье — туристический центр с русской кухней, гостевыми домиками, постоянной экспозицией музея, с зонами отдыха, русской банькой. Место, где можно будет ознакомиться с процессом изготовления инструментов нашими мастерами воочию, а также просто хорошо провести время, погрузившись в атмосферу исконной Руси.
Другая, более глобальная цель — объединить всех людей, которые играют на гуслях и дать им возможность зарабатывать на этом увлечении. Создать музыкальную экосистему, где каждый, кто заинтересован гуслями, мог бы продвигать себя. Например, «пиарить» свои концерты, записывать песни, публиковать ролики или просто продавать наши инструменты и получать с этого определённый процент. Не просто сдружить всех гусляров, но и помочь им закрыть свои базовые финансовые потребности. Сейчас активно прорабатываем данную тему.
Например, наш канал на YouTube «Мир гуслей» объявил конкурс роликов, где каждый может показать своё искусство игры на гуслях. У лидера на сегодняшний день более 200 тысяч просмотров, но состязание продолжается. Победитель получит 100 тысяч рублей.
Мы поддерживаем фольклористов, спонсируем конкурсы и предоставляем музыкальные инструменты в качестве призов.
Наша задача помочь гуслям выжить в современном мире и составить новую этномузыкальную реальность уже в контексте новой эпохи!

Приглашаем единомышленников!

двойной клик - редактировать изображение

1.0x