Авторский блог Владислав Шурыгин 15:00 9 марта 2020

Мир для Идлиба?

планы "третьих сил" создать турецко-российский вооружённый конфликт сорвались

5 марта в Кремле прошли российско-турецкие переговоры на высшем уровне.

Эта встреча президента РФ Владимира Путина со своим турецким коллегой Реджепом Эрдоганом стала одной из главных мировых новостей прошедшей недели. В ходе многочасовых переговоров стороны выработали совместный документ по нормализации ситуации в Идлибе, которая резко обострилась в конце января, когда сирийская армия при поддержке российских ВКС начала делать то, что должна была делать Турция, на которую по условиям Сочинского (сентябрь 2017 г.) меморандума возлагалась обязанность отвести боевиков-джихадистов от линии соприкосновения с сирийской армией, включая район Алеппо, и деблокировать стратегическую трассу М-5. Эта операция едва не переросла в полномасштабный военный конфликт между Дамаском и Анкарой, когда 27 февраля под огонь сирийской артиллерии попали турецкие военные, которые находились среди наступающих боевиков. Турция потеряла 36 солдат.

"В начале нашей встречи хочу ещё раз выразить свои искренние соболезнования по поводу гибели ваших военнослужащих в Сирии. Гибель людей — это всегда большая трагедия. К сожалению, как я уже говорил вам в телефонном разговоре, никто, в том числе сирийские военнослужащие, не знали о месте их нахождения. За это время, к сожалению, и сирийские военнослужащие пострадали: у сирийской армии серьёзные потери. Поэтому, конечно, нам нужно с вами обязательно проговорить всё, всю ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день, чтобы ничего подобного не повторялось и это не разрушало российско-турецкие отношения, к которым мы относимся — и я знаю, вы тоже — очень внимательно и дорожим этим", — сказал Путин.

Всем было ясно, что переговоры российского и турецкого лидеров будут трудными. Оценки происходящего в Сирии у Москвы и Анкары по многим вопросам диаметрально противоположны. Турция не первый год пытается обвинить правительство Башара Асада в геноциде сирийского народа и призывает покончить с ним, оказывая при этом поддержку вооруженной "умеренной" оппозиции, которую практически невозможно отличить от оголтелых джихадистов. Россия настаивает на невмешательстве в дела суверенных государств, на урегулировании конфликтов политическим и дипломатическим путем. А также считает, что с террористами нужно бороться, а не использовать их в своих интересах.

И, тем не менее, несмотря на разность и даже противоположность позиций, сторонам удалось договориться по всем ключевым моментам. В результате встречи был подписан дополнительный протокол к меморандуму о стабилизации обстановки в зоне деэскалации Идлиба от 2018 года.

"Выражаю надежду на то, что эти договоренности послужат хорошей основой для прекращения боевых действий в Идлибской зоне деэскалации, положат им конец, прекратят страдания мирного населения и разрастание гуманитарного кризиса. Создадут условия для продолжения мирного процесса в Сирии между всеми конфликтующими сторонами", — добавил Путин.

Президент Турции в своем ответном слове вновь назвал своего российского коллегу "дорогим другом" и подтвердил, что в полночь с 5 на 6 марта в Идлибе будет введен режим прекращения огня. "Мы будем прилагать все усилия, чтобы оказать необходимую помощь всем нуждающимся, также мы обеспечим облегчение возвращения беженцев на свои места жительства", — сказал Эрдоган.

После этого министры иностранных дел России и Турции озвучили журналистам полный текст подписанного по итогам переговоров документа, в котором детально расписано, что стороны обязуются сделать.

Россия и Турция начнут с 15 марта совместное патрулирование по трассе М4 в Сирии от населенного пункта Трумба до поселения Айн эль-Хабр. Как отмечается в протоколе, Россия и Турция как страны-гаранты соблюдения режима прекращения огня в Сирии договорились "прекратить все боевые действия по существующей линии соприкосновения в идлибской зоне деэскалации с 00:01 6 марта 2020 года" и "создать коридор безопасности шириной шесть километров к северу и шесть километров к югу от трассы М‑4". "Конкретные параметры функционирования коридора безопасности согласовываются по линии министерств обороны России и Турецкой Республики в течение семи дней", — говорится в документе.

Насколько это соглашение сможет обеспечить мир в Идлибе, покажет время. Но уже сейчас понятно, что планы некоторых "третьих сил" способствовать началу турецко-сирийского или даже турецко-российского вооружённого конфликта, в результате переговоров Путина и Эрдогана оказались сорваны.

1.0x