двойной клик - редактировать изображение
1. Если уж совсем коротко, то ситуация – такова. Сумма задолженности россиян только за электроэнергию уже перевалила за 75 млрд. рублей, при этом возможности расплатиться с накопившимися долгами у подавляющего большинства россиян просто нет. Конечно, эти долги можно было бы реструктуризировать или списать. Но в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации решать проблему таким образом не торопятся. В результате в субъектах Российской Федерации уже появились первые случаи выселения россиян из единственного жилья за неоплаченную коммуналку.
Ещё до инфопандемии коронавируса россияне задолжали коммунальщикам порядка 1 трлн. рублей. Однако, в 2020 году ситуация окончательно вышла из-под контроля. Напомним, что в период инфопандемии коронавируса Правительство Российской Федерации объявило мораторий на начисление пеней и штрафов за просрочку по оплате коммунальных услуг.
«Мы предоставили людям право не платить коммунальные платежи, фактически выдав им потребительский кредит. Это была мина замедленного действия, которая сейчас сработала и начала давать страшные последствия», – говорит лидер Всероссийской политической партии «Стоп ЖКХ» Сергей Сергеевич Креков (1980 год, город областного подчинения Свердловск, Свердловская область, Уральский экономический район, РСФСР, СССР (ныне – город областного значения Екатеринбург (муниципальное образование «Город Екатеринбург»), Свердловская область, Уральский федеральный округ, Российская Федерация)).
двойной клик - редактировать изображение
В итоге даже в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации уже предложили подумать над возможностью списания долгов россиян за электроэнергию. «Это – в большинстве своём безнадёжные долги, которые они явно не могут оплатить. В нынешних обстоятельствах будет дальновиднее освободить людей от такого финансового бремени», – заявил бывший депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации V и VI (24 декабря 2007 года – 21 декабря 2011 года, 21 декабря 2011 года – 5 октября 2016 года), бывший руководитель секретариата Заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва В.В. Жириновского (24 декабря 2007 года – июль 2011 года), депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва (с 5 октября 2016 года), Председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва (с 5 октября 2016 года), заместитель руководителя фракции политической партии «ЛДПР – Либерально-демократическая партия России» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва (с 5 октября 2016 года) Ярослав Евгеньевич Нилов (20 марта 1982 года, город республиканского подчинения Кишинёв, МССР, СССР (ныне – город Кишинёв, муниципий Кишинёв, Республика Молдавия)).
двойной клик - редактировать изображение
Однако никаких послаблений, похоже, сделано не будет. Перед бывшим 2-м первым заместителем Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (22 января 2020 года – 9 ноября 2020 года), бывшим 3-м врио Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (9 ноября 2020 года – 10 ноября 2020 года), 4-м Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (с 10 ноября 2020 года) Иреком Энваровичем Файзуллиным (8 декабря 1962 года, город республиканского (АССР) подчинения Казань, Татарская АССР, РСФСР, СССР (ныне – город республиканского значения Казань (муниципальное образование «Городской округ Казань»), Республика Татарстан, Приволжский федеральный округ, Российская Федерация)) поставлена весьма конкретная задача: решить проблему долгов в жилищно-коммунальном хозяйстве, увеличив собираемость платежей.
2. Выжимать из россиян долги собрались решительно. Так, недавно в городе областного подчинения Благовещенск (муниципальное образование «Городской округ Благовещенск», Амурская область, Дальневосточный федеральный округ, Российская Федерация) сразу трое неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги лишились своего единственного жилья. Семья из двух человек, чей долг на 1 марта 2021 года составил чуть более 174 тыс. рублей (плюс 44,6 тыс. рублей пеней и штрафов) лишилась двухкомнатной квартиры и теперь будет вынуждена переселиться в комнату площадью 12,8 квадратного метра. Ещё один одинокий житель, задолжавший 115,5 тыс. рублей (плюс 28,6 тыс. штрафов), лишился однокомнатной квартиры в новом доме и теперь будет проживать в комнате площадью 17,1 квадратного метра.
А теперь ещё один случай выселения произошёл в городе областного значения Копейск (муниципальное образование «Городской округ Копейск», Челябинская область, Уральский федеральный округ, Российская Федерация). После смерти мужа у Татьяны Вахрушевой остались долги по оплате жилищно-коммунальные услуг и ипотечный кредит. «У меня образовалась просрочка, так как приставы списали 23 тыс. с ипотечного счёта за отопление. Это было в ноябре 2019 года, меня об этом никто не уведомлял. Обо всём узнала, когда пришёл представитель из банка в мае 2020 года и вручил письмо, что я уже – на выселение», – поделилась Т. Вахрушева с журналистами местных средств массовой информации.
двойной клик - редактировать изображение
Очевидно, что в ближайшее время количество подобных случаев будет расти как снежный ком. Так, совсем недавно было принято знаковое Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2021 года № 15-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 213.25 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина И.И. Ревкова» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_382961/), которое фактически отменило действовавший до этого времени так называемый квартирный иммунитет. Отныне суд общей юрисдикции может принять решение о лишении должника единственного жилья, площадь которого превышает установленные Жилищным кодексом Российской Федерации нормы. Деньги с продажи будут пущены на оплату задолженности, а также на приобретение нового жилья минимального метража, предусмотренного Жилищным кодексом Российской Федерации. Такие вот рыночные постсоветские обещания «Всё – для человека, всё – во имя человека», как звучали слова из Введения к Программе Коммунистической партии Советского Союза (КПСС), принятой XXII съездом КПСС 31 октября 1961 года (http://leftinmsu.narod.ru/polit_files/books/III_program_KPSS_files/III_program_KPSS.htm). Только эти рыночные постсоветские обещания «Всё – для человека, всё – во имя человека» ни в коей мере не относятся к коммунистической перспективе, а являются обещаниями в условиях уже давно сильно затянувшегося переходного периода. Не сказали россиянам только все эти горбачёвско-ельцинско-путинско-медведевско-путинские пропагандисты о каком собственно переходном периоде идёт речь? Этот самый переходный период от чего к чему? По-видимому, речь шла о переходном периоде от развитого социализма к тотальному глобальному фашизму, в том числе, и на одной шестой части суши.
Показательно, что карательные меры по выселению начали проводить среди самых бедных слоёв населения Российской Федерации, которые не способны нанять адвоката и отстоять свою позицию в суде общей юрисдикции. К тому же вызывает сомнение механизм продажи квартир с аукциона. Очевидно, что все эти меры дают широкие возможности исключительно только для коррупции, так что у различных групп чиновников и начальников, очевидно, появится свои интересы как можно активнее выселять должников за жилищно-коммунальные услуги.
3. При этом эксперты отмечают: за последнее время Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и И.Э. Файзуллин лично предприняли максимум усилий, чтобы проблема россиян с долгами по жилищно-коммунальному хозяйству стала действительно нерешаемой. «Ужесточаются требования по оплате, увеличиваются размеры штрафов, растут тарифы, – констатирует С.С. Креков. – И всякий раз на вопрос о том, как можно повышать тарифы, когда у населения нет денег на оплату коммуналки, следует стандартный ответ: у нас есть механизм субсидий, кто не может платить – идёт оформлять субсидии».
Однако, с субсидиями на оплату жилищно-коммунальные услуг всё – не так просто. Действительно, право оформить субсидию на оплату жилищно-коммунальные услуг получают те семьи, у кого более 22 % совокупного дохода уходит на оплату жилищно-коммунальных услуг. Но закавыка в том, что размер субсидии – фиксированный. Более того, он никак не коррелируется с тарифами, этим жилищно-коммунальным напёрстком уже донельзя затянувшегося рыночного постсоветского переходного периода. Так что тарифы за жилищно-коммунальных услуги растут, а субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг остаётся прежней. Кроме того, претендовать на получение субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг могут лишь те, у кого нет задолженностей по оплате жилищно-коммунальных услуг. Потому, чем больше должников по оплате на оплату жилищно-коммунальных услуг, тем больше у властей субъекта Российской Федерации экономия на социальных статьях бюджетных расходов. Учитывая, что бюджеты субъектов Российской Федерации в настоящее время «трещат по швам», долги россиян по оплате жилищно-коммунальных услуг оказываются как нельзя кстати для властей субъектов Российской Федерации и «пасущихся» как с ними вместе, так и рядом с ними региональных паразитариумов.
Ещё более хитроумные способы используются и для повышения тарифов за жилищно-коммунальных услуги. Широко анонсируемое Правительством Российской Федерации повышение тарифов за жилищно-коммунальных услуги в 2021 году не более чем на 4 % – лишь красивая цифра для пиара. В реальности сумма индексации по отдельным видам платежей (за свет, за тепло, за воду) может оказаться даже в разы (!) больше.
двойной клик - редактировать изображение
Кстати, о завышении тарифов вполне открыто заявлял и бывший председатель комиссии по городскому хозяйству, председатель координационной группы по бюджету и финансам Законодательного собрания Санкт-Петербурга (1994 год – 1996 год), бывший первый вице-губернатор Санкт-Петербурга (1996 год – январь 1999 года), бывший председатель комитета финансов администрации Санкт-Петербурга (1996 год – январь 1999 года), бывший депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации III созыва (18 января 2000 года – 29 декабря 2003 года), бывший Заместитель Председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации III созыва (18 января 2000 года – 29 декабря 2003 года), бывший 1-й руководитель Федеральной антимонопольной службы (10 марта 2004 года – 11 ноября 2020 года), помощник Председателя Правительства Российской Федерации (с 11 ноября 2020 года) Игорь Юрьевич Артемьев (27 ноября 1961 года, город республиканского подчинения Ленинград, РСФСР, СССР (ныне – город федерального значения Санкт-Петербург, Северо-Западный федеральный округ, Российская Федерация)). Однако конкретными действиями против лоббистских усилий коммунальщиков заявления свои тогда не подкрепил.
двойной клик - редактировать изображение
По информации бывшего исполняющий обязанности руководителя органа исполнительной власти Краснодарского края – заместителя генерального директора департамента по транспорту и связи Краснодарского края (2001 год – 2002 год), бывшего заместителя начальника (службы) дорожного центра фирменного транспортного обслуживания Управления Северо-Кавказской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации (2003 год – 2003 год), бывшего консультанта заместителя председателя Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (2003 год – 2004 год), бывшего советника руководителя Федеральной службы по тарифам (2004 год – 2008 год), бывшего начальника контрольно-ревизионного управления Федеральной службы по тарифам (2009 год – 2015 год), директора автономной некоммерческой организации «Центр мониторинга и контроля за ценообразованием» (с марта 2016 года), эксперта автономной некоммерческой организации «Институт экономики роста имени Столыпина П.А.» (с марта 2016 года) Алексея Владимировича Малозёмова (1 августа 1972 года, город областного подчинения Ростов-на-Дону, Ростовская область, Северо-Кавказский экономический район, РСФСР, СССР (ныне – город Ростов-на-Дону (муниципальное образование «Городской округ "Город Ростов-на-Дону"»), Ростовская область, Южный федеральный округ, Российская Федерация)), например, тарифы на электроэнергию в Российской Федерации завышены в среднем на треть. Деньги энергетики себе выбивают в основном на инвестиционные программы, выполнение которых по факту происходит от силы на 60 %. Отсюда любимый всеми коммунальщиками замкнутый круг: сначала разговоры про изношенные сети, потом следует повышение тарифов. В итоге лоббисты продолжают набивать карманы, а простых россиян выселяют из единственного жилья.
4. Закручивание гаек в отношении россиян, которым просто нечем расплатиться за жилищно-коммунальных услуги по непомерно раздутым тарифам, всё больше напоминает охоту на ведьм. Особенно, если учитывать, что сами коммунальщики давно уже погрязли в коррупционных схемах, через которые из отрасли утекают десятки миллиардов рублей ежегодно.
Руководство ПАО «Российские сети» недавно заявило о том, что больше не сможет поддерживать принятую ранее схему реструктуризации долгов подконтрольных ему гарантирующих поставщиков в Северо-Кавказском федеральном округе (Российская Федерация). Соглашение о реструктуризации было подписано летом 2020 года на общую сумму около 9 млрд. рублей. Теперь же в ПАО «Российские сети» заявляют о нехватке 7,4 млрд. рублей. Примечательно, что ситуация с нехваткой средств разворачивается на фоне громкого коррупционного скандала. Так, в марте 2021 года Министерство внутренних дел Российской Федерации сообщило о задержании 11 бывших руководителей региональных энергетических хозяйственных обществ, подозреваемых в хищении более 10 млрд. рублей. Среди задержанных бывшие руководители ПАО «Архэнергосбыт», ПАО «Вологдаэнергосбыт», АО «Роскоммунэнерго», АО «Хакасэнергосбыт», ПАО «Челябэнергосбыт». По версии следствия, деньги из указанных региональных энергетических хозяйственных обществ выводились в подконтрольные руководству ПАО «Российские сети» зарубежные организации.
Заодно в Сообществе потребителей энергии подсчитали, что стоимость электричества для промышленных потребителей в Российской Федерации второй год подряд превысила аналогичный показатель в Европейском Союзе и США. Так, в Российской Федерации за 2020 год цена электроэнергии при подключении к региональным сетям составляла 0,73 $ за киловатт-час, а при подключении к магистральной сети – 0,45 $ за киловатт-час. В США этот показатель составил 0,67 $ за киловатт-час, во Французской Республике – 0,69 $ за киловатт-час, в Королевстве Норвегия – 0,34 $ за киловатт-час. При этом везде в мире из-за инфопандемии цены снижаются, тогда как в Российской Федерации цены растут.
Вот такой замкнутый круг в ценообразовании в новой Российской Федерации встречается повсюду. А что вы хотели? Россияне живут в условиях уже давно сильно затянувшегося переходного периода. Чтобы думать над тем, как разомкнуть замкнутый круг в ценообразовании в новой Российской Федерации, надо прежде прекратить переходный период.