За прошедшие дни история с арестом "под Минском" 33 граждан Российской Федерации, которым, в конце концов, было предъявлено обвинение в "подготовке к массовым беспорядкам, погромам, уничтожению имущества и вооружённом сопротивлении власти", вышла едва ли не на первый план в потоке новостей, связанных с Республикой Беларусь, соперничая с темой предстоящих 9 августа президентских выборов, уже шестых с 1994 года для "батьки" Александра Григорьевича Лукашенко. И, скорее всего, шестых подряд — победных.
О задержании большой группы "боевиков иностранной ЧВК" официальные источники в Минске заявили днём 29 июля, добавив, что само задержание произошло ночью. Через несколько часов после первой информации пришло уточнение БелТА, что задержанные боевики являются российскими гражданами, а "иностранной ЧВК" — уже знаменитая "ЧВК Вагнера", ставшая стараниями глобальных массмедиа чуть ли не одним из символов "агрессивной путинской России". Дополнительно сообщалось об аресте ещё одного человека, связанного с данной группой, на юге республики. Параллельно сообщалось, что в городе Калинковичи Гомельской области (это как раз юг Белоруссии) был задержан Андрей Бакунович, который, по некоторым данным, воевал в Донбассе на стороне ДНР и возглавлял там снайперскую группу. Опять же, является ли именно он 33-м из "богатырей ЧВК Вагнера" не сообщалось.
Тут же, как это и принято в подобных случаях, посыпалось множество версий, в которых "след ЧВК Вагнера" уже трактовался как непререкаемая данность.
Согласно одной из них, эти люди, прибывшие в столицу Белоруссии в ночь с 24 на 25 июля, в тот же день должны были вылететь из Минска в Турцию, чтобы уже оттуда проследовать в Ливию для охраны нефтяных полей, находящихся под контролем Правительства национального согласия (ПНС) Файеза Сараджа. Но из-за каких-то "накладок" "якобывагнеровцы" пропустили свой авиарейс и поэтому до переоформления билетов остановилась в одном из ближайших к центру белорусской столицы и резиденции главы государства санаториев, где старались "не привлекать к себе внимания", расхаживая группами по несколько человек в военизированной униформе без каких-либо надписей и знаков отличия по санаторию и его окрестностям. Что, собственно, и вызвало понятные подозрения со стороны местных спецслужб. Которые в накалённой предвыборной обстановке и решили "принять" гостей из России.
Согласно другой версии, "вагнеровцы" были заброшены на территорию Белоруссии с целью "дестабилизации ситуации" в этой стране. На экстренном заседании Совета Безопасности, созванном в тот же день 29 июля, "батька" Лукашенко потребовал от своих "силовиков" расследования ситуации, а после ознакомления 1 августа с докладом председателя Комитета государственной безопасности Белоруссии Валерия Вакульчика и председателя Следственного комитета республики Ивана Носкевича "батька" Лукашенко заявил, что задержанные — всего лишь "первая партия", а всего из России в "синявоку" должно прибыть от 180 до 200 "боевиков". "Я смотрю, приумолкли и наши старшие братья. Уже не кричат, что они посылали этих ребят в Стамбул. Никакого Стамбула не было и быть не могло, как оказалось на поверку. Ясно, что у этой группы были иные цели… Это солдаты. Им приказали — они пошли. Разбираться надо с теми, кто приказывал, кто их сюда посылал… И попытка там сейчас спрятать "хвост" в России и сказать, что вот чуть ли не они с нами согласовали приезд этой группы, это полная ерунда", — заявил президент Республики Беларусь.
Впрочем, вскоре ещё раз подтвердилась уже хорошо известная вещь: никакой "ЧВК Вагнера" в России не существует и существовать не может, поскольку частные военные компании на территории нашей страны отсутствуют как класс, и речь пошла уже о том, что работодателем арестованных россиян является ООО "Охранное предприятие "ЧВК Мар", но это всё равно "ЧВК Вагнера". Масла в огонь подлил известный писатель Захар Прилепин, который 29 июля в интервью для Ура.ру заявил, что некоторые из задержанных россиян сражались в Донбассе: "Есть там два или три бойца из моего батальона", — после чего прокуратура Украины заявила о том, что потребует от Белоруссии выдачи 28 человек для привлечения их к уголовной ответственности за "терроризм". Следует сказать, что это требование сразу было по факту поддержано представителями официального Минска, которые предложили Москве привлечь к участию в переговорах по проблеме и украинскую сторону. В частности, секретарь Совбеза РБ Андрей Равков, который сразу же обвинил задержанных в "подготовке терактов", заявил: "Уже сейчас, по имеющейся информации по результатам опросов этих людей, около 14 человек — это те, которые проходили по программе учёта людей, были зафиксированы в Донбассе. Поэтому приглашается и посол Украины по этому вопросу". Ответа на столь экзотическое предложение пока не последовало — впрочем, и в Генпрокуратуре Белоруссии заявили, что официальный запрос из Киева к ним ещё не поступил.
Вечером 1 августа Прилепин заявил следующее: "Минск является транзитной зоной для наших ребят, которые работают в частных охранных предприятиях — так это назвали наши официальные лица. Ребята двигались через Минск в третью страну, о ней сообщат позднее (ранее сообщалось, что у задержанных имелись при себе суданские фунты — мягко говоря, не самая популярная в мире валюта. — авт.). Одна партия уже уехала, остальные ребята ожидали выезда, имея на руках билеты. Они ни о чём не подозревали, не ожидали никаких эксцессов, имея определённые договорённости. Я был с некоторыми на связи. Они никак не скрывались, ходили группой, занимались спортом и т. д. Биографию каждого можно пробить за 30 секунд в интернете, и любой здравомыслящий человек понимает, что таких людей никогда бы не стали отправлять в Минск для организации каких-либо провокаций. Те, кто знаком с работой и образом жизни задержанных в Белоруссии, сразу поняли, что это какая-то махинация, разводка одной из силовых или политических структур этой страны. Именно поэтому мы приняли решение сразу же заявить, что это наши ребята, которые работают с определёнными целями, чтобы эта информация дошла до нужного уровня власти и были приняты какие-то решения. В том числе поэтому МИД и прочие органы власти и занялись этой историей. Были случаи, когда ребята погибали в ходе выполнения тех или иных задач или могли "присесть" навсегда. Лукашенко, попав в эту сложную ситуацию, ведёт обычный политический торг. Но наши ребята ни в чём не виноваты, и Белоруссия должна отпустить их немедленно".
Официально данная информация так и не была опровергнута. Кроме того, российские власти действительно подключились к ситуации. На самом высоком уровне. Ещё 31 июля Владимир Путин провёл закрытое оперативное совещание с постоянными членами Совета Безопасности РФ, о результатах которого сайт kremlin.ru корректно сообщил следующее: "Выражена надежда на то, что уже в ближайшее время в эту ситуацию будет внесена ясность и безосновательно задержанные российские граждане будут освобождены". Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков также назвал задержание в Минске безосновательным и не укладывающимся в параметры союзного сотрудничества.
3 августа консул России в Республике Беларусь Кирилл Плетнёв встретился с задержанными и сообщил, что конечным пунктом назначения для них были не Ливия и не Судан, а "одно из государств в латиноамериканском регионе". При этом их логистика действительно включала в себя Минск и Стамбул в качестве "перевалочных пунктов". Заявленные белорусской стороной "противоречия в показаниях" консул объяснил "сложной ситуацией", в которой оказались задержанные. В тот же день в Москве прошла встреча замминистра иностранных дел России Андрея Руденко с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в РФ Владимиром Семашко, в ходе которой ещё раз была оглашена позиция российской стороны, согласно которой "арест граждан России был совершен под безосновательным и надуманным предлогом".
Нет смысла анализировать и оценивать реакции многочисленных комментаторов и экспертов с различными гражданствами и мерами авторитета. Зафиксируем несколько тезисов, остающихся, что называется, "в сухом остатке" данной ситуации.
Тезис первый. Установлен факт появления в Минске российских граждан, являющихся сотрудниками одной из частных компаний, оказывающих услуги в сфере охраны и безопасности, это непреложный факт. Идёт следствие, чтобы выяснить, как и для чего они там оказались. Российская сторона считает, что это произошло вследствие транзита через Минск, поскольку заказ был срочным, а авиасообщение РФ и Турции открывалось только с начала августа. Белорусская сторона высказывает подозрения, что эти люди появились на территории республики в канун президентских выборов, чтобы дестабилизировать ситуацию. В любом случае это задержание добавило конфликтного потенциала в и без того непростые сегодня отношения между Россией и Белоруссией.
Тезис второй, следующий из первого. Если "батька" Лукашенко будет не только подтверждать данную версию и связанные с ней претензии в адрес России, если он и дальше будет вести процессуальные действия и, более того, создаст такой международный предвыборный скандал, обвинив Россию во вмешательстве во внутренние дела Белоруссии в период президентских выборов, это почище, чем обвинения американцев во вмешательстве России в выборные дела Америки. Если белорусские "силовики", не дай Бог, передадут Киеву списки тех российских граждан, которые в украинском конфликте воевали на стороне народных республик Донбасса, это будет расценено российской, и возможно, белорусской общественностью как грандиозное предательство, которое не только чрезвычайно осложнит отношения Минска и Москвы, но и приведёт к резкому обрушению рейтинга Лукашенко в глазах российского общества, которое всегда ему симпатизировало. Если же и Россия в ответ "пойдёт на принцип", то отношения внутри Союзного государства, между Белоруссией и Россией будут испорчены необратимо, Россия потеряет Белоруссию. Это будет серьёзнейшим геостратегическим просчётом, огромной русской бедой, потому что в этом случае, как сто лет назад, замыкается "санитарный кордон" от Балтики до Чёрного моря, на необходимости которого всегда настаивали и к созданию которого всегда стремились наши западные "партнёры". Потому что Белоруссия — важнейшее "окно" России в Европу. Если мы лишаемся этого окна, если мы переносим его от Бреста к Смоленску, то для нашей страны возникает огромное количество издержек: геостратегических, военных, коммуникационных и прочих.
Как будет разрешён этот вопрос? Неизвестно. Ясно, что в настоящее время "работа по ситуации" продолжается как в Москве, так и в Минске, она ведётся советниками как Путина, так и Лукашенко, но каким окажется итог этих усилий, сказать пока нельзя. Обращение "батьки" к белорусскому народу 4 августа сохранило возникшую неопределённость. Видимо, придётся ждать результатов президентских выборов 9 августа.