Анна Ахматова восхищалась тем, что Пушкин «ногу ножкой называл». Да, например, о знаменитой балерине Истоминой на сцене он писал:
Летит, как пух из уст Эола;
То стан совьёт, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьёт.
Но писал и так:
Я помню море пред грозою.
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурною чредою
С любовью лечь к её ногам.
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами…
И ножками дело у поэтов не ограничивается. Как пронзительно сказано у Ярослава Смелякова!
С благоговением и мукой,
Забыв печали и дела,
Целую старческую руку,
Что белой ручкою была…
Но однажды с ногами-ножками Пушкин, совместив то и другое, позволил себе вот что:
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд;
Люблю их ножки; только вряд
Найдете вы в России целой
Три пары стройных женских ног…
Доведись мне встретиться в ЦДЛ с классиком, я сказал бы ему: «Дорогой Александр Сергеевич, вспомните хотя бы вашу лицейскую любовь Катеньку Бакунину, которой вы посвятили целый цикл элегий, разве она было колченога? А графиня Елизавета Воронцова, салон которой вы посещали в Одессе, где она подарила вам перстень («Храни меня, мой талисман…») и тоже вдохновила вас на цикл стихов,- что, у нее ноги были, как бутылки? Наконец, Натали?..
Мне вспомнилась эта несправедливость гения 10 марта, когда сразу после Международного женского дня прочитал в «Аргументах недели» странную статью Татьяны Москвиной «Красавицам здесь не место». Где не место? Их что, изгоняли оттуда? Представьте себе, им не место в кино и театре: «Или красота, или играть: самые успешные долгожительницы в кино и театре в редчайших случаях бывали красавицами». Причем здесь долгожительство? Как сказал поэт, увы:
Красота, как станция, минует,
И, постарев, красавица одна
Себя к своим портретам приревнует.
А талант, если он был, остается. Ах, как играли гениальные старушки Малого и МХАТа! Невозможно забыть хотя бы Анастасию Платоновну Зуеву в роли гоголевской Коробочки…
Статью Т.Москвиной тут же на полосе сопровождают семь портретов артисток разного возраста, две-три из которых, вероятно, и в молодости не были гениями красоты. Но остальные беспощадно опровергают заголовок статьи.
Так или иначе, но статья меня раздосадовала, даже возмутила. И не будучи историком кино, я, как говорится, сходу вспомнил множество таких наших актрис, о которых можно повторить то, что говорили о женщинах множество русских поэтов:
Как божество, как вдохновенье…
Их только слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
- Пройдет – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублем подарит!..
Ты вся – как горла перехват,
Когда его волненье сдавит…
Эти гордые лбы винчианских мадонн
Я встречал не однажды у русских крестьянок…
И так далее до бесконечности.
А Т.Москвина еще и не может обойтись без того, что не сходит с несмыкаемых уст хотя бы Жириновского: «Советские актрисы разделяли с народом все трудности исторического и диалектического материализма». Это в «АиФ» считается синдромом остроумия. Да, сударыня, разделяли и многое другое. В 1945 году сразу после окончания войны тот же Смеляков, вспоминая недавнее, писал:
На носилках длинных под навесом
Умирали русские принцессы.
Рядом в государственной печали
Скорбно пулеметчики молчали…
Среди этих принцесс могли быть и будущие актрисы.
А ещё Т.Москвина поучает их: «Даже самым красивым женщинам надо главную ставку(!) делать на ум». Ещё бы! Ум всем полезен. В том числе, журналистам. И ещё: «Надо твердо знать: мир охотно «употребляет» красоту, но он к ней безжалостен и никаких поблажек не делает. Есть даже особая ненависть судьбы к красоте». Как уверенно сказано! На себе, что ли испытала? Но есть же и другая точка зрения на сей важный предмет. Например:
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
Красавица миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
Я так и вижу здесь Татьяну Доронину. Легко ли было создать новый МХАТ им. Горького и столько лет возглавлять его!
И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна.
Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна!
А это разве не про Нону Мордюкову?
Идет эта баба к обедне
Пред всею семьёй впереди.
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди.
И это знаю, о ком из артисток, но не скажу.
Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет…
И по сердцу это картина
Всем любящим русский народ.
Маловероятно, что эта картина по сердцу Познеру, Гозману или Ирине Прохоровой.
А беглый перечень советских актрис-красавиц можно начать хотя бы с обворожительной Галины Сергеевой, запомнившейся ещё в немом кино мопассановской Пышкой, в 21 год заслуженная артистки РСФСР. А бесподобная Лидия Смирнова, лауреатка Сталинской премии, очаровательная и в 90 лет? А Эмма Цесарская - Аксинья ещё немого «Тихого Дона». Что, не подходят? А ослепительная Татьяна Окуневская, о которой на-днях был фильм по ТВЦ? Оторваться невозможно! Между прочим, она снималась в кино до 85 лет. А Валентина Серова, воспетая Симоновым, неотразимая Элина Быстрицкая? А та же несравненная Татьяна Доронина и божественная Алла Ларионова, незабываемая Наталья Белохвостикова и чудо из чудес Жанна Болотова - тоже не в вашем вкусе, мадам? А промелькнувшие небесными видениями Руфина Нифонтова, Маргарита Володина и Изольда Язвицкая? А обворожительная Татьяна Конюхова? А Людмила Касаткина и Клара Лучко, о которых так и хотелось сказать: «Во всех ты, душенька нарядах хороша». А Наталья Фатеева и Вера Алентова, и ныне излучающие свет? Ну, а за кого вы держите великую Марию Бабанову и таких сошедших на землю горних созданий, как Татьяна Самойлова, Людмила Гурченко, Евгения Симонова?.. И не только русские – а пленительная Вия Артмане и недавно почившая Валерия Заклунная, родная сестра Пенелопы или – поющий ангел Анна Герман и не знающая возраста Эдита Пьеха?.. Какой цветник! Какое на всю Советскую страну, нет, на весь мир благоухание!.. Да какая ещё держава могла и тут сравниться с нами! И, между прочим, некоторые, как Нифонтова, Смирнова и Быстрицкая, Лучко и Конюхова, были членами ВКП(б), что наряду с историческим материализмом весьма плодотворно сказывалось как на их актерском мастерстве, так и на женском обаянии.
В упомянутом стихотворении Ярослав Смеляков писал о наших женщинах, бывших на войне, в том числе, конечно, и о тех, которые уже были тогда артистками или стали ими потом:
Сняли вы бушлаты и шинели,
старенькие туфельки надели.
Мы еще оденем вас шелками,
плечи вам согреем соболями.
Мы построим вам дворцы большие,
милые красавицы России…
И мы во многом преуспели с дворцами и соболями, но не всё, не так, как хотелось бы – пришел Чубайс. Он выманил ваучерами наших простодушных принцесс из прекрасных дворцов, поселил там свою Дуню Смирнову, содрал с принцесс соболя, укутал ими ту же Дуню, и вот они блаженствуют, со страхом размышляя о судьбе Марии Максаковой…
А кончалось то прекрасное стихотворение так:
Мы о вас напишем сочиненья,
полные любви и удивленья.
И тут во многом преуспели. Вспомним хотя бы стихи «Русской женщине» Михаила Исаковского, «Жди меня» Константина Симонова, фильм «Летят журавли» Михаила Калатозова, полотно Аркадия Пластова «Весна»…В меру своих скромных возможностей в этом благородном деле принял участие и ваш покорный слуга. Например, однажды после случайной встречи на одном банкете с Элиной Быстрицкой родилось посвященное ей стихотворение. Т.Москвина не нашла лучшей похвалы для этой большой актрисы, как поименовать её «леди». Ну как же, как же! А стихотворение вот:
Стих мерный говор ресторана,
Как будто кто-то приказал,
Когда живой, а не с экрана
Вы снизошли в банкетный зал.
С бокалом тонким гурджаани –
Вина прекрасней в мире нет –
Я сделал шаг навстречу грани,
Где сон и явь, где тень и свет...
Вы правы, мир переменился,
И все страшней безумства шквал.
Я в знак согласья поклонился
И руку вам поцеловал.
И вдруг - пахнуло Доном, синью
Не то небес, не то воды…
- Благодарю вас за Аксинью,
За ваш талант, за все труды.
Ещё прошу, чтоб не забыли:
Пройдя, как все мы, круг потерь,
Вы как тогда прекрасны были,
Так вы прекрасны и теперь.
В последний раз мы встретились не так давно на юбилее маршала Д.Т.Язова в Краснознаменном зале Дома Советской армии.
А по поводу юбилея А.П.Зуевой, на который он не смог прийти, Борис Пастернак писал:
Смягчается времен суровость,
Вновь обретают смысл слова.
Талант – единственная новость,
Которая всегда нова.
На фото: Элина Быстрицкая, Джина Лоллобриджида и Татьяна Самойлова на Втором Московском Международном кинофестивале
|
-
Viktor
5 апреля 2017 в 16:10Babichev
Бушину. Склоняю голову пред вашим гением!
-
Николай
5 апреля 2017 в 16:194 Асташкин
Молодёжь Русская = уже ДАЛЕКА от нафталинного, а, значит, = к кому взываете(?)
===========================================
Не видел нОне НЕДОВОЛЬНЫХ от жИзнии, окромя "бу-бу-бу-шников"!
-
Николай
5 апреля 2017 в 16:284 Асташкин
Ну-у, где там БахтиЁр, менестрель Узбекский, он-таки знает в женЧинах, оды поЁть Захаровой(?)
-
Кир
5 апреля 2017 в 17:19Кир
< А промелькнувшие небесными видениями Руфина Нифонтова... >
___
большая статья о Руфине Нифонтовой на сайте ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
"Народная артистка СССР (1978)
Приз за лучшую женскую роль на МКФ в Карловых Варах за роль в х/ф «Вольница» (1956)
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первые премии для актеров» за роль в х/ф «Хождение по мукам. Сестры» (1958)
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз за женскую роль» за роль в х/ф «Хождение по мукам. Восемнадцатый год» (1960)
Руфина Нифонтова родилась 15 сентября 1931 года в Москве.
Ее отец Дмитрий Питаде был помощником начальника станции «Москва—Сортировочная», а мама Дарья Семёновна работала на ткацкой фабрике. Двое братьев Руфины - Александр и Борис - погибли во время Великой Отечественной войны, а третий брат, Вячеслав, остался жив. Позже Руфина Нифонтова рассказывала: «В детстве я знала, что у меня есть братья, которые всегда защитят. Но война многое у меня отняла. И тогда я поняла, что женщина тоже должна быть сильной. Сжала кулаки — и стала такой».
Во время учебы в школе Руфина занималась актерским мастерством в драматическом кружке школы. Позже она рассказывала: «Я никогда и не думала о кино. Мечтала о театре. Я родилась в семье железнодорожника. У нас все любили искусство: отец пел в самодеятельности, мать участвовала в драматических кружках, братья играли в самодеятельном оркестре. После седьмого класса я стала участницей драматического кружка. Первая роль — горничная Аннушка в пьесе Островского».
После окончания школы Нифонтова подала заявление в театральное училище, но ее туда не приняли. В Щепкинском училище за ее поступление проголосовала вся приемная комиссия, но председатель, актриса Вера Пашенная, сказала: «Эта рыжая и тощая будет учиться в Щепке только через мой труп. Она же все время басом читает! Кого она у нас играть будет? Мужчин? Так давайте лучше мальчиков талантливых наберем!» «Но девочка еще изменится!» — попытался убедить председателя один из членов комиссии. «Вот когда изменится, тогда пусть и приходит!» — ответила Пашенная. Тогда расстроенная Нифонтова попробовала поступить во ВГИК, но туда ее также не приняли. Заплаканную девушку заметил в коридоре ВГИКа профессор Борис Бибиков и взял её на свой курс, где она училась в одной группе с Изольдой Извицкой, Юрием Беловым, Надеждой Румянцевой и Майей Булгаковой. Нифонтова позже рассказывала: «Мама не отходила от меня ни на шаг — боялась, что я с собой что—нибудь сделаю. А потом буквально за руку отвела меня во ВГИК. Правда, там меня тоже не хотели брать… Помню, выбежала в коридор, завернулась в портьеру и давай рыдать. Рядом проходил профессор Борис Бибиков, услышал меня и сказал: «Ты станешь актрисой !"
...
полностью здесь:
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=49
много фотографий, ссылки на документальные фильмы о Руфине Нифонтовой
****
[если сайт не откроется, надо включить VPN. у меня почему-то этот сайт без VPN блокируется]
.
-
Александр
5 апреля 2017 в 18:11Андрух
И через месяц после 8-го марта читается с увлечением! Спасибо, Владимир Сергееви, за эту оду нашим советским русским женщинам!
-
Лев
5 апреля 2017 в 22:08Козленко
Молодец Сергеич!
Так красиво,чутко, благородно, без пошлостей.
И по принципу - опора на положительное.
Наперекор нашей гнусной действительности.
Не многие , шагнув за 90, смогут так эмоционально
писать о женщинах. Мне на десяток меньше,а слов уже не хватает.
С уважением и восхищением.
-
Марк
5 апреля 2017 в 22:17Тальберг
Всех на укладку шпал!
-
Владимuр
6 апреля 2017 в 12:16Иванович
Ты - еврейский шпалоукладчик с котяхом на дембельских кольсонах? Во, страдалец!!!
-
Лев
6 апреля 2017 в 22:16Козленко
Марку Т.
Опадали. Самойловой уж нет, а джина далече.
Я не ошибся? Пойду проверю.
-
Лев
6 апреля 2017 в 22:30Козленко
Ошибок настряпал!
А так -то не ошибся,жива Джина(89 лет)
Такую грацию на шпалы?
Да и был бы путь достойный,а то куда паровоз то гнать?
В коммунизм поездку отменили, даже не возвратив
деньги за билеты. А новый путь то, поди во тьме нащупай.
Так что со шпалами нам с Марком годить придётся.
С уважением.
-
Николя
6 апреля 2017 в 01:41Селиванов
Русский народ самый красивый в мире Сколько еще первосортных красавиц Владимир Сергеевич не упомянул - Чурсина, Кустинская, Скобцева, Остроумова, Пилецкая, непосредственная Варлей, демоническая Терехова. В Европе ничего нет от и до до, Даже красивых женщин. Они все воруют у нас от нефти до женщин.
-
Владимир
6 апреля 2017 в 11:07Василич
Гимн Советской женщине. Ай да Бушин, ай да молодец. Не стареют душой ветераны.
-
Владимuр
6 апреля 2017 в 13:14Иванович
Бушин общается заключая с Разумом Союз и при этом борется по-солдатски, т.е. по-русски с оккупационным еврейско-паскудным враньём. Всегда В.Бушин великодушен, то ОН скрытен чувством стыда и негодования, осторожен искренностью. Это евреи от Бушинских статей корчатся страхом беспокойства, большой же страх Бушинской правды лишает жидов рассудка. Когда же В.Бушин высказывает свои светлые суждения, то как бы выпускает стрелу из арбалета, стремясь определить правду и отвратить благодеянья от еврейского вранья подлости. Когда же он оставляет свои суждения при себе, заслоняясь от еврейской т.н. цензуры нынешнего оккупационного евреизма, то как бы соблюдает клятву, данную на полях битвы за СТАЛИНСКИЙ РУССКИЙ СОЮЗ, а сохранение ИМ молчания - залог ПОБЕДЫ РУССКОСТИ. Бушинизм никогда не увядает подобно осенней и зимней природе, не слабеет по-еврейски беспокойством жидовско-паскудного день ото дня, - ОН всегда погружён в свои чувственные деяния и ни у какой падлы нет и не будет возможностей заставить ЕГО освободиться от ЭТОГО. В.Бушин погряз, со своего начала, в СВОИХ страстях, которые как бы опутали ЕГО самого и с возрастом всё глубже ОН в них утопает. БЛАГОДАРЮ, за ЭТО, уважаемый В.БУШИН!!!
-
Анна
6 апреля 2017 в 13:15Иванова
Статья хороша, согласна с тем, что Бушин молодец.
А Фатееву, излучающую "свет", таковой не считаю. Да, красива, но душа ?????
-
Людмила
6 апреля 2017 в 13:54Марава
Как-то заграницей довелось услышать в обувном магазине: вас, русских, всегда определишь издалека. Вы на весу пытаетесь натянуть на ногу сапог, во время примерки обуви. Думаю, сплутовал тогда игриво местный торговец. Потому что и без сапожков, и без их примерки на весу оборачиваются прохожие вслед нашим девчонкам на тамошних улицах. И приятно очень, когда обращаются к тебе - МАДАМ, оставляя надолго в душе заморскую занозку-изюминку, приятно звенящую заслуженным почтением. Да, и умницы, и красавицы, и мастерицы, и кудесницы! Но, иногда, как обухом по голове: женщина, вы в очереди стоите? И сразу наступает та-а-а-акое заземление... Но ничего, встрепенешься, приятно рассмеешься сама себе, несказанно удивив вопрошающего, и стоишь себе в очереди дальше. Вот такие, привыкшие ко всему павы. Не грустим - не пропадем. И как славно все образуется потом. С глубоким уважением, Людмила Марава. Донецк. P.S. Однако настораживает... Имена-то все перечисленные из самого женственно-красивого в истории Советского Союза времени...
-
Ivan
6 апреля 2017 в 20:50Ivanov
Странно, почему-то все забыли про Анастасию Вертинскую.А её знаменитые роли в фильмах Человек-амфибиия, Алые паруса.
-
Бегемот
7 апреля 2017 в 19:49Иваныч
Раньше воробьи были крупней и девушки красивее.
"Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее..."
et setera...
-
Владимuр
14 апреля 2017 в 08:58Иванович
Да, рыки "настоящего" животного! Тебя, товарищ бегемот...
-
Dmitriy
15 апреля 2017 в 21:55Labunskiy
Я бы ещё добавил сюда Ию Савину, Татьяну Васильеву и Ирину Алфёрову. Замечательные русские актрисы - красавицы.