Сообщество «Схватка за Украину» 12:27 24 октября 2017

Михо-майдан

от силового противостояния в центре украинской столицы страну отделяет буквально один шаг

Итак, произошло. Вы ждали новый майдан в Киеве? У меня есть для вас один. Правда новый майдан вышел какой-то маленький, крикливый и бестолковый, но тут уж — какой есть. Грузинскому импортному коню, как говорится, в зубы не смотрят. Галстуки не жуёт, «бе-бе-бе» не говорит — и то хорошо.

Многие говорят, что нынешний майдан в Киеве — ненастоящий. Мол, не так майданят его участники, стоят и кричат неправильно, да и вообще — с таким настроем они «слоника не продадут». В смысле, «кондитера не вынесут», ведь господин Пётр Алексеевич не чета «проффесору», демократу и гуманисту Виктору Фёдоровичу: может и начать стрелять в ответ.

И, надо сказать, определённая логика в этом есть. За последние четыре года Украина явно стала гораздо более жестоким и неприятным местом для жизни. Теперь кружевными трусиками на тощей майданной заднице мало кого возбудишь — скорее, ими можно серьёзно напугать или насмешить случайного киевского прохожего. Страна наелась «европейского будущего» и «честной власти» в очередной раз попробовала, да и «жизнь наладилась» так, что соседи в ужасе смотрят на чумную территорию и тихонечко про себя шепчут: «Только бы у нас такого счастья не было...».

Впрочем, организаторы нового «Михо-майдана» совершенно не отчаиваются. На что же они надеются в противостоянии с нынешним киевским режимом, и насколько безнадёжно их желание поскорее поменяться местами с нынешней украинской властью?

Майдан как военный лагерь

Всю ядовитость и опасность нового майдана можно увидеть, просто рассмотрев его внешний детальный вид. Новая акция «гражданского неповиновения» в центре Киева организована как военный лагерь. Ровные ряды военных палаток, полевая кухня, сетчатые ограждения (причём установленные самими «протестующими», а не окружившей их полицией), отряды самообороны, формально вооружённые однотипными щитами и дубинками, но имеющие, судя по всему, и более внушительный арсенал.

Куда там до высот майдана 2017-го года демонстрантам 2014-го и романтикам 2004-го! Тут всё организовано по уставу, не хватает только утренней и вечерней поверки и дневального возле командирской палатки. Хотя… может их пока просто нам не показали?

Сегодняшний майдан уже отбросил за ненадобностью личину мирного гражданского протеста и предстал перед нами в своём изначальном, правдивом обличии — в качестве технологии верхушечного силового переворота, который осуществляется одной группой элиты против другой, под формальным прикрытием якобы социальных, экономических и общеполитических лозунгов.

Впрочем, даже с лозунгами на новом майдане уже никто не заморачивается. Фактически, у нового стояния в Киеве нет никаких общенациональных или социальных целей — во время его проведения в парламенте совершенно буднично принимают откровенно людоедские медицинскую и пенсионную реформы, а на плакатах на улице Грушевского накорябано «депутатская неприкосновенность», «антикоррупционный суд» и «смена избирательного законодательства». Это просто какие-то лозунги из параллельной реальности, привезённые откуда-то с Марса или Альфы Центавра: в тот момент, когда гражданам страны элементарно не хватает на оплату ЖКХ и еду, элитарии в очередной раз обсуждают, как им обустроить Верховную Раду. Так и хочется вспомнить известный одесский анекдот о пустеющем борделе, стареющих жрицах любви и попытке перестановки мебели в казённом доме.

Но, тем не менее, майдан!

Однако такая идейная пустота майдана не должна вас смущать. В конце концов, чем такой набор кричалок лучше, чем «третий тур за Ющенко» образца 2004 года или «евроинтеграция и трусы с кружевами» из 2013-го? Сейчас лозунги тех лет выглядят какой-то безумной ересью, а как их орали тогда, на прошлых майданах! Просто в этот раз организаторы нового элитарного мятежа решили совсем не заморачиваться и сделали майдан идейно-пустым даже «на бумаге», в момент его создания. Ведь за пенсии и медицинское обслуживание надо будет отвечать, а за депутатов отвечать не надо. Убрали старых «барыг», избрали новых… барыг. Так в чём проблема? Вперёд, холопы, работать — солнце ещё высоко!

Поэтому рассмотрим картинку противостояния, скажем так, в биологическом плане. Как схватку каких-то динозавров или, что лучше, каких-нибудь двух амёб в чашке Петри размером с Украину. Кто и кому противостоит в нынешнем киевском конфликте?

С одной стороны майданных баррикад — президент Порошенко и часть государственной машины. На его стороне отчасти играет и «абстрактный Запад» - до сих пор Пётр Лексеич умудрялся брать всех своих политических противников на неприятную «вилку»: или я, или новый хаос в стране. Уже несколько раз Порошенко показывал Западу простую истину: вот так просто я не уйду. Ну, а поскольку Украина есть инструмент воздействия Запада на Россию, то там действовали в простой логике: окончательный распад Украины невыгоден Западу и, как следствие, в противостоянии с оппозицией надо поддержать уже избранную и имеющую мандат формальной легитимности власть.

Именно по такой схеме Порошенко смог «уйти» Коломойского, а ведь Беня — не чета нынешним политическим клоунам, это был гораздо более сильный противник.

С другой стороны линии противостояния — достаточно разношёрстная публика, объединённая против Порошенко и его режима, скорее, ситуационно. Это пёстрая группа из политических неудачников или же обиженных на прошлых парламентских выборах партий — тут и «Самопомощь» львовского мэра Садового, и «Батькивщина» Юлии Тимошенко, ультраправые «Свобода» и «Национальный корпус», и ещё с десяток партий и организаций помельче. Силовую поддержку «Михо-майдана» осуществляют несколько парамилитарных объединений, самым крупным из которых является батальон «Донбасс», возглавляемый «героем блокады», трижды раненным в филейные части Семёном Семенченко. В другое время всхлипывания этого зверинца никто бы не заметил, но, как говорится, времена меняются. Саакашвили и вся его гоп-стоп компания сегодня, с точки зрения Запада, уже в чём-то выгоднее Порошенко, так как усиливают подконтрольность Украины, фактически ставя страну под управление прямых марионеток внешних сил.

При этом не стоит обольщаться тем, что пока майдан не перешёл к открытым силовым действиям по захвату власти и выглядит цирком-шапито на выезде: от силового противостояния в центре украинской столицы, в отличие от 2014-го и, тем более, 2004-го года, страну отделяет буквально один шаг.

Страна-пустышка

Надо сказать, что существующий сегодня на Украине политический режим слабо устраивает Запад. За прошедшие три года Киев показал свою полную некомпетентность как в экономике, так и во внутренней и внешней политике. Основная претензия Запада, пожалуй, лежит даже не в плоскости украино-российского конфликта, где всё развивается по чётким американским и европейским лекалам, но во внутренней слабости самого киевского режима. За прошедшие три года после «Евромайдана» Украина так и не смогла построить самодостаточную экономику — даже сегодня страна нуждается в ежемесячной подпитке в 0,5-0,7 млрд. долларов США, что за годвыливается в немалую сумму в 7-9 млрд. долларов.

В сложившейся ситуации единственным ресурсом киевской власти оказывается только собственное население, которое в этом случае вынужденно будет платить по всем долгам режима — и будет делать это уже исключительно за счёт снижения уровня жизни. Отсюда и требование со стороны внешних американских и европейских управляющих реального ужесточения режима, что было выполнено Порошенко за прошедшие три года лишь частично.

С другой стороны, приход к власти ультраправых, который и является, по сути, единственно возможным вариантом развития украинского сюжета, хотя и решает проблему снижения уровня жизни на Украине и вывода страны на «самоокупаемость», чреват опасностью окончательной дестабилизации обстановки. Эту опасность весьма чётко осознают в Вашингтоне, но никаких иных инструментов в распоряжении Запада на Украине уже не осталось: все структуры гражданского общества на «незалежной» окончательно задавлены, а оставшийся террариум предполагает нелёгкий выбор между «жабой» режима Порошенко и «гадюкой» ультраправого украинского национализма.

Чего ждать?

В настоящее время существуют три основных варианта развития киевских событий. Во-первых, есть очень большая вероятность того, что всё произойдёт по прямой аналогии известных акций «Украины без Кучмы», прошедших в 2000-2001 году и ставших прелюдией первого, «оранжевого» майдана 2004 года.

В таком сценарии Киев на протяжении ещё нескольких недель будут сотрясать митинги, беспорядки, мы услышим угрозы и взаимный шантаж, связанный с «распадом страны». Симптомами такого варианта могут быть даже несколько дней уличного двоевластия, но при сохранении административной управляемости. Итогом такой ветки событий, скорее всего, станут некие верхушечные договоренности между режимом и оппозиционерами, важные для них, но совершенно несущественные для страны. Понятное дело, ни власть, ни политико-экономическая система Украины в таком варианте никак не меняются – все проблемы консервируются и переносятся уже в ближайшее будущее, как это и случилось после «Украины без Кучмы». В пользу этого сценария играет инерционность любой системы власти и опасения очень многих участников процесса, что уже сейчас противостояние становится слабоуправляемым.

Второй вариант развития событий — это быстрый выход на досрочные выборы в Раду, который практически будет означать поражение режима Порошенко. Для такого варианта развития событий критически важной является позиция региональных элит и нелояльной к Порошенко части столичной элиты. Реальные основания для такой развилки есть: пока что Запад никак не встал ни на сторону Порошенко, ни на позиции Саакашвили, а количество чиновников, которых смогли «уговорить» Саакашвили и другие лидеры протеста, понемногу приближается к критической отметке. Пока что ситуацию держат под контролем исключительно силовики под контролем Авакова: слишком уж неприязненными были взаимоотношения Арсена и Михаила в прошлом. Маркером такого варианта будут массовые беспорядки в Киеве, при сохранении общей управляемости толпой.

Наконец, наименее вероятным, но и наиболее трагичным вариантом развития событий может стать распад Украины. Связано это с тем, что в нынешней ситуации безвластия в Киеве на Украине стремительно усилятся центробежные течения на местах: сегодняшние «полевые командиры» уже прекрасно понимают, что для них не предусмотрено тёплого места в Киеве и, как следствие, надо брать власть на местах. В конце концов можно стать и генералом Захарченко, чем чёрт не шутит?

Симптомом такого варианта развития событий будутбеспорядки не просто массовые, но ещё и выплеснувшиеся из Киева в другие крупные города. Ситуацию может дополнительно осложнить объективная слабость украинского государства и экономики, что тоже будет влиять на управляемость государственных структур в момент нарастания смуты.

В пользу этого сценария говорит и продолжение административной неустойчивости в США, которые могут потерять контроль над украинскими событиями даже в большей мере, чем это случилось весной 2014-го года. Конечно, как долговременный инструмент противодействия России для США обычная и управляемая Украина лучше, но, к сожалению (или к счастью), мы все живём во время постоянных перемен.

1.0x