пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Сегодня 13 июня 2025
Сообщество «Форум» 10:15 3 декабря 2015

Михаил Матусовский и советская эпоха

На страницы новых учебников и хрестоматий... Великая эпоха - великие люди...

Василий Шахов. Москвоведение: песенный эпос Матусовского.

Факультатив регионоведения. НПЦ «Энциклопедия Подмосковья».

Творческие группы «Учебная книга России», «Москвоведение

и достопамятности Большой Москвы»;

Молодёжный Дистанционный Университет Знаний.

…………………………………………………………………….

Красная Пахра в творческой судьбе

Михаила Матусовского: «…как мне дороги

подмосковные вечера»

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой берёзки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растёт.

А может, она начинается

С заветной запевки скворца

И с этой дороги просёлочной,

Которой не видно конца…

М. МАТУСОВСКИЙ.

«С чего начинается Родина». 1967.

Вызывает сожаление, что до сих пор в Красной Пахре, Ватутинках и Троицке не открыта экспозиция выдающемуся поэту-песеннику. Из Красной Пахры тянулись к Михаилу Львовичу живые, трепетные, вдохновенные нити дружбы, товарищества, сотворчества. Краснохоперская записная книжка хранила адреса, телефоны, эпистолярные «позывные» многих деятелей мировой и отечественной культуры (Шолохова, Твардовского, Дунаевского, Верейского, Симонова, Хренникова, Шульженко, Соловьёв-Седой, Зыкина, Кобзон, Михалков, Утёсов). Среди адресатов его – творческие пассионарии, яркие художественные индивидуальности (Андроников и Баснер, Евтушенко и Радзинский, Фрадкин и Трошин, Брагинский и Басов, Капутикян, Рязанов и Антокольский).

В средствах массовой информации сообщалось об экспозиции памяти М.Л. Матусовского в Луганске. На Красной площади в Луганске – памятник Матусовскому.

Ольга Приколота, директор городского музея истории и культуры города Луганска, заслуженный работник Украины, пишет:

«Мы ещё долго находились в кабинете поэта, хотелось как можно больше узнать о нашем земляке, с интересом вслушивались в воспоминания Евгении Акимовны. Мы много узнали от этой интересной женщины, которая все прожитые годы была для Михаила Львовича любимым человеком, другом и помощником в жизни, той удивительной женщины, без которой не мог жить удивительный поэт Михаил Матусовский».

Ольга Приколота продолжает:

«Прошло много лет и многие вещи из его рабочих кабинетов в Москве и Красной Пахре были переданы Евгенией Акимовной Матусовской в Городской музей истории и культуры города Луганска, где открыта мемориальная выставка. Эта выставка является нашей благодарной памятью поэту Михаилу Матусовскому, родившемуся на славной луганской земле».

Обратим внимание на то обстоятельство, что своеобразный р е п о р т а ж, приуроченный к 95-летию Михаила Матусовского и опубликованный на официальном сайте Луганского музея, повествует о том, что происходило в К р а с н о й П а х р е: «…я и научный сотрудник нашего музея Анна Кравченко встретились с Евгенией Акимовной, женой нашего земляка, известного поэта Михаила Львовича Матусовского. Встреча произошла на их даче, которая расположилась среди вековых сосен подмосковной Красной Пахры в компании дач К. Симонова, О.Верейского, Л. Зыкиной, Э. Рязанова и многих других знаменитостей».

Бытийно-бытовые подробности и акценты… - «Евгения Акимовна, милая, приветливая хозяйка дома, радушно встретила нас, показала уютный дом и провела в кабинет Михаила Львовича. В кабинете все по-прежнему, ничего не тронуто, как будто вот-вот вернется хозяин». Гостями этого красно-пахорского кабинета были И.Дунаевский, В. Баснер, Т. Хренников, К. Симонов, С. Капутикян, О. Верейский, О. Рязанов, П. Антокольский и многие другие выдающиеся люди, создававшие шедевры отечественного искусства.

Славный сын Украины и России… Автор талантливых книг: «Моя родословная» (1940), «Фронт» (1942), «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944), «Все, что мне дорого» (1957), «Тень человека. Книга стихотворений о Хиросиме» (1968), «Суть» (1979). О напряженных и плодотворных жанрово-стилевых исканиях его свидетельствуют поэмы: «Володя» (1942), «Дед», «Янис» (обе – 1944), «Песня об Айдогды Тахирове» (1943), «Суздальские сказания» (часть первая – 1970; части вторая и третья – 1977 – 1979), «Голоса Равенсбрюка» (1979), книга мемуарной

прозы «Семейный альбом» (1978 – 1979).

Матусовская Пахра: пластика и диалектика души

(«Тропка тоненькая дышит лирикою -

то антоновкой, то папировкою»)

«Ты надела свой плащ тёмно-синенький.

Вновь исчезли из чащ подосиновики.

Как в намёках прямых или косвенных,

столько луж дождевых в мелких оспинках.

Липы в чащах густых дремлют, всхлипывая,

положенье у них явно липовое.

До чего же густа кисть рябиновая,

в ней одна кислота аскорбиновая.

Тропка тоненькая дышит лирикою –

то антоновкой, то папировкою.

Вы должны в кузовок взять по случаю

небосвод грозовой с этой тучею.

Тот подлесок рябой, листья в прожелти –

захватите с собой всё, что можете».

1975.

Песенный эпос М. Матусовского в москвоведении:

«В Москве, в отдаленном районе…»

Вот опять небес темнеет высь,

Вот и окна в сумраке зажглись.

Здесь живут мои друзья,

И, дыханье затая,

В ночные окна вглядываюсь я…»

М. Матусовский. «Московские окна». 1959.

Музыка Т. Хренникова.

Русская песня… Нежные слова её вобрали в себя хрустальную чистоту родников и аромат расцветающей черёмухи, прохладу майских зорь и росную свежесть просыпающихся рек. Безбрежные разливы колосящихся нив и тревожный шум векового бора, ледяное молчание заснеженных равнин и озорной гомон первых ручейков… Песенное, музыкально-осердеченное,

задушевное… - «Не слышны в саду даже шорохи, всё здесь замерло до утра. Если б знали вы, как мне дороги подмосковные вечера! Речка движется и не движется, вся из лунного серебра. Песня слышится и не слышится в эти тихие вечера?».- Каковы истоки этого метафорического волшебства, бытийного лада, психологического откровения и озарения, изумительной духоподъёмности, нравственно-эстетического катарсиса? Прозвучавшая в 1957 году в кинофильме «В дни спартакиады» песня М. Матусовского и В. Соловьёва-Седого пополнила золотой фонд песенной классики; она стала одной из полюбившихся и признанных миллионами народных песен.

Истоки поэтического, философско-психологического песенного эпоса Михаила Матусовского – в традициях отечественной культуры. Преемственная «перекличка» современных и минувших духовно-эстетических исканий и обретений…

Жизнь природы и жизнь людей во всех её проявлениях одухотворили русскую песню, дали ей орлиные крылья. И если, застонет закручинится песня, то есть отчего кручиниться ей. Тяжела жизнь простого человека. Жаворонок звенит над полем, которое на жалкой клячонке пашет, поливая «кровавым потом», мужик. Весеннее солнце скользнуло в мастерскую., где изможденные мастеровые в смертельной усталости проклинают «горечь жизни». Правдивы и доверительны эти «былевые песни». Горька жизнь человека труда. Стон звучит и в его песне, стон «погибающей души». Укрывает тайга глухая бродягу; поросшие травою-муравою холмики хранят тайны мятежных устремлений и роковых бед; но в стенаниях гроз, во всполохах зарниц, в зовущем мерцании ночных огней, в неугомонности «голодного юмора» странников, путников, устремляющихся к новым горизонтам, крепнет настроение порыва, свободолюбивого дерзания.

Движение жизни… Диалектика души человеческой… - «Что так сердце, что так сердце растревожено, словно ветром тронуло струну?..» (песня Матусовского – Хренникова из кинофильма «Верные друзья»).

Песенный мир Михаила Матусовского… Художественный мир , созданный автором «Школьного вальса», «Поручения», «Не забывай», «Прощайте, голуби!»… Сотканная волшебником музыкально-песенной пластики «сокращенная вселенная»… - На вечернем сеансе в небольшом городке пела песню актриса на чужом языке «Сказки венского леса»… Это было недавно, это было давно… Старый клён, старый клён, старый клён стучал в окно… Дымилась роща под горою, и вместе с ней горел закат; их оставалось только трое из восемнадцати ребят…

Композитор В. Соловьёв-Седой в кинофильме «Трудный час» музыкально –психологически «вочеловечил»«Балладу о солдате» (1961) М.Матусовского: полем, вдоль берега крутого, мимо хат, в серой шинели рядового шёл солдат; шёл солдат, преград не зная, шёл солдат, друзей теряя; часто, бывало, шёл без привала, шёл вперёд солдат. В кинофильме «Весенние скрипки» вдохновенно звучит музыка Соловьёва-Седого, одухотворенная образно-художественной пластикой М.Матусовского («Солдат – всегда солдат» - «Пускай ты нынче не в строю, но под одеждой штатскою всегда и всюду узнаю я выправку солдатскую», 1959).

Сиреневый туман над Красной Пахрой и Десной.

От «Сиреневого тумана» - до «Подмосковных вечеров».

…Речка движется и не движется,

Вся из лунного серебра.

Песня слышится и не слышится

В эти тихие вечера!

Что ж ты, милая, смотришь искоса,

Низко голову наклоняя?

Трудно высказать и не высказать

Всё, что на сердце у меня.

А рассвет уже всё заметнее.

Так, пожалуйста, будь добра,

Не забудь и ты эти летние

Подмосковные вечера!

М. МАТУСОВСКИЙ. «Подмосковные вечера».

Из кинофильма «В дни спартакиады».

Музыка В. Соловьева-Седого.

«Спорили семь городов о рождении мудром Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака, Афины» - говорится в двустишии, сложенном в древности. Спор о происхождении время от времени вспыхивает не только, когда речь идёт о людях, но и о песнях. Истории создания тех или иных произведений – занимательны и поучительны…

Идёт полемика и вокруг обстоятельств и подробностей создания пользующейся неизменной популярностью песни «Сиреневый туман над нами проплывает».

В 1995 году в книге «Липчане – Великой Победе» (составители – В.В. Шахов, Б.М. Шальнев) опубликовано очерково-мемуарное эссе Михаила Липатова «Предутренний туман над нами проплывает» (издательсьтво «Гэлион», 1995, с. 385 – 388). Тот же автор напечатал во втором томе трёхтомной «Липецкой энциклопедии» (составители – В.В. Шахов и Б.М. Шальнев) статьи о музыкантах, композиторах, хормейстерах Липатовых Василии Николаевиче и Юрии Михайловиче .Первый из них создал цикл песен на стихи своего земляка Сергея Есенина (земляков – константиновца и раненбуржца с Рязанщины - связывала дружба).. Есенинско-липатовское «Письмо к матери. Ты жива ещё, моя старушка…» стало песенной классикой (европейскому слушателю она знакома по репертуару Вертинского, многих исполнителей мирового уровня). Другую липатовскую песню «Клён ты мой опавший» знал и любил (даже исполнял) сам Сергей Александрович Есенин; песня эта сопровождала трагически погибшего русского гения в последний путь.

Юрий Михайлович Липатов – двоюродный брат Василия Николаевича Липатова, тоже известного композитора и хормейстера, автора популярных песенно-танцевальных мелодий на стихи С. Есенина, М. Светлова, Л. Ошанина. Кульминация его творчества – музыка послевоенного «Дорожного танго «Прощание». Создавалось это произведение по мотивам стихотворных строк

неизвестного автора (впоследствии станет известно имя этого автора – Михаил Матусовский).

Вдова Матусовского – Евгения Акимовна вспоминала:

- «В конце 60-х годов моя младшая дочь Ирина, учившаяся в то время в Московском медицинском институте, пришла домой после институтского вечера и рассказала нам с Михаилом Львовичем, что сегодня у них студенты пели очень славную песню, которую она раньше не слышала! Когда Ира спросила у ребят, что это за песня, ей ответили:»Да это народная студенческая песня»… Тогда Михаил Львович Рассмеялся и сказал: «Так это же моя песня. Я её написал вместе с моим другом, поэтом и композитором, прелестным человеком, ныне покойным. Он был замечательным музыкантом. Звали его Ян Сашин. Слова были мои, а музыка Яна Сашина. Написали мы эту песню для институтского вечера, на котором ее и распевали наши литинститутские студенты. Это было в году 1937-м или 1938-м. Я про неё совершенно забыл, так как считал, что это только наша студенческая песня. Называлась она «Сиреневым туманом», а то и просто – «Кондуктор не спешит». Михаил Львович был очень доволен тем, что «песня до сих пор жива».

В контексте осмысления истории создания знаменитого шлягера приведём авторитетное свидетельство Льва Ошанина: «Помню, как ещё в Литинституте в 1936 – 1937 годах он (Матусовский – В.Ш.) напевал: «Прощаюсь с девушкой, уходит поезд, прощаюсь с девушкой, второй звонок».

Из тридцатых годов «Сиреневый туман» устремился в пернатую фольклорно-музыкальную стихию… - «Сиреневый туман над нами проплывает, над тамбуром горит прощальная звезда, кондуктор не спешит, кондуктор понимает, что с девушкою я прощаюсь навсегда»… - Гитары, гармони, аккордеоны, скрипки, флейты, баяны, балалайки, свирели чутко улавливали грустно-романтический напев, музыкально-психологический лад элегического песнопения…

Интернет-сообщество ныне переполнено версиями, предположениями, разысканиями, мемуарными свидетельствами о том, какова бытийно-творческая история «Прощания», «Дорожного танго» (другие названия «Сиреневого тумана»). Появились переводы на иностранные языки. Любителям украинской мовы караоке-версия подарила «Буковий туман». Украинский музыкант Коля Серга проникновенно исполнил набирающий популярность шлягер на языке Тараса Шевченко и Леси Украинки.

Современные технические средства позволяют раскрыть всё новые и новые возможности шедевра. «Сиреневый туман» - трактовке Аркадия Северного. В передаче Владимира Молчанова «До и после полуночи» шлягер триумфально представил Владимир Маркин. Проникновенно поёт шлягер Юрий Руделёв. Гитарист Максим Чигинцев психологично акцентирует нежную грусть влюблённых, обреченных на неумолимую разлуку. Дуэт Буйнов-Киркоров – новый поворот, новое движение «диалектики души». Самуил Кур… Миша и Линдман… «Канонический» вариант или «раненбургская» липатовская версия-«обработка»?..

ПЕСЕННАЯ МУЗА КРАСНОЙ ПАХРЫ:

«И листаю, и листаю книгу памяти моей…»

Слышу снова скрежет

Гул недальних батарей.

И листаю, и листаю

Книгу памяти моей…

1985.

«Мишенька, всё пройдёт, забудется, заштопают – будет

твоё сердечко еще прочнее! Мы тебя очень любим и ждём

в П а х р е!» Л ю с я В е р е й с к а я.

…Кукушка философски-логично отсчитывала годы. Дятел барабанным ритмом аккомпанировал мелодичному плачу-полустону то ли иволги, то ли ещё какой лесной пернатой вокалистки. Над полукружьем ракит у опушки елового бора чёрно-белые чибисы надоедали путнику извечным вопрошанием: «Чьи вы? Чьи вы? Чьи вы? Чьи вы?»… Думалось, вспоминалось, мечталось, метафорировалось…

Десна впадает в Пахру. Пахра - в Москву-реку. Москва-река впадает в Оку. Ока впадает в Волгу. А Волга – в Каспийское море… Вспоминались эпизоды странствований: по Черноземью и Нечерноземью, Северу и Югу, Уралу и Сибири, Дальнему Востоку, по той же Индии, по Африке, Турции, Греции, Италии…

С о п у т н и к и… Исаак Дунаевский почувствовал и музыкально «озвучил» изобразительно-выразительную стихию его «Утренней песни». Содружество с Дунаевским… Минуты несказанного озарения… - «Опять свой наряд обновили в зелёных побегах леса. И нас на заре разбудили весёлых скворцов голоса. Знакомые звонкие трели – мы сразу узнать их смогли. Ребята! Ребята! Скворцы прилетели, скворцы прилетели, на крыльях весну принесли! Торопятся быстрые птицы домой возвратиться опять – из новых каналов напиться и в новых лесах побывать. И ласковый ветер апреля летит по просторам земли. Ребята! Ребята! Скворцы прилетели, скворцы прилетели, на крыльях весну принесли!». Хоровая Россия с восторгом приняла новое творение Матусовского-Дунаевского… В Москве и Ленинграде, Калуге и Рязани, Красной Пахре и Подольске, на Юге и Севере, Западе и Востоке радовало сердца несказанное, искромётное, трепетное, далёкое-близкое, родное и заветное: «Дымком потянуло от пашен, запахло прохладой лесной. Становится Родина наша прекраснее с каждой весной. В полях трактора загудели, по рекам пошли корабли… Скворечню во дворике нашем приладил с товарищем я, летите к нам стайкой весёлой, крылатые наши друзья! И мы эту песню запели, и вторят нам птицы вдали: Ребята! Ребята! Скворцы прилетели, скворцы прилетели, на крыльях весну принесли!».

Тихон Хренников вдохновился художественным миром «Поля Куликова», «Каждого четвёртого», «Лодочки». Василий Соловьёв-Седой ввёл в песенный репертуар державы «Песню о неизвестном матросе». Марк Фрадкин – «Прощайте, голуби». Борис Мокароусов – «Вологда».

Владимир Шаинский – «Вместе весело шагать», «Что тебе снится, крейсер Аврора в час, когда утро встаёт над Невой». Вениамин Баснер: «Целую ночь соловей нам насвистывал», «Ленинградский метроном», «Махнём не глядя», «Люблю надежных и верных людей».

* * *

…Обратимся к мемуарно-документальному эссе украинского коллеги из Луганска… Красная Пахра… Дачный дом Матусовских… «Как и при жизни хозяина, открыта балконная дверь, на рабочем столе блокноты, еженедельники, которыми так любил пользоваться Михаил Львович. Все, что находилось в кабинете, характеризовало хозяина и круг его общения. Стены кабинета увешаны фотографиями и рисунками…».

Потревоженные тени минувшего. Далёкое-близкое, «остановленные мгновения»… Напротив стола, над тахтой, фотография, на которой на фоне весеннего леса запечатлена молодая счастливая пара – Михаил Львович и Евгения Акимовна. Фотография ещё фронтовых лет. Конец мая 1943-его…

Рядом с книжными полками на стене у рабочего стола – большой черно-белый портрет Мирей Матье с автографом. В начале 1970-х великая певица приезжала в СССР на гастроли, триумфально выступала в Кремлевском Дворце. Концерт мировой знаменитости открывался «Подмосковными вечерами». Естественно, почётные слушатели – автор песни с супругой. Песня звучала на русском и французском языках…

. … Урок в Краснопахорской школе. Москвоведение. Литературно-музыкальная композиция, посвященная творческой индивидуальности замечательного лирика-песенника.

Уроки классики. Диалог с классикой…

Пусть достанутся мальчикам самые лучшие книги –

описания неба, строений и горных пород,

трудовых инструментов – от камня до первой мотыги,

незнакомых народов и климатов разных широт.

Пусть достанутся мальчикам двери, открытые настежь,

путеводные звезды, зажженные нами во мгле,

и мечты о нелёгком, никем неразведанном счастье

на ещё неуютной, ещё предрассветной земле.

«Мальчикам». 1939.

…Вечер памяти Михаила Львовича Матусовского в Ватутинка… Уроки классики…

Нравственно-духовный идеал Мастера, Гуманиста, Добротолюбца, Гражданина-пассионария:

«Не робея любуйтесь распахнувшейся бездной, и волнуйтесь, волнуйтесь – это очень полезно!» («Волнуйтесь!», 1962).

1.0x