Авторский блог Андрис Сергеев 22:24 19 августа 2013

Мифослагатель Лавкрафт

Однакоже тоска по утраченной большой фамильной усадьбе будет творчески осмысленна и станет беспрестанным мотивом возвращения главного персонажа в свой родовой дом. Лавкрафт всю жизнь лелеял мечту выкупить дом своего деда и вернуться в него, что ему так и не удалось. Возвращение он проигрывал многое количество раз в своих рассказах.
Он родился 20 августа, когда истомившаяся природа уже приготовилась к своему медленному увяданию. Дети, чьи первые месяцы жизни медленно катятся в зиму, будут и во взрослой жизни воспринимать мир иначе, чем дети, рожденные весной. Дни все короче и холоднее. Природа теряет все краски и безжизненный монохром открывается взору малютке, которому нет и года. Кажется, что так всегда и будет. И солнце уже проиграло тьме. Говард Филипс Лавкрафт свою недолгую жизнь провел в патриархальном новоанглийском городе Провиденс (штат РодАйленд). Его раннее детство прошло в богатом особняке деда, который владел самым обширным собранием книг в городе, более трех тысяч томов. Старинная усадьба, книги, богатая колониальная история его семьи - сильно повлияли на комплекс предпочтений Говарда, что отличало писателя на протяжении всей жизни. Но в 1904 году умирает дед Филипс Лавкрафт, оставив семью со скудными средствами. В результате семье пришлось продать семейный дом и переехать в тесную квартиру на окраине Провиденс. Началось медленное увядание Лавкрафтов. Юный Говард с болью наблюдал, как стремительно стареет и сходит с ума его мать. Многие исследователи отмечают, что конституционные и духовные особенности своей личности Лавкрафт унаследовал именно от нее. Мать Лавкрафта видя в своем сыне свои же чудачества, испытывала к маленькому Говарду и сильную любовь и неприязнь. Что посеяло в мальчике на всю жизнь твердую уверенность в своей собственной физической непривлекательности. Аномалийный прикус, гоголевский нос, - пожалуй, наиболее яркие черты во внешности Лавкрафта, которые замечаешь, просматривая его фотографии, где он всегда чисто выбрит, педантично уложенные напудренные волосы, даже на фотографии, где Лавкрафт сноровисто несет коромысло с ведрами, - на нем надет галстук и растянутый отцовский кардиган. Отец умер, когда мальчику было пять лет. Всю свою жизнь Лавкрафт донашивал вещи своего отца. Однакоже тоска по утраченной большой фамильной усадьбе будет творчески осмысленна и станет беспрестанным мотивом возвращения главного персонажа в свой родовой дом. Лавкрафт всю жизнь лелеял мечту выкупить дом своего деда и вернуться в него, что ему так и не удалось. Возвращение он проигрывал многое количество раз в своих рассказах. Во времена Лавкрафта еще не знали слова "депрессия", но Говард уже четко описывает свою болезнь в рассказах и частных письмах. Свои страхи и параноидальные мысли он переносил на бумагу, предавал им художественную форму. Он жаловался на тахикардию и слабые нервы, тем не менее он осознавал, что болезнь формирует из него особую личность. Благодаря болезни он не увяз в науке и филологии, к которым так стремился. Болезнь вернула его самого себе. По выражению Фридриха Ницше: "Наслаждение склонно стоять на месте, не оглядываясь назад, а боль постоянно спрашивает о причинах" и Лавкрафт ищет причину своих болезней, причину своих фатальных неудач, и находит их в наследственности. Наследственность по Лавкрафту, как инструмент рока, как имманентная навязанная нам порочная программа; именно через наследственность в человеке может пробудиться совершенно чуждое ему "Я" его предков; "Я" по Лавкрафту, является сложным комплексом совершенно несвойственных нам желаний, страхов, способностей, стремлений наших родителей. Выделить наше "чистое Я" невозможно. Вычленяя и уничтожая, казалось бы, чуждые нам компоненты "Я", мы уничтожаем самих себя. И вот когда дом возвращен законному владельцу (рассказы "Тайна среднего пролета", "Тень в мансарде", "Комната с заколоченными ставнями" и другие), и двоюродный внук, сметает вековую пыль с книжных полок, в нем все напряженнее растет смутное ощущение чужого присутствия, (вместе с юридической наследственностью ему достается и духовная) запускается механизм, когда "Я" двоюродного деда, который оказывается был чернокнижником и богохульником, начинает прорываться через все ингибиции и одерживает верх и молодой наследник начинает чувствовать, желать, действовать как тот, который умер столетие назад. Физическое перерождение следует за духовным. Но Лавкрафт идет дальше. Наследственные изменения носят характер обратного отсчета, обратной эволюции. Во многих его работах человек дегенерирует в антропоид, антропоид дегенерирует в рептилоида, и далее вплоть до элементарной протоклетки - гигантского водянистого комочка: Лавкрафт находит реликтовый страх человека - возврат к тем гетероинтеллектуальным человеку биологическим формам, из которых Homo Sapiens вырвался с помощью эволюции. Гений Лавкрафта может на протяжении нескольких страниц показать обратную эволюцию, когда человееское тело доходит до состояния "utterly unhuman" - "крайне нечеловеческое". Критики называют Лавкрафта "Эдгар По ХХ века". Но в прозе По идет непрерывная игра, стёб, в тексте присутствует пляска ирреального, персонажи зачастую нарочито двумерные картонные куклы илинервические эксцентрики, которые живут трансцендентными парами, словно это их родная атмосфера. Лавкрафт создает свой мир иначе. Классический лавкрафтовский рассказ начинается с обширной экспозиции, которая зачастую не дает простому читателю войти в пространство литературы. Описывается подробно ландшафт, его геоморфология, аномальная вегетация, экстерьер домов. Фокусированоинтервьюируются нарратором сомнительные старожилы, которые возбужденно, сбивчиво на полупонятном диалекте рассказывают об "ужасающих событиях, которым если дать огласку, то пошатнуться все основы миропонимания". Нарратором обычно выступает профессор-философ или илолог-фольклорист, окруженный книгами, располагающий свободными средствами и временем для глубоких штудий, - идеальный образ джентльмена. В нарраторе Лавкрафтидеализировал самого себя. Ведь, так и не окончив школу, он не мог поступить в колледж. Лавкрафт явственно ощущал, что из-за неприятия жизни, депрессий, опеки матери, скудного финансового достатка его личностное начало не раскрыто во всей полноте, поэтому он развертывает свою полновесную, идеальную жизнь в пространстве своих художественных текстов. В протагонисте Лавкрафт обыгрывает свою эрудированность в археологии, религиоведении, микологии, антропологии, знаточестве, - добавляя в рассуждения изрядную долю вымышленного и гиперболизированного до абсурда мифа. Тексты Лавкрафта - это реальность особого рода. Мифослагатель, он создает образную яркую космогонию, демонический пантеон. Но и из своей жизниЛавкрафт выстраивает миф, всех убеждая, что он все же окончил школу, что только из-за растроенных нервов он не поступил в Университет Брауна, как о том мечтал в школьные годы. Тщательно скрывал причину смерти отца. Миф жизни Лавкрафта как способ маскировки системы психологических комплексов (Der Minderwertigkeitskomplex) неполноценности из которой как из питательного бульона породились образы и големы его произведений. Лавкрафт - очень сложный, концептуальный автор. Стихийный закапсулированный автодидакт и несомненный агностик, он разработал собственное видение мира, устойчивую космогонию по яркости и таланту сравнимую с мифологемами антики. Его концепт ужаса, скрывающегося в ничем не примечательной глубинке, заурядной провинции, - взята за основу современными писателями в жанре "Horror" и голливудскими сценаристами. Человек как персонаж в рассказах Лавкрафта переживает великие страхования после которых он нередко теряет рассудок, он становится пассивным героем, которым манипулируют, заставляют проигрывать порою сомнительные и алогичные сюжеты и где в этом эпицентре частной/коллективной шизофрении холодное человеческое ratio показывает свою полную беспомощность. Лавкрафт провозглашает важный концепт: зло не надо искать. Оно само тебя найдет.
1.0x