Есть известная история – стоило произойти катастрофе, таксисты моментально взвинчивали цены на проезд. Так было в Москве после терактов 29 марта 2010 года в метро и теракта 24 января 2011 года в аэропорту «Домодедово», причем цены поднимали сразу раз на порядок, порой до десятков тысяч рублей за поездку. Вновь это повторилось 11 декабря 2018 года после обесточивания нескольких веток метро.
Похожий пример был весной этого года во время пандемии коронавируса, когда российские авиакомпании резко взвинтили цены на билеты. Вот свидетельства пострадавших. Таиланд: «Аэрофлот» охренел и начал рубить бабки – остались билеты, которые стоят по 100 тысяч... Мы обращались в посольство – к консулам, заместителям, в МИД России – к Захаровой, Лаврову. Захарова и МИД отвечают, что все под контролем, мы все разрулим. И ничего не происходит». Тенерифе, Канарские острова: «В консульстве [России на острове Гран-Канария] сказали: «Мы не знаем, как купить, обращайтесь в S7»… S7 открывает продажу билетов... Цена билета эконом-класса – 43 с чем-то тысячи рублей. Сюда мы летели тоже S7, покупали за 13 тысяч... Посольство игнорирует неудобные вопросы».
Но ладно, то частники и только иногда. Теперь же к подобному грабежу сограждан намерено системно и постоянно присоединиться Министерство иностранных дел России.
На федеральном портале государственных правовых актов 14 августа опубликован «Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о предоставлении помощи в возвращении в Российскую Федерацию гражданам Российской Федерации, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2010 года №370, и в перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2012 года №543».
двойной клик - редактировать изображение
Название длинное, а вот изменения короткие – внести изменения в закон такой-то.
Читаем пояснительную записку к документу: «Анализ практики правоприменения Постановления №370 в российских консульских учреждениях, в том числе в условиях пандемии коронавирусной инфекции, свидетельствует о том, что заложенные в нем принципы существенно понижают эффективность работы механизма оказания гражданам материальной помощи. Так, оценка ситуации на предмет того, представляет ли она действительно угрозу жизни гражданина, всегда чревата субъективностью и является затруднительной, что, в свою очередь, нередко ведет к отказам в предоставлении помощи. При этом категоричность при определении критериев оказания материальной помощи обусловлена, не в последнюю очередь, и безвозмездностью ее оказания».
Очень оригинальный вывод! Неэффективность работы чиновников диппредставительств на местах объясняется исключительно… тем, что оказываемая ими помощь бесплатная! Так что давайте превратим государственные учреждения и здесь (вузы уже превратили, больницы и поликлиники превращаются на глазах) в пункты оказания платных услуг.
Читаем: «Проект постановления предусматривает возможность предоставления гражданам, оказавшимся в затруднительном материальном положении за рубежом, материальной помощи при условии последующего возмещения государству понесенных расходов... Предполагается, что предоставление помощи будет оформляться актом о фактическом предоставлении помощи, который подписывается получателем помощи и членами комиссии загранучреждения. В акте будет указываться сумма в рублях, которую получатель помощи обязуется вернуть в течение трех месяцев».
Невольно вспоминается тот «звериный оскал капитализма», которым любит нас пугать государственное телевидение – мол, в Америке-то помощь умирающему «скорая» не окажет, если нет купленной страховки! На самом деле, это сосем не так (в Штатах в большом количестве есть и бесплатные больницы, которые содержат благотворители), но есть ощущение, что наши чиновники учились «как жить» по этим самым телепередачам.
А вообще, конечно, этот законопроект – какая-то запредельная наглость.
Напомню – и аппарат МИДа с его болтунами и плясуньями, и МЧС с его авиацией, и все прочее среди государственных ведомств – содержится на собираемые с нас налоги. И так обдирают нас как как липку на каждом шагу! Так теперь получающие от нас зарплату наемные сотрудники (будем называть вещи своими именами) изобретают, как бы не только ничего за это не делать – а за что бы еще с нас денег содрать!
У меня есть три объяснения этой хамской инициативы.
Во-первых, банально сэкономить бюджетные деньги и пустить их на более нужные вещи – например, на заказ дорогой мебели в кабинеты начальства или пышные банкеты.
Во-вторых, это способ переложить на нас ответственность за неэффективную работу посольств и консульств за рубежом. Посмотрите на любую страну – везде наши граждане, попав в беду и обратившись за помощью к российским дипломатам, этой помощи либо не получали вообще, либо ждали месяцами. Самый свежий пример – моряки попавшего в беду грузового корабля Rhosus в Бейруте, просившие помощи день за днем более года!
А теперь все будет просто – либо меньше россиян будет ездить за границу, либо меньше будет к нашим дипломатам обращаться там за помощью (ведь любая реальная поддержка посольства России теперь, по сути, – за отдельную плату). Меньше обращений надоедливых сограждан – меньше заботы и работы, больше времени на банкеты…
В-третьих, для многих чиновников первая ситуация была бы вообще идеальной. Вы, холопы, ездите в Крым или Абхазию, а вот отдых в дальних странах – для нас, избранной касты, элиты. Как было еще совсем недавно… А то мешают всякие там, создают очереди в аэропортах, когда очередной «слуга народа» торопится донести свое драгоценное тело на рейс бизнес-классом в Ниццу, в Майями или хотя бы на «сказочное Бали».
Мне невольно вспомнилось нашумевшее заявление директора департамента информации и печати МИД Марии Захаровой, озвученное 23 апреля 2020 года в интервью Михаилу Зыгарю: «Для людей, у которых за душой ничего нет, авиаперевозки стали обыденным делом, хотя раньше это было доступно только определенному классу – бизнесу и обеспеченным гражданам. Люди, у которых есть деньги, путешествуют на самолетах – у них есть возможности. А те, у кого нет денег, путешествуют как придется – например, автостопом. Они соответствующим образом одеты, ни на что не претендуют. Они готовы спать, есть, ждать на полу. А теперь все перемешалось».
двойной клик - редактировать изображение
Вообще, этот спич Захаровой мне напомнил скандальный пост, написанный в 2017 году «светской львицей» Боженой Рынской: «Аэропорт. Очередь на регистрацию… Весь эконом, все региональное быдло, невзирая на правило, стоит на стойку бизнеса».
Куда ж вы прете, «быдло в экономе»? Хозяевам жизни мешаете! Путешествуйте автостопом, спите на полу, в общем – «ни на что не претендуйте»!
Впрочем, есть и существенная разница. Рынска – колумнистка про «светскую жизнь», в общем-то, что она пишет – ее личное дело. Но вот Захарова – чиновница, госслужащая. И вот она демонстрирует неуважение и, по сути, оправдывает дискриминацию в доступе к услугам авиаперевозок для большинства граждан России, которые a priori не являются «бизнесменами и обеспеченными гражданами». Живя за счет налогов этих простых россиян – в им же в лицо с презрением смачно плюет, причем публично.
Хотя, если подумать, заметно, что и Захарова искренне хочет быть «своей» в тусовке любителей «светской жизни» столицы. Этакого «нового дворянства».
При этом, довольно смешно читать пассажи новых «хозяев жизни» про «тех, у кого за душой ничего нет», и которые «соответствующе одеты». Четыре года назад в СМИ были опубликовалы фотографии со свадьбы, которую Захарова сыграла в 2005 году, и, как истинная патриотка, не где-нибудь, а в Нью-Йорке. Смотреть на фотографии без смеха нельзя (хотя скорее впору плакать от отсутствия вкуса) – ощущение, что зашел в какую-то подборку «10 самых позорных фотографий с выпускного»: повсюду задранные вверх голые ноги и прочее. Но ничего, эти люди еще поучат нас, где наше место в жизни.