Лидия СЫЧЁВА. Мы всё ещё русские. Наш ответ на вызовы времени. — М.: Вече, 2018. — 316 с.
Название книги "Мы всё ещё русские" можно прочитать разными интонациями, и от этого будет зависеть и смысл. Или неуверенность: мол, что, мы всё ещё русские, ребята, нам разрешают само слово называть? Или, напротив, сокрушающая уверенность возгласа, как "мы — из Кронштадта!". И заставим вас, весь мир с этим считаться. Или интеллигентские размышления: дескать, быть или не быть, мы всё ещё, или уже нет…
Но, открыв книгу, прочитав её, отметаешь все сомнения: мы — русские! И это не только "какой восторг", но сие надо перед всем миром демонстрировать. Мы — не общечеловеки. Мы не желаем вариться в плавильном котле глобализации, мы — не пластилин в кривых изуверских руках вершителей мировых судеб. Нас родили отцы и матери русскими, нас воспитали наша культура и традиции русскими, мы спасали мир от мировой чумы наполеонизма и фашизма, потому что мы русские, и мы чувствуем боль всего мира и ответственность за несправедливость в любом конце планеты, мы готовы жертвовать именно собой, а не ближними или дальними.
А сейчас за нашу спину прячется от гнилья западных ценностей всё человечество, желающее оставаться людьми, а не потребителями, придатками к цифровой экономике — и бесчисленное количество вариантов, вычёркивающих в человеке человека. Но они не бросаются на амбразуру зла, не являют подвиг стояния. Это делаем мы. И спасти мир можем только тогда, когда будем сознавать: мы — русские.
Книга, поделённая на разделы ("Колония духа", "Противостояние", "На русских дорогах", "Будущее России"), состоит из статей, опубликованных в самых разных изданиях: от "Московского комсомольца" до "Нашего современника" и "Завтра". Названия статей, как выстрелы: "Без мужчин народ — не народ", "Цена бесстыдства", "Война на истребление".
"Книга моя — о национальном чувстве, о жизни нашего народа в новейшее время", — говорит сама Лидия Сычёва. Казалось бы, зачем нам, народу, говорить о нашей жизни? Мы сами ею живём и знаем, какова она. Но автор не описывает нам нашу жизнь, а, показывая нам жизнь друг друга, нам себя со стороны, размышляет: почему же наша жизнь такова.
Законами физики не управляют и сами физики, законы химии не подвластны химикам. А социальные законы — в руках людей. Мы поистине кузнецы как своего счастья, так и провалов.
Автор ставит весьма неудобные вопросы. Весьма! "Современная Россия вбухивает миллиарды долларов в улучшение имиджа, но пока данное "самовздутие" не помогает. А вот у Советского Союза авторитет на международной арене был безусловный".
Но! "Советская власть, казавшаяся незыблемой, продержалась семьдесят лет. Не спасли её ни оптимистическая культура, ни грозная армия, ни идеологическая монолитность, ни самодостаточная экономика, ни железный занавес. Почему?"
И автор ищет ответ на этот вопрос: почему погибла родина? Для нормального человека этот вопрос больной, и любой ответ не успокоит. Но найти его надо. "Равнодушие к собственной социальной и политической судьбе свойственно тяжело больным народам. В момент распада страны русские даже не поборолись за права соотечественников в бывших совреспубликах или за свои исконные земли, такие как Северный Казахстан. Россия ничего не сделала для русских на Украине. В России и собственный народ брошен на растерзание олигархам". "Сегодня самое слабое наше место — именно элиты, вживляющие в общественный организм чуждые теории и действующие, по сути, антинационально. Самобытность цивилизации по имени "Россия" до сих пор ими не осмыслена и не усвоена, наша страна воспринимается правящим классом как "недоразвитый Запад", и потому самоубийственный безнациональный идеал манит их по-прежнему".
Всего лишь несколько цитат из статьи "Россия: от интернационализма к постгуманизму", открывающей книгу. А какая глубина размышлений: почему страна, где дружба народов была фактом, распалась на национальные образования, за счёт кого эта дружба и народы процветали? Ответы настолько очевидны, что в законодательстве появились статьи, карающие даже за поиски ответа на этот вопрос.
"Ода воровству" стегает отточенными фразами: "Литература требует всего человека — без остатка. Наука — тоже. Воровство — тем более. Мало украсть бюджет! Надо ещё и диссертацию хапнуть ("откусить" от учёных учёности), и писателем выступить — украсть у литераторов остатки общественного внимания, и с телеэкранов не слезать, воруя у зрителей время жизни, досуг — и без того убогий. Украсть можно всё: патриотизм (присвоить чужие чувства), православие (утопить веру в ханжестве), государственность (спекуляции "долгом" и запугивание "врагами"). Идея воровства пронизывает властную вертикаль сверху донизу. Воруют пирожки на фуршетах, бюджеты регионов и ведомств, сантиметры дорожных покрытий и побережья озёр, рек, морей, океанов. Воруют землю и недра, газ, нефть, леса и поля, властные полномочия и державные кабинеты". Но статья — не соль на раны, что сыплют нам в изобилии все телеэкраны и страницы газет-журналов: автор ставит диагноз и показывает, почему и как надо всё это преодолевать, что будущее не за вульгарными материалистами‑ворами, для которых важны только их телесные удовольствия. "Идеалистов больше, и они обязательно победят. Другой вопрос — какой ценой". Да, это очень существенно — цена вопроса. Потому что за всё в нашей истории платим мы, народ. А так называемые властные элиты, пускающие страну под откос, "откашивают" и от расплаты. Человек верующий, Лидия Сычёва ни сама не впадает в грех уныния, ни читателей не вводит. Она просвещает, разъясняя многие явления, кажущиеся непонятными, и вдохновляет: "Мы всё ещё русские!"