Мы должны лететь на Луну
«Счастлив ребенок — и в люльке просторно ему,
но дай сделаться мужем, и тесен покажется мир.»
Из древнегреческого эпоса
«Когда спросят, что важнее: Луна или Солнце, смело ответь: Луна.
Ибо Солнце светит днем, когда и без того светло, Луна же — ночью!»
Козьма Прутков
Как могли мы согласиться с тем, что американцы были на Луне? Не зная телеметрию их полета, не видя не то что двигателей, но и чертежей двигателей, не видя и не проверяя их 300 килограмм лунного грунта, и, главное — не попытавшись воспроизвести их полет, как мы могли взять и согласиться?! Сказали бы: «по сообщениям CNN», «По сведениям из NASA», «Есть мнение». Они бы нам продали пшеницу по низкой цене, не сомневайтесь, и задружили бы мы еще крепче. Как мы могли продать свое первородство за чечевичную похлебку? Но дело сделано, США — номер один, мы — номер два. Это — не так уж плохо. Что такое номер один без номера два? Ничто. «Единица — ноль» - писал поэт. А номер два без номера один — это значит он и станет первым! Пока что мало потеряно, практически — ничего.
Мы должны лететь на Луну! Мы — как ребенок, у которого недавно перерезали пуповину — связь с мамкой — Землей, спасибо Юре Гагарину! Теперь мы лежим в кроватке и сосем мамкину сиську. Как и наши братья в других странах. Очнись, малыш! Мамкино молоко кончается! Ты видишь, как иссякают нефтяные скважины, как растут горы отходов, как хиреет твое собственное тело? Тебе надо сделать первый шаг — вон из колыбельки! Если просто лежать и ничего не делать — будет смерть! Творец создал тебя не для вечного паразитизма! Он специально повесил надо твоей колыбелью яркую игрушку, чтобы тебе было легче до нее дотянуться. Но надо сделать шаг — игрушку рукой не достать, все же полмиллиона километров… Первый шаг — это полет к Луне.
Лететь надо только самим. Международное сотрудничество — это обломовщина в красивой упаковке! Где ты видел, чтобы младенцы шагали в ногу? Каждый — только сам, отдельно от других! И еще, ты видишь, как вдалеке проносится антилопа? Это — Марс. Не пытайся его догнать — для этого надо уметь бегать! А ты еще ходить не научился! Забудь про Марс — это — пока — запретный плод для тебя. Думай только о Луне!
Не пытайся кидаться в игрушку своей соской, так ты ее не достанешь! Автоматы - вещь полезная для общего развития, но она не заменяет Человека в Космосе. Ты пойдешь и будешь шлепаться о пол и громко плакать. Что поделаешь — ученье стоит слез! Надо привыкнуть к тому, что наши ракеты будут падать. Возможно, мы пошлем Первых на мученическую смерть… Разумеется, мы сделаем все, чтобы этого не случилось, но надо быть готовыми к боли, и к тому, чтобы вновь и вновь вставать на ножки, и пытаться снова, набравшись опыта.
Нас не должны останавливать никакие жертвы, потому что речь — о жизни и смерти нашего рода. Твоим братьям предстоит то же самое, не слушай их криков: «есть другие применения денег, например, раздать бездомным, и вообще лучше продолжать сосать сиську…» Не ищи проторенных путей, выбери свой и пусть другие следуют за тобой. А они последуют, не сомневайся!
Что же надо сделать, чтобы лететь к Луне?
…
Укажем только узловые точки, в порядке усложнения.
Двигатели. Они, в принципе, неплохо были уже отработаны, с учетом сборки корабля на орбите здесь вряд ли есть серьезные трудности.
Навигация. Про нее Королев говорил, что она важнее двигателей. Здесь важна высокая точность определения координат для быстрой коррекции орбиты. Для тяжелого корабля это может представлять некоторый риск, так как невозможно точно заранее вычислить орбиту: мы не знаем многих параметров, от которых она критически зависит, например, текущее распределение масс внутри Земли, а также влияние солнечной гравитации. На борту нужен суперкомпьютер, но таких компактных пока нет. Идеальным решением были бы квантовые технологии: как в точном определении времени квантовые часы (это уже есть, по крайней мере, у американцев, значит и мы можем), так и для вычислений — квантовый компьютер — этого пока нет ни у кого. Здесь кроется трудность. Однако если на Земле одной из серьезнейших проблем квантовых технологий является трудность создания глубокого вакуума и сильное охлаждение, в Космосе этих проблем не будет. Космос дает нам маленькие преимущества, использовать которые надо научиться; возможно, именно они и приведут, в конечном счете, к успеху.
Биология человека. Это — гораздо более серьезно. На Земле нас защищает ее магнитное поле, в пути его не будет и поток солнечных протонов прошьет тело космонавта миллиардами острейших игл, калеча его хромосомы. Он должен вернуться живым из полета. Защита в виде свинца не подходит из-за тяжести, пенопласт тоже вряд ли сильно поможет, нужно отклонять протоны магнитным полем. Для этого нужны сильные токи, и источник энергии на борту, термояд пока есть лишь в теории, значит, надо искать иные методы защиты. Сначала запустить черепашек. Говорят, мы уже запускали — это было в реальности, или так же, как у NASA с аполллонами? Надо повторить, потом — мышек, потом — собачек и обезьянок. Может, радиация и не так страшна, как ее малюют? Может, найдем временное окно, когда Солнце не так жжет? Биология — это огромная проблема!
Экономика. Стоимость полета — примерно полтора триллиона долларов. Это меньше, чем у нас разворовали за годы, прошедшие с момента краха Союза. Но такие траты затрагивают экономическую модель. Само изменение этой модели, к которому тщетно призывают экономисты из условного патриотического лагеря, невозможно без реализации задачи полета к Луне, так как только эта цель может оправдать ломку сложившихся экономических отношений. При этом сам полет вполне реален технически. За годы, прошедшие с времен нашего лидерства в Космосе, технологии шагнули вперед, и многое можно сделать легче, чем пятьдесят лет назад. Скептикам же всегда можно привести неотразимый аргумент: ну ведь мы же не первые, а вторые, мы ни на что не претендуем, мы идем по следам наших партнеров. А Космос — наше естественное конкурентное преимущество.
Политика. Это, возможно, самое трудное. Для прыжка на Луну придется многое менять, мы даже пока не знаем, насколько глубоко. Здесь важен личностный фактор. Важно решиться на это, решиться «быть вторым» - это часто гораздо труднее, чем быть первым. Разумеется, рулить здесь смогут только совершенно новые люди, «опытные профессионалы» вряд ли подойдут: они заточены под имитацию, а не реальное дело, а это уже предполагает серьезное изменение в политике. К Луне придется лететь, и если это не сделаем мы, это сделают другие. Кому-то надо лететь, потому что исторической альтернативой является гибель нашего рода.
…
Циолковский не ошибался. Человечество не останется вечно на Земле. Чтобы выжить, нам надо идти в Космос. Ромео должен встретить свою Джульетту, она не далеко — не больше нескольких световых лет. Она ждет его. Но ей нужен сильный и красивый юноша, а не младенец в кроватке. В смелых мечтах мы уже встречались с Ней, но это были лишь детские сны: они назывались «встреча с инопланетянами». Малыш, ты должен сначала повзрослеть и научиться ходить. Думать о Ней ты будешь потом. Сначала — первый шаг.
Мы должны лететь на Луну!