Сообщество «Информационная война» 19:10 10 декабря 2023

Мы догоняем, а не отстаём

Зампред Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи рассказывает

«ЗАВТРА». Андрей Николаевич, наше общение хотелось бы начать с такого вопроса: вот уже скоро год, как вы лично находитесь под санкциями ряда стран «альянса демократий». Как это сказалось на вас, на вашей жизни?

Андрей СВИНЦОВ. Как вы знаете, западные санкции введены в отношении огромного количества российских чиновников, депутатов, предпринимателей, компаний, по сути — против всей нашей страны. И они в целом привели к определённым неудобствам, но каких-то критических последствий для российского общества из-за этого не произошло. Что касается меня лично, то я никогда не был большим поклонником Европы или Америки, поэтому запреты с их стороны воспринимаю спокойно: ну, не пускают, но я туда и не стремлюсь. Что касается наших друзей в остальном мире — в Азии, Африке, Латинской Америке, то там никаких ограничений нет. Конечно, политика США и их союзников по отношению к России носит откровенно враждебный, дискриминационный характер, но это для них привычная практика: Куба, Иран, Северная Корея, а сейчас и против Китая вводят массированные санкции. Но это реальность нашего времени, и нужно не переживать из-за этого, а создавать необходимые условия для замены и развития тех сегментов нашей инфраструктуры, которые пострадали от введения западных санкций.

«ЗАВТРА». В новом созыве Госдумы вы занимаете пост заместителя председателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи. Эта сфера деятельности является одним из важнейших фронтов нынешнего противостояния, нынешней гибридной войны между коллективным Западом и Россией, его значение быстро растёт. Какие достижения и проблемы, какие перспективы на этом фронте вы видите и можете назвать?

Андрей СВИНЦОВ. Наш российский IT-сектор, безусловно, больше всего пострадал от санкций, и это понятно, потому что все современные информационные технологии действительно сконцентрированы в Соединённых Штатах. Речь идёт прежде всего о самых мощных системах, которые на протяжении десятилетий проектировались и создавались на территории США, частично производство было перенесено в Китай, но при этом начиная с президентства Дональда Трампа был запущен обратный процесс: американцы стали выводить свои высокотехнологичные компании из КНР. Мы понимаем, что одним из главных партнёров США в IT-секторе является Тайвань, и мы видим, какая схватка сейчас вокруг этого разворачивается. Это схватка не за территорию: территорий у Китая достаточно, это схватка за технологический ресурс. И она, хотим мы того или нет, скорее всего, приобретёт характер войны между КНР и Соединёнными Штатами. В Вашингтоне понимают, что сегодня они действительно являются лидерами в сфере информационных технологий, в сфере искусственного интеллекта, и всеми силами пытаются сохранить своё лидерство. Но я думаю, что это у них не получится, поскольку Китай их стремительно догоняет, а любые технологии, созданные человеком, можно воспроизвести. Да, мы какое-то время будем отставать, но за 10–15 лет имеющийся разрыв можно ликвидировать, и Россия, и Китай в этой сфере будут на равных конкурировать с Америкой. Это и новые поколения связи 5G и 6G, это спутниковый интернет, спутниковая связь в целом, всё, что связано с космосом, и, безусловно, искусственный интеллект.

«ЗАВТРА». Возможно, вопрос в большей степени не к вам, а к Минпромторгу и Минобрнауки РФ, к реальным процессам импортозамещения, но Тайвань — это прежде всего то место, где налажено массовое и дёшевое производство полупроводников, чипов. Китайцы здесь имеют необходимую научно-технологическую базу, на которой могут не только делать чипы по самым передовым технологиям, но и выпускать оборудование для их производства. Мы же по этим моментам пока отстаём.

Андрей СВИНЦОВ. Да, действительно, в производстве чипов и всего, что связано с так называемым железом, элементной базой, наша зависимость от импорта продолжает оставаться высокой, здесь мы находимся в позиции догоняющих, но тем не менее в России нужные мощности стремительно наращиваются, мы догоняем, а не отстаём. Буквально месяц назад я был на производстве, где делаются очень серьёзные вычислительные машины и большие хранилища информации, на 128 юнитов. Я до этого видел отечественное производство только на 24 юнита. Может быть, по ряду базовых параметров, скорости вычислений небольшое отставание от мировых лидеров ещё есть, но, подчеркну, это полностью российская разработка, на отечественных процессорах, на отечественном программном обеспечении, способная вывести на принципиально новый уровень нашу национальную кибербезопасность. То есть при правильной постановке задач со стороны государства российский бизнес готов их решать. Мы не можем сказать, что происходит в недрах самих государственных структур, КБ и промышленных компаний типа Ростеха или Ростелекома, которые могут позволить себе не «публичить» имеющиеся разработки. И если мы сохраним тот темп, который сейчас взяла наша электронная промышленность, то через 10–15, максимум 20 лет мы будем в тройке мировых лидеров... В своё время Советский Союз совместно со странами СЭВ имел сопоставимые с Западом показатели. Сейчас появился третий центр — Китай. И если в условиях сегментации глобальной экономики мы в итоге получим треть мирового рынка электроники, то это будет абсолютно нормально.

«ЗАВТРА». Андрей Николаевич, наша страна, наша цивилизация всегда умела защищать себя, создавать для этого необходимое оружие и его использовать. Поскольку сейчас IT-технологии всё шире применяются как оружие в киберпространстве, здесь у нас просто нет альтернативы, кроме как мобилизовать свои возможности и создать нужный комплекс вооружений.

Андрей СВИНЦОВ. В текущем моменте это самое простое, что можно сделать. Мы понимаем, что сейчас 90% или даже больше из мировых СМИ и коммуникативных сетей как средств доставки информации подконтрольны США и их союзникам. Разумеется, небольшие страны или даже группы стран с этой глобальной медиамонополией конкурировать не в состоянии. Но Россия — конкурирует, Китай — конкурирует, и уже вполне успешно. За последние 20 лет Китай полностью создал необходимый инфраструктурный комплекс своего медиапространства, полностью независимый от Запада, управляемого Соединёнными Штатами Америки.

К сожалению, последние 25–30 лет мы были уверены, что Запад — наш партнёр, но выяснилось, что это абсолютно не так. Но ничего страшного. Технологии у нас есть: собственные соцсети — есть, собственная спутниковая группировка, «закрывающая» всю поверхность Земли, — есть, и т. д. Более того, созданы такие технологии коммуникации, как «Телеграм», которые очень сложно блокируются каким-либо методом. Собственно, доступ к этим технологиям и позволяет доносить нашу повестку до абсолютно любого жителя планеты в любой стране мира. Недаром огромное количество западной прессы и западных политиков постоянно обвиняют нашу страну в «русской пропаганде», в «российской пропаганде». Это происходит и в США, и в Европе, и по всему миру, хотя у нас там нет каких-то мощных источников информации. Но даже Russia Today и достаточно свободные социальные сети, включая мессенджер «Телеграм», который активно расширяет свою структуру и функциональные возможности, вызывают у них растущее беспокойство. Но разве пропаганда — это что-то плохое, с чем связаны какие-то отрицательные коннотации? Тем более мы ничего ни от кого скрывать не собираемся, открыто говорим о том, что думаем, о том, что не согласны с глобалистской повесткой дня, что это тупиковый для человечества путь, ведущий к катастрофе, а так оно и есть.

Поэтому планета будет всё больше и больше для нас открываться и к нам поворачиваться. Почему? Потому что позиция Российской Федерации проста и понятна: мы никогда никому не угрожали, но всегда защищались от внешних угроз. Причём не только сами себя защищали, но и помогали слабым в любой точке мира: строили промышленные и инфраструктурные объекты, обучали, лечили, создавали системы обеспечения продовольствием и т. д. Все это помнят. От нас сейчас отвернулось около трёх десятков стран Запада, зато больше 100 стран мира нас поддерживают и продолжают с нами взаимовыгодное сотрудничество. Все заинтересованы иметь такого друга, как Россия.

«ЗАВТРА». Вы, являясь также куратором Общественного Совета писателей при фракции ЛДПР в Госдуме, затронули, как представляется, очень интересный и важный момент смены вектора развития в нашем обществе и нашем государстве. Долгое время мы были ориентированы на то, чтобы стать частью общечеловеческой цивилизации. Оказалось, что такой цивилизации просто нет, а есть коллективный Запад, провозгласивший себя «альянсом демократий», и есть весь остальной мир, который должен Западу безусловно подчиняться, следовать его «порядку, основанному на правилах». Эта смена вектора, этот поворот касаются не только развития технологий, в том числе коммуникативных. Не менее важны те цели, на достижение которых эти технологии направлены, и те ценности, которые через них транслируются и развиваются. Недавно президент России, выступая на XXV Всемирном русском народном соборе, говорил о необходимости прорыва в культурной жизни нашей страны. А для такого прорыва нужна мобилизация и концентрация всего народа, его творческих, созидательных сил.

Андрей СВИНЦОВ. Конечно, это важная задача, и мы можем только всемерно способствовать преобразованию «общества потребителей» в общество созидателей, творцов, в Русский мир, каким все мы хотим его видеть. Но прежде, конечно, стояла задача людей накормить, обеспечить их безопасность, предоставить необходимые социальные гарантии. Процесс возрождения нашего государства начинался с этого. Параллельно шла работа над тем, чтобы наше государство во всём мире воспринималось как дружественное. Это такие цели, достижением которых не может похвастаться ни одна страна в мире, даже многолетний «глобальный лидер» в лице США, которые давно стали глобальным жандармом и переживают серьёзный инфраструктурный кризис. Китай — цивилизация с многотысячелетней историей, она сконцентрирована прежде всего на собственном развитии. Да, для достижения этих целей нам пришлось от многого отказаться и многому научиться. С момента крушения Советского Союза и даже ранее того в нашем обществе стала господствовать западная идеология и западная пропаганда, на все ключевые, руководящие посты в этой сфере пришли те, кто эту самую западную идеологию продвигал. А раз они заняли эти посты, они распределяли деньги, они давали заказы, и за прошедшее время сформировалась достаточно плотная среда тех, кто с этим связан, кто это всё создавал. И это факт, что вся наша медиасистема и даже система образования во многом — копия западных образцов, по лицензии и без. Полезно ли нам это? Не всегда и не во всём, к тому же всё в меньшей и меньшей степени. А очень многие моменты уже откровенно вредны. И поэтому тем людям, которые много десятилетий работали в этом направлении, продвигая западный контент с западными ценностями, — им за один день измениться нельзя. Нельзя сказать, что все они — агенты Запада. Но они сориентированы на экономический интерес, на то, что больше всего приносит денег, что связано с грязью, пороками, криминалом и т. д., — всё, что вызывает скандал, привлекает внимание и повышает рейтинги. Но изменять эту ситуацию надо, и я считаю, что этому будет уделяться особое внимание, потому что с точки зрения национальной безопасности уже весь мир признал, что русская армия — самая сильная, русский солдат — самый преданный и отважный! Каждый наш гражданин независимо от его возраста, национальности, конфессии и т. д. сможет чувствовать себя в безопасности, свободно развивать и реализовывать свои способности во всех сферах жизни общества — разумеется, в интересах нашего государства и нашего народа. Для этого нужно, чтобы каждый гражданин гордился своей страной, чтобы чувствовал и понимал, что государство о нём заботится. Вот на это нужно перенацеливать и перенастраивать всю систему наших медиакоммуникаций, и я уверен, что эта работа будет продолжена, только ещё более системно и последовательно.

«ЗАВТРА». Русский мир невозможен без русского языка, без людей, которые на нём общаются во всех сферах и на всех, снизу доверху, уровнях социальной жизни, которые мыслят, чувствуют его как свой родной язык. Известно, что сфера использования русского языка в мире последние 30 лет сокращается, в том же «альянсе демократий» русскую культуру, одну из ведущих мировых культур, стремятся всеми силами и способами дискредитировать и «отменить», да и демографические процессы в нашей стране сейчас трудно назвать благоприятными. Как вы оцениваете эту проблему, её масштабы и значение, какие пути решения предлагаете?

Андрей СВИНЦОВ. О проблеме этой уже много здесь сказано, а пути её решения вполне очевидны. Нужно очень спокойно и твёрдо внедрять в сфере культуры, в сфере образования традиционные ценности нашей цивилизации, наводить порядок. Государство уже этим занялось, в частности, идёт работа над новыми учебниками истории, над образовательными программами в школе и вузах, продвигается патриотический дискурс, в том числе в музыке, театре, кинематографе, в компьютерных играх, ограничивается и наказывается пропаганда антироссийских настроений, экстремизма и терроризма в медиасфере. Наверное, две самые сложные здесь позиции — это телевидение и книгоиздание. Потому что они очень инерционны, их быстро не перезапустишь, а книга к тому же утратила технологическую «монополию Гутенберга» на чтение как главный для общества канал передачи знаний и ценностей.

«ЗАВТРА». Андрей Николаевич, это, несомненно, так, но русская культура традиционно словоцентрична от «Слова о Законе и Благодати» и «Слова о полку Игореве» до слова Пушкина и вплоть до наших дней. Нужно ли, по-вашему, сохранять и развивать эту словоцентричность или в грядущую цифровую эпоху нужно искать дополнительные, другие точки опоры и точки роста для Русского мира? Тем более, знаю, что вы сейчас вплотную занимаетесь ещё и такой проблемой, как перевод на государственном уровне писательских дел из ведения Минцифры в ведение Министерства культуры.

Андрей СВИНЦОВ. Здесь проблема не столько в переводе из одного госведомства в другое, хотя он тоже по ряду причин более чем необходим, сколько в официальном признании труда писателей полноценной профессиональной деятельностью, для чего необходимо изменить многие устоявшиеся, но, на мой взгляд, уже отжившие, не соответствующие современному состоянию дел и нынешним целям государства и общества и правоустанавливающие, и правоприменительные нормы — по сути, нужен перезапуск главного двигателя нашей, как вы сказали, словоцентричной культуры. И могу сказать, что здесь есть и большое сопротивление, и ещё большее признание необходимости данного процесса.

«ЗАВТРА». Спасибо за эту беседу, Андрей Николаевич! Мы как газета, ведущая своё родословие из Союза писателей РСФСР, будем внимательно следить за развитием событий в той сфере, которой вы занимаетесь.

Материал подготовил Владимир ВИННИКОВ

1.0x