Авторский блог Екатерина Глушик 13:59 14 июня 2019

Родина героев

об антологии поэтов Донбасса

"Мы". Антология поэтов Донбасса". — М.: "Беловодье". 2019. — 432 с

Антология поэтов Донбасса — большой и красивый труд. Составитель, Карен Джангиров — поэт, публицист, критик, проделал работу по поиску, отбору произведений поэтов, которые опровергают распространённое мнение о том, что когда говорят пушки, музы молчат. Музы поют, шепчут, кричат, взывают и пророчествуют.

Можно сказать, что книга состоит из трёх равно значимых частей. Непереносимо пронзительные кадры распинаемого Донбасса: убитые дети, женщины, собственно стихи, и предисловие как отдельный жанр — это и анализ, и признание, и откровение. "Сила и мощь Языка есть абсолютное следствие духовных процессов, происходящих на его Территории. Чем мощнее и глубже эти процессы (например, Достоевский), тем более велик и могуч язык. Русский язык настолько велик и настолько превосходит своих носителей (так же, как текст бесконечно превосходит автора), что давно уже стал самостоятельной этнической единицей. Русский язык — это Этнос, под крышей которого собираются его носители". Столь острое чувство языка у составителя антологии, возможно, развилось от того, что с некоторых пор он живёт не в России, но бесконечно предан русскому языку.

"Впервые, предваряя антологию, я вынужден выйти за рамки поэзии, потому как и весь остальной, чуждый нам мир, окончательно сойдя с рельсов, вышел за рамки… Здесь — последний предел… Разума, смысла, чести, достоинства, нравственности… Справедливости и морали… Всего, из чего веками строился Человек. Теперь не строится. Теперь старательно разрушается. Ибо тем, кто сильно желает подчинить себе всё и вся, Человек не нужен. Человечество — да. Оно им крайне необходимо (но уже не в формате собранных в толпу граждан, способных хоть как-то думать, а в формате абсолютно управляемой биомассы, не помнящей и не знающей…), а вот Человек — нет.

Ну, а где наивысшая концентрация Человека? Может, в трусливой старушке Европе, пребывающей уже много лет в свободном падении… в бесполое и бездуховное? Или в стране безбашенных ковбоев, перебивших аборигенов и направивших все свои устремления к тому, что им представлялось и до сих пор представляется Величием Американской Нации? В стране чипсоедов, где на тысячу говорящих голов найдётся не больше одной, что-либо помнящей о своей культуре? Знающей, что, к примеру, Джек Лондон — это писатель, а не хозяин соседней бакалейной лавки или очередное голливудское диво? Продолжать можно долго, но и так понятно, что Человека в достаточной концентрации там тоже нет. Ну, а где тогда прячется этот наш Человек? Ответ мы прекрасно знаем — в России. В том числе — и здесь, на донской, исконно русской земле… Которая тоже — Россия-матушка, как и вся Украина…"

"Я постоянно получаю рукописи со всех уголков планеты. И вот что удивительно — с тех пор, как хунта объявила войну своему народу, и начала литься кровь, едва ли не каждый второй верлибр, написанный русскоязычными авторами от Берлина до Мельбурна, от Мельбурна до Хабаровска, от Хабаровска до Парижа… посвящён этой тематике. Это ли не доказательство того, что за дончанами стоит огромная эзотерическая сила, "сотканная" по каплям из тех, для кого Русский Язык, сама Русскость — единственный способ бытия на земле. Это сила, не имеющая себе равных, по причине её Человеческой гравитации, нарастающей с каждым днём. Сила, которая и есть то, что я определил как "МЫ"…"

И вот — они, те самые "мы". Десятки авторов: поэты, журналисты, горняки, гидрологи, химики, биологи… Краткая справка о каждом. Их портреты — это галерея героев, которые своими голосами подавляют звуки выстрелов и взрывов: "Диапазон возрастов наших авторов — от уже ставшего классиком Николая Анциферова, родившегося в 1930 году, до совсем ещё юных, которым не многим более двадцати. От ныне живущих до уже ушедших. От верлибра до канонического стихосложения. От набирающих обороты талантливых авторов до уже состоявшихся мастеров".

Мы богаты культурой Донбасса. Эти поэты наполнили русскую поэзию такой краской, которая возможна, видимо, только там. Нам показывают ареалы, где развились, сохранились, преобразились, поставленные в те или иные природные условия, виды растений, животных, птиц. И эта совершенно особенная земля, Новороссия — дала диковинные виды поэзии, невозможные больше нигде: сочетание неимоверно тяжёлого труда, понимания, чего стóит человеческая жизнь, ощущение света после непроглядной тьмы подземелья, стоицизм и открытость, распахнутость и незащищённость.

Почему мы не видим эти прекрасные лица, не знаем этих поистине героических имён? Всем нам было бы совестнее жить от того, что совсем близко, с нашими родными, творят такое беззаконие, что на них обрушилось такое горе. И было бы светлее от мысли, что в чёрные времена есть люди благородные, несгибаемые. Донбасс — родина героев. Каждый, живущий в этом многолетнем аду, — уже герой и стоик. А тот, кто слагает стихи, наполняет мир светом.

Именно за то, чтобы говорить на русском языке, писать на нём стихи, и восстал Донбасс, перед которым мы в долгу: они встали на защиту земли, говорящей на русском, они отстаивают рубежи нашей души — русского языка. И пусть слух о них "пройдёт по всей Руси великой". И назовёт их "всяк сущий в ней язык".

Каждый автор — поэт. Каждая строка — русская поэзия.

1.0x