Сергей ЛАВРОВ "Мы — вежливые люди. Размышления о внешней политике" (серия "Служить России"). — М.: Книжный мир, 2017. — 544 с.
Как известно, есть два принципиальных способа быть лидером и управлять людьми. Первый — становиться лучше, "расти" самому, и второй — подавлять других, тем самым возвышаясь на их фоне.
В масштабах большой политики этот выбор является, можно сказать, судьбоносным не только для самих лидеров, но и для тех структур и государств, которые они возглавляют. "Птенцы гнезда Петрова", "Екатерининские орлы", "Сталинские соколы" — всё это свидетельства того, что и Пётр I, и Екатерина II, и "отец народов" были по-настоящему великими лидерами, которые создавали вокруг себя консорции чрезвычайно компетентных и успешных соратников. А вот, например, за активно и повсеместно прославляемым ныне Николаем II ничего подобного, увы, не водилось — из выступавших на его стороне деятелей выделяется разве что Пётр Аркадьевич Столыпин, да и того последний "самодержец всероссийский" сделал главой своего правительства по крайней необходимости. Да, был ещё "старец" Григорий Распутин — но он выступал уже больше в роли "громоотвода", по которому били все политические молнии, и когда этот "громоотвод" уничтожили, никто в верхах Российской империи за будущего царственного мученика (а тогда — "Николая Кровавого") не вступился — наоборот… И "монархистов" после 1917 года в России как политической силы больше не было. От слова "совсем". Конечно, можно назвать того же Сталина "красным монархом", но это уже другое…
Это всё к тому, что правление Путина с данной точки зрения является, мягко говоря, противоречивым. С одной стороны — такие люди, как министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу и автор рецензируемого сборника, министр иностранных дел Сергей Викторович Лавров, чей авторитет по-настоящему высок и в нашей стране, и за рубежом. С другой — такие люди, как "лучший министр финансов" Алексей Леонидович Кудрин, "лучшая глава Центробанка" Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, "лучший менеджер" Анатолий Борисович Чубайс и прочие "прорабы рыночных реформ", которые — nomina sunt odiosa, скажем так… Впрочем, не будем о грустном. Тем более что налицо был "феномен Сердюкова—Васильевой", когда "фельдмебель Табуреткин" и его верная "амазонка", что называется, от души феерили в отечественном военном ведомстве, разваливая всё, до чего доходили их творческие руки и вызывая сдавленный хохот "спецов" за рубежами нашей богоспасаемой страны, — а потом "внезапно", откуда ни возьмись, появились и "арматы", и "калибры", и всё, что нужно для побед в современных боевых конфликтах…
Впрочем, здесь речь — о Лаврове. Признанном мастере дипломатического слова и дела мирового уровня. В рецензируемом издании составитель и автор предисловия Елена Пономарёва собрала выступления действующего министра иностранных дел РФ за 15 месяцев, с января 2016 по март 2017 года включительно. И они, как легко можно убедиться, охватывают весь спектр российской внешней политики, от "ближнего" до самого "дальнего" зарубежья. Весьма показательно в этом отношении не слишком растиражированное в средствах массовой информации выступление Сергея Викторовича на встрече с молодёжью в Белорусском государственном университете 16 мая 2016 года: "Ситуация в мире непростая. Идёт процесс перераспределения экономической мощи, финансового влияния, а вместе с этим — и политического веса. Процесс болезненный для тех, кто привык занимать доминирующие позиции в мире в течение многих столетий. От этой привычки трудно избавиться. Но объективный процесс превращения мировой системы в полицентричную, в более сбалансированную и демократическую — идёт, и его не остановить. Попытки опять цепляться за однополярную концепцию мира хотя и иллюзорны, но, к сожалению, наносят вред состоянию международных отношений, сопровождаются вмешательством во внутренние дела, попытками смены режимов, силового принуждения… Поэтому мы должны помнить об уроках истории: когда появляются общие зло и враг — мы должны объединиться…".
Понятно: политкорректно названный Лавровым в качестве такого "общего врага" и безусловного зла международный терроризм — не более чем фигура речи, за которой скрывается "коллективный Запад" (ведь именно он утрачивает привычную для него "на протяжении столетий" доминацию на мировой арене, а вовсе не нанятые в качестве "пушечного мяса" "варвары"-исламисты — у тех-то доминации уж точно не было со времён завершения испанской Реконкисты, если не ранее).
А вот что говорил глава нашего дипломатического ведомства, выступая с лекцией для высшего офицерского состава Академии Генштаба 23 марта 2017 года: "Приходилось встречаться с мнением, которое охотно подхватывают русофобы: что обширная география России сформировалась, дескать, благодаря экспансии… На это можно ответить, что большая беда для нас в последние столетия происходила почти всегда и только с Запада, в то время как Россия, по известному изречению М.В. Ломоносова, "прирастала Сибирью", собирая под своим крылом разные народы и земли на Востоке". То есть там, откуда нам не грозили ни Карлы XII-е, ни Наполеоны, ни Вильгельмы II, ни Гитлеры с Черчиллями и Трумэнами. Даже "русско-японскую" войну 1905 года "спонсировали" наши "западные партнёры" — разумеется, в пользу Страны Восходящего Солнца, за что потом расплатились во время Второй мировой войны…
Но, главное, наверное, то, что если в арсенале министра иностранных дел нашей страны присутствует и используется понятие "русофобия", национальными интересами России как общего для всех её народов дома (наш дом — наша крепость, а наша история — это наша география) государственная власть поступаться не будет.