Сделки с иностранными контрагентами регулируются особыми нормами законодательства. Для выполнения этих требований, для повышения потенциальной прибыльности бизнеса и минимизации рисков экспортеры и импортеры привлекают посредников – как правило, речь идет о банковских организациях.
Обсудим подробнее два вида востребованных международных сделок, которые проводятся с помощью банка – это факторинг и форфейтинг.
Факторинг
Как и внутренний факторинг, международный аналог процедуры, подразумевает уступку денежных обязательств, когда фактор (в нашем случае – это банк) выплачивает средства одной из сторон сделки, а от другой стороны получает средства через оговоренный промежуток времени.
Таким образом, банк-фактор может напрямую финансировать нерезидента для стимуляции сотрудничества с российскими компаниями и закупки отечественной продукции на выгодных условиях. Эта услуга позволяет нашим компаниям предлагать конкурентные форматы сотрудничества во время выхода на международный рынок. Факторинг для экспортеров есть, к примеру, у «Металлинвестбанка».
Факторинг для поставщиков товаров из-за границы (импортный факторинг) дает возможность отечественному бизнесу активно развиваться, закупая услуги и товары с отсрочкой платежа для дальнейшей реализации внутри страны, сохранения оборотного капитала и повышения безопасности сделки. Такой факторинг, по сути, отличается от внутреннего только тем, что один из контрагентов представлен иностранной компанией.
Существует и двухсторонний факторинг, когда помимо непосредственных участников сделки в лице двух компаний из разных стран, подключают для фактора – фактор-импортер и фактор-экспортер.
Форфейтинг
Форфейтинг – схожий формат сделки, в котором также принимают участие экспортер, импортер и банк-посредник. В отличие от факторинга, который может быть внутренним, то есть, заключаться между отечественными компаниями, форфейтинг, как правило, подразумевает экспортную деятельность.
Форфейтинг подразумевает финансирование одной из сторон банком, но в отличие от факторинга, при форфейтинге передаются долговые обязательства (по векселям и иным долговым бумагам).
Заключение
Факторинг и форфейтинг – необходимые и востребованные инструменты, без которых сложно представить расширение бизнеса на международной арене, а также активное привлечение клиентов в лице иностранных компаний.
С помощью данных услуг компании могут вести трансграничные расчеты с минимальным риском для бизнеса (особенно при факторинге без регресса), в соответствии с законными нормами, с возможность наращивать капитал и объемы закупок.